Методическая разработка на тему "Река времени"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи о назначении часов, их функциях, строении.
Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
Закреплять знания о понятии «время».
Воспитательные задачи:
Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
Развивающие задачи:
Развивать у детей грамматически правильную разговорную речь.
Расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социализация, художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_reka_vremeni.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербург
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
для детей подготовительной группы
«Река времени»
Воспитатель Ломзина
Любовь Валентиновна
Город Санкт-Петербург
2015 год
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи о назначении часов, их функциях, строении.
- Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
- Закреплять знания о понятии «время».
Воспитательные задачи:
- Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей грамматически правильную разговорную речь.
- Расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социализация, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение сказки «О потерянном времени»;
просмотр презентации «История возникновения часов»;
создание музея часов;
рисование часов различной формы;
создание часов из бросового материала;
просмотр видео «Петропавловские куранты»;
слушание песен о часах;
игра «Ходят стрелочки по кругу»,
обучение детей ориентироваться во времени.
.
Ход:
Дети входят под музыку. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (время)
Вбегает Шапокляк.
Шапокляк: Здравствуйте, это группа «Радуга»? Меня Незнайка попросил вам письмо передать. Но хочу проверить, это вы самые умные и любознательные? Я тут с Лариской подслушала, что вы про время говорили. Я про время много знаю! А сможете на мои вопросы ответить?
Чем измеряется время? (годами). А сколько вам исполнилось лет?
А еще чем? (месяцами). Назовите, какие вы знаете месяцы. ( ответы детей).
Отгадайте такую загадку:
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(Дни недели).
Шапокляк: Назовите дни недели. (ответы детей). А еще чем измеряется время?
Ой. Лариска хочет вам загадать загадку:
Ходят лёжа, ходят стоя,
Крутят чёрные усы.
Без звонка они, без боя
Просто точные (часы). Конечно, часами!
Молодцы, ребята! Значит это точно для вас письмо. У нас с Лариской дел много, нам пора бежать! До свидания!
Воспитатель: Дети, здесь для нас письмо. Давайте прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Радуга». Пишет вам Незнайка из Солнечного города. Я узнал, что вы в группе открыли настоящий музей часов. А у нас в Солнечном городе только солнечные часы. Наступила осень и на улице стало пасмурно. Жители города стали все время опаздывать, не успевать и ссорится. Но я узнал, что есть другие часы. Я нарисовал их, но они не работают. Они начнут показывать время, если откроется шкатулка. А её можно открыть, только пройдя испытания. Помогите мне!»
Ребята, вот какие нарисовал часы Незнайка!
Чего не хватает? (ответы детей). Вы готовы помочь?
Воспитатель: Первое задание вы найдете под «живыми часами» (ребенок достает карточку с заданием под петухом).
Прослушайте стихотворение и объясните, что означают слова выделенные голосом:
Говорят: часы стоят, (сломались, не идут, не работают).
Говорят: часы спешат, (идут вперед, бегут, идут быстро)
Говорят: часы идут, (тикают, работают, ходят)
Но немножко отстают, (идут медленно, не спешат)
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
(В. Орлов)
Воспитатель: Следующее задание вы найдете под «сыпучими часами». (Дети объясняют что «сыпучими часами» можно назвать песочные часы.)
Прослушайте запись звуков работающих часов и отгадайте их названия. (Будильник звенит, куранты бьют, наручные часы тикают, часы с кукушкой - кукуют и т.д.)
Воспитатель: Часы, которые вы видите, рассчитаны на 1 минуту. А это много или мало?
Сейчас мы это проверим.
Физминутка:
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так, (дети шагают)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение руками.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Поворот влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель:- Ну как? Долго мы играли? (нет)
- А хотите, проведем еще один опыт? Я предлагаю вам помолчать ровно одну минуту.
Игра «Молчанка»
Воспитатель: - А теперь, минута – это много или мало? (много) Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.
Воспитатель: Следующее задание найдете под «тикающими часами». Вам нужно разделиться на 2 команды, собрать разрезные картинки и сказать, что получилось. (дети собирают разрезные картинки с изображением часов Санкт-Петербурга)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Педагог. Пять часов!
(встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем открыть нашу шкатулку.
Дети в шкатулке находят стрелки, собирают часы и отправляют Незнайке.
Рефлексия:
О чем сегодня было наше приключение? Какие часы вы знаете?
Для чего людям нужны часы? Что понравилось?
Самоанализ НОД по окружающему миру для детей
подготовительной группы «Река времени».
НОД проводился с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
Количество участников -12 человек.
Структура НОД выдержана в соответствии с требованиями. Продолжительность
составила 30 минут. Условия проведения, оборудование, дидактический,
демонстрационный и раздаточный материал материал соответствует
методическим требованиям и нормам СанПин.
С детьми проведена предварительная работа. Чтение сказки «О потерянном времени»; просмотр презентации «История возникновения часов»;
создание музея часов; рисование часов различной формы; создание часов из бросового материала; просмотр видео «Петропавловские куранты»;
слушание песен о часах; игра «Ходят стрелочки по кругу»,
обучение детей ориентироваться во времени.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социализация, художественно-эстетическое развитие.
Образовательные задачи:
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи о назначении часов, их функциях, строении.
- Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
- Закреплять знания о понятии «время».
Воспитательные задачи:
- Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей грамматически правильную разговорную речь.
- Расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Структура НОД:
НОД осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Непрерывно-образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непрерывно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
1. Словесный метод (вопросы к детям, загадки, уточнение, поощрение, беседа) ;
2. Наглядный метод (музей часов, письмо, часы незнайки, шкатулка, разрезные картинки часов Санкт-Петербурга, цифры для часов в игре) ;
3. Практический метод (найти задание, сложить картинку, опыт, помощь Незнайки, игра «Ходят стрелочки по кругу», «Молчанка»)
. Вводная часть непрерывно-образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. НОД была направлена на решение проблемно — игровой ситуации.( вход под музыку, приход старухи Шапокляк и внесения письма от Незнайки).
Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую работу, выполнение всех поставленных учебных задач. (Прохождение испытаний, чтобы помочь Незнайке).
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка.
Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления были проведены: физ. минутка и игра с движением. Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости ребят.
В заключительной части НОД подвела итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки детьми своих возможностей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации непрерывно - образовательной деятельности детей была достаточно эффективной и динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непрерывно-образовательной деятельности задачи были выполнены.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"
Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"...
Методическая разработка "Круговорот времени"
Формирование естественнонаучных представлений о временных периодах (днях недели, месяцах, временах года) у детей старшего дошкольного возраста.Комплекс дидактических игр....
Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени
Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....
Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста поможет воспитателю своевременно познакомоть детей с временными понятиями: части суток, сутки, дни неде...
Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...
Методическая разработка :Организованная образовательная деятельность. Тема : « Путешествие по временам года».
Расширение представления детей о временах года,закрепление полученных знаний...
Учебно-методическая разработка: "Наблюдение за природой по временам года"
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...