План работы по развитию познавательных способностей детей
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

В детском саду организован долгосрочный проект "Волшебный мир шахмат".

Шахматы  учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания.

В последствие без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

по развитию познавательных способностей детей

старшего дошкольного возраста

в процессе обучения игре в шахматы

Месяц

Тема

 Цель

Методические приёмы

Сентябрь

 № 1

 «Удивительное шахматное королевство»

  • вызвать интерес к игре;
  • познакомить детей с шахматной игрой;
  • способствовать развитию интереса к шахматной игре
  • просмотр и участие в интерактивной игре «Сказки мудрого кота»
  • самостоятельные игры с шахматными фигурами.

№2

«Знакомство с шахматными  фигурами»

  • познакомить детей с шахматными фигурами.
  • учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными.
  •  развивать мелкую моторику рук.
  • прививать интерес к игре с шахматными фигурами
  • Просмотр и участие в интерактивной игре  «Шахматный парад»
  • «Найди фигуру», «Волшебный мешочек», «Кто быстрее»

 сентябрь

 №3

«История  шахмат»

  •  познакомить с историей возникновения шахмат.
  •  Расширять представление детей о шахматной игре.
  • Показ презентации «История шахмат»
  •  Просмотр мультфильма «Заговор шахматной королевы»

октябрь

№4

«Волшебная доска».

  • Дать детям представление о шахматной доске:  шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные.
  •  Познакомить детей с шахматным алфавитом
  •  Развивать внимательность. Воспитывать усидчивость
  • Работа с интерактивной доской  «Поле военных действий»- Д/игра «Выложи шахматную дорожку»  
  • Н/игра «Шахматное лото»,
  • Раскраска  «В стране шахмат»
  • раскрасить шахматное поле, на диаграмме обозначить центр с помощью символов.

Октябрь

№5

«Волшебная доска»

  • Продолжать знакомить с шахматной доской.
  •  Познакомить с понятиями: горизонталь, вертикаль.
  • Упражнять в счете до 8.  
  •  Воспитывать бережное отношение к вещам.
  • выложить фишками шахматную дорожку – вертикаль, горизонталь
  •  работа с диаграммами.

октябрь

№ 6

 «Волшебная доска»

  • Познакомить с новым понятием: диагональ.
  •  Упражнять в умении сравнивать линии по длине.
  • Повторить понятия: горизонталь, вертикаль.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
  • выложить фишками шахматную дорожку – вертикаль, горизонталь, диагональ  
  • работа с диаграммами.
  • Д/игра «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски»

ноябрь

№7

«Шахматные фигуры»

  • Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах.
  • Упражнять в правильном названии шахматных фигур.
  • Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
  •  Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/игры: «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».  

Игровое упражнение «Кто быстрее расставит»

ноябрь

№8

Шахматная фигура «Пешка».

  • Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.  
  • Познакомить с новым понятием – «превращение пешки».
  • Игра «Маленький пехотинец – большой игры»
  • Компьютерная игра «Динозаврики»
  • Творческое задание  лепка шахматной фигуры- пешки
  •  заучивание стихотворения «Пешка».

Ноябрь

№9

«Шахматная фигура ладья»

  • Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
  • Дать детям представление как ходит Ладья.( ходит по прямым линиям: горизонталям, вертикалям).Познакомить с  местом ладьи в начальном положении и ходом  ладьи.  
  • работа с диаграммами,
  •  работа с трафаретами начертить и вырезать шахматную фигуру ладья для театрализованной постановки.
  • Д/игра «Лабиринт».

декабрь

№10

«Шахматная фигура ладья»

  • Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «взятие».
  • Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске.
  •  учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
  •  Воспитывать доброжелательные отношения в игре.
  • Дидактические задания и игры “Перехитри часовых”,
  • Упражнения на шахматной доске.

“Один в поле воин”, “Кратчайший путь”.

  • Слов/игры «Загадки шахматной шкатулки»
  •  игры и упражнения в паре.

декабрь

№11

Шахматная фигура «Король»

  • Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля начальной позиции. Ход короля. Взятие.
  • Заучивание стихотворения о короле
  • работа с диаграммами, фишками.

декабрь

№12

Шахматная фигура «Король» и «Пешка».

  • Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король».
  • Знакомство с возможностями защиты и нападения. Упражнять детей в игре с королем и пешками против короля.
  • Упражнения на шахматной доске. «Место короля»    
  • Д/игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка»,
  •  блиц-опрос.

январь

№13

Шахматная фигура «Слон»

  • Знакомство детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона.
  • Показать детям как слон выполняет взятие. 
  • Д/игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка».
  •  Раскраски

Январь

№14

"Ладья против слона" (игровая практика)

  • Закреплять полученные знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске.
  • Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске.
  • Учить детей делать ходы поочередно, понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу
  • Упражнения на шахматной доске
  • Д/игры: «Кто быстрее «срубит» все фигуры?»
  • Игровое упражнение «Не часы, не люди, а ходят и бьют» (Закрепление знаний о шахматах)

Февраль

№15

«Шахматная фигура ферзь»

  • Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой ферзь,  место ферзя в начальной позиции, показать как ходит  шахматная фигура  ферзь
  • Дид/игры: «Самая короткая дорожка», «Кто быстрее «срубит» все фигуры?»
  • Игровые упражнения «Разыгрывание позиции»,   «Уничтожение противника».

февраль

№ 16

«Шахматная фигура ферзь»

  • Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике
  • Учить справедливо, оценивать свое поведение и поведение сверстников.
  • Просмотр  театрализованной сказки «Маша и Витя в стране шахмат»
  • Игровое упражнение «Разыгрывание позиции»

март

№17

«Шахматная фигура конь»

  • Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
  • Заучивание стихотворения о шахматной фигуре «Конь».
  •  лепка на тему «Конь»
  •  упражнения с шахматной фигурой «конь».

март

№ 18

«Шахматная фигура конь» (игровая практика)

  • Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие).
  •  Упражнять в ходе коня и во взятии.
  • Упражнения на шахматной доске.

“Один в поле воин”, «Прыг, скок и вбок»

  • Д/игра «Цепочка», задание (белым конем добраться до пешки за два хода, за три хода и т.) 

март

№19

Досуг

 « Шахматная шкатулка»

  • Развивать любознательность, воспитывать интерес и стремление изучать шахматную игру.
  • Выставка детских рисунков « Шахматный калейдоскоп».

апрель

№20

Шахматные термины «ШАХ» и «МАТ»

  • Познакомить детей с новым понятием «шах»
  •   Познакомить с новым понятием «мат».
  • Учить находить позиции, в которых объявлен мат.
  • работа с диаграммами.
  • Упражнение «Собери картинку»  

апрель

№21

Шахматные термины «ПАТ» и «Рокировка»

  • Познакомить детей с новым понятиями – «ничья и пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. 
  • Познакомить детей с новым понятием «рокировка».   Познакомить с правилами рокировки. 
  • работа с диаграммами
  • Игровое упражнение «Разыгрывание позиции»

апрель

№22

«Интересное  о шахматах»

  • продолжать знакомить детей с интересными историями связанные, с шахматной игрой.
  • развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру.
  • Просмотр мультфильма «Гамбит»

май

№23

«Знаменитые гроссмейстеры»

  • Познакомить детей с известными всему миру гроссмейстерами.
  • Просмотр презентации «Звёзды шахматных турниров»

май

№24

Игра «Шахматный букварь»

  • Прививать интерес к шахматам.
  • Экскурсия в школу на шахматный турнир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Досуги

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Досуги...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в старшей группе на 2016 -2017 учебный год

Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с описанием ООД, совместной деятельности с детьми и взаимодействия  с родителями....

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...