Непосредственная образовательная деятельность по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадочный квадрат".
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Приоритетная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель:Создание условий для понимания детьми дробных чисел и их сравнению на наглядной основе, способствование развитию умения называть часть целого с помощью слов половина, четверть, целое, часть.
Задачи:
Воспитательные:
Ø Воспитывать творческие способности на основе сотрудничества с взрослым.
Ø Способствовать становлению у ребёнка умения регулировать собственные действия («Социально – коммуникативное развитие»);
Образовательные:
Ø Формировать представления о том, что половина – это вторая часть целого, четвертина – это четвертая часть целого, умение устанавливать причинно – следственные связи. Способствовать развитию интереса, любознательности («Познавательное развитие»);
Ø Познакомитьсразличнымиспособамиделенияцелогонаравные части на основе использования предметов(«Познавательное развитие»);
Ø Датьпредставлениеосравнениицелогоичасти, обихотношениях: целоевсегдабольшесвоейчасти; чемнабольшееколичестворазделёнпредмет, тем меньше часть; чем больше предмет, тем больше его часть («Познавательное развитие»);
Ø Пополнять словарь детей математическими терминами: половина, четвертина («Речевое развитие»);
Развивающие:
Ø Развиватьумениевидетьпринадлежностьчастицеломупредмету («Познавательное развитие»);
Ø Способствовать реализации конструктивно модельной творческой деятельности («Художественно – эстетическое развитие»);
Ø Развивать мелкую и крупную моторику рук («Физическое развитие);
Предварительная работа:чтение литературных произведений, театрализация («Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин», «Яблоко» В. Сутеева).
Материал и оборудование:счётные палочки в кол – ве 5 шт. на ребёнка, фигурка Квадрата, сундучок,2 квадрата жёлтого цвета 15x 15 см на каждого ребёнка, цветные карандаши: красный, синий, чёрный,образец кошки (оригами), лист белой бумаги, трафаретные линейки с геометрическими фигурами, разноцветные квадратики – смайлики по 3 шт. на ребёнка, изображения геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, для физминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 239.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ритуал начала НОД
Настройка детей на работу. Приветствие и организационный момент. Дети встают в круг, педагог произносит:
Как мы рады – все на месте,
Собрались сегодня вместе
Посмотреть, что происходит,
Если сказка в дом приходит,
Нас волшебство и игры ждут,
В путь к чудесам друзей зовут.
1 часть. Сюрпризный момент «Загадочный сундучок»
Педагог предлагает детям отгадать, что лежит в сундучке (в ящике):
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (Квадрат).
Педагог: Правильно! Но прежде чем увидеть его, вспомним что мы знаем про квадрат.
Работа со счетными палочками
Педагог: - Ребята, на столах лежат счётные палочки.
-Предложить детям посчитать, сколько у каждого палочек? (пять),
-Сколько палочек нужно для того чтобы получился квадрат? (четыре),
-Почему? (потому что у квадрата четыре стороны одинаковой длины),
- Значит одна палочка? (лишняя),
-Что с ней нужно сделать? (убрать)
Выкладывание квадрата из счётных палочек.
- А может катиться квадрат? (Нет.)
- Почему? (Мешают углы.)
- А сколько углов у квадрата? Посчитайте.
Основная часть
После чего дети возвращаются на ковёр, и педагог достаёт и представляет «помощника воспитателя» - квадратик (Приложение 1), который будет «помогать вести занятие». Дети могут познакомиться с ним, передавая его друг другу по кругу, и «поздороваться».
Педагог: сегодня к нам на занятие пришёл квадратик. Он не простой. Все называют его волшебным потому, что он умеет творить чудеса, совершать разные превращения. Квадратик этому научил меня, а я могу научить вас. Хотите?
Дети: Хотим.
Педагог предлагает сесть детям за столы.
Педагог: Квадратик принёс с собой геометрические фигуры. Они лежат у вас на столе. Посмотрите на них и скажите, как они называются?
Дети: фигуры называются квадраты.
Педагог: возьмите один квадрат и сложите пополам. Работа детей.
Педагог: какая фигура появилась?
Дети: прямоугольник.
Педагог: прямоугольник – это одна из двух равных частей квадрата и называется половиной. Как называется одна из двух равных частей квадрата? Дети: половиной.
Педагог: а что больше: целый квадрат или половина?
Дети: целый квадрат.
Воспитатель: а что меньше целый квадрат или половина?
Дети: половина.
Педагог: сложите прямоугольник пополам. Работа детей.
Педагог:разверните бумажную основу, посмотрите и скажите, на сколько частей разделился квадрат?
Дети: на четыре части.
Педагог: одна из четырёх частей квадрата называется четвертиной. Как называется одна из частей квадрата?
Дети: четвертиной.
Педагог: а что больше: целый квадрат или четвертина?
Дети: больше целый квадрат.
Педагог: а что меньше: целый квадрат или четвертина?
Дети: четвертина меньше целого квадрата.
Педагог: молодцы, ребята! Спасибо тебе Квадратик за то, что научил детей делить квадрат на половину и четвертину. А сейчас давайте отдохнём.
Физкультурная минутка «Посмотри-подумай-покажи».
Педагог оговаривает правила игры. Если дети увидят, нужно…
Круг – подпрыгнуть,
Квадрат – хлопнуть в ладоши над головой,
Треугольник – присесть.
Педагог: продолжаем творить чудеса. Возьмите второй квадрат. Сложите его по диагонали, то есть соедините противоположные уголки (педагог демонстрирует). Работа детей.
Педагог: какая геометрическая фигура получилась?
Дети: треугольник.
Педагог: сложите треугольник пополам. Работа детей.
Педагог: что стало с треугольником?
Дети: он стал меньше.
Педагог: правильно, ребята! Вот ещё одно чудо мы с вами увидели: квадрат стал маленьким треугольником. Квадратик предлагает превратить этот маленький треугольник в животное, а в какое отгадайте:
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком! (кошка)
Педагог: правильно, ребята. Но прежде чем мы будем превращать треугольник в кошку, давайте подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Крючочки»
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки
(соединить мизинцы обеих рук «крючочками», так же другими пальцами)
Педагог: Согните уголки. Нарисуйте глазки, носик, усы – кошка готова. Работа детей. (Приложение 2).
Игровая ситуация «На что похоже?»
Педагог: Ребята, а сейчас возьмите в руки трафареты и нарисуйте на белом листе бумаги два квадрата.Линией разделите один квадрат на 2части, закрасьте красным карандашом одну вторую часть. Второй квадрат разделите двумялиниями на 4 части, синим карандашом закрасьте одну четвёртую часть.А теперь хорошенько присмотритесь и подумайте, вспомните знакомые сказки – на что теперь похожи фигуры.Вот наши ожившие карандаши, волшебные палочки, которыми мы сейчас поможем квадраты превратить в волшебных зверей или предметы, дорисовав элементы.(Дети рисуют).
Анализ: молодцы, ребята! Вам понравилось совершать превращения с Квадратиком?
Дети: да.
Педагог: наши глазки играли вместе с нами, ну а теперь нужно дать им отдохнуть.
Зрительная гимнастика
Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз и всё сначала. Быстро-быстро поморгай. Отдых глазкам потом дай. Нужно глазки открывать, Чудо чтоб не прозевать. Треугольник, круг, квадрат Нарисуем мы подряд. | Повернуть глаза в левую сторону, затем в правую сторону. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Быстро моргать. Закрыть глаза. Широко открывать и закрывать глаза. Нарисовать глазами фигуры сначала по часовой стрелке, потом против. |
3 часть. Подведение итогов
Педагог:Ребята, сегодня мы с вами узнали, что половиной называют одну из двух равных частей, а четвертиной одну из четырёх равных частей, научились из треугольника конструировать кошку и превращать квадраты в волшебных зверей и предметы.
Рефлексия
Педагог: У вас на столе лежат разноцветные квадратики - смайлики. Если вам сегодня было всё понятно, интересно – поднимите вверх зелёный смайлик, если не всё получалось, но вы старались – жёлтый, а если было трудно – красный. (Приложение 3).
Ритуал прощания
По окончанию НОД дети становятся в круг, берутся за руки, и произносят:
«Мы учились и играли.
Все немножечко устали.
Нужно нам передохнуть.
Завтра снова в долгий путь.
Встанем дружно шире кругом.
Попрощаемся друг с другом» (тихо–громко).
Литература:
1.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.Е.С. Анищенкова.Издательство: АСТ Год, 2007 г
2.Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.Л.Ф.Тихомирова. Ярославль, Академия развития, 2000 г.
3. Математика в детском саду.В.П.Новикова М, Мозаика – синтез, 2010 г.
4. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И.Линго. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.
5. Новые самоделки из бумаги. - М.:Лирус, 1995. – 240с.
6. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. /авт. – сост. О.М. Подгорных. – Волгоград: Учитель,2015. – 123с.
7. Развивающие игры в ДОУГ.М.Бондаренко Воронеж 2009
8. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько СПб Детство- Пресс 2011
9. Математика- это интересно З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина СПб Детство- Пресс 2008
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»
Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-533984-1417257446.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста
Конспект НОД по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста. Описание хода занятия, физ минутки....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/19/picture-263372-1400494382.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»
В конспекте представлен материал на повторение и закрепление знаний о геометрических фигурах...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1069971-1540454591.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельностиЗадачиМатериалХод образовательной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1192875-1578488429.jpg)
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста «Три медведя»(имеется видеоматериал)
ЦельФормирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-967209-1584430795.jpg)
Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возрастаПутешествие в «Непландию»Цель: Обобщение и закрепление элементарных математических...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-1226773-1584098054.jpg)
Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста...