Конспекты по ФЭМП
план-конспект занятия по математике ( группа) на тему

Алексеева Екатерина Петровна

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.

Тема: «Путешествие Красной Шапочки»

Цель: Закрепление полученных знаний.

Задачи:

*Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от размеров; *Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»

*Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине и высоте;

* Учить устанавливать соотношения между величинами разного вида, закрепить порядковое значение числа 3,

*Упражнять в умении подбирать геометрические фигуры, подходящие по размеру.

*Развивать двигательную активность.

Интеграция: Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие

Материал и оборудование:

* цветы и геометрические фигуры на каждого ребенка;

*ручей длинный и широкий, ручей короткий и узкий, конверт и коробочка с игрушками,   клубки, кошки по 2шт. ;

*куклы, бантики по 4 шт. ; ежики, грибочки по 5 шт. ;

*по три елочки разной высоты на каждого ребенка. Запись детской песни.

Ход занятия.

1.Организационный момент. «Пройди через ручей»

-Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необычную сказку «Красная Шапочка» нас там ждут интересные игры. Но вести себя в этой сказке надо спокойно: не шуметь, не ссорится, а можно дружно играть и выполнять различные задания. Путешествие наше начинается прямо здесь. Чтобы попасть в эту сказку нужно пройти через ручей: мальчики идут через короткий, а девочки через длинный, не ошибайтесь.

(Дети проходят через ручей)

-Восп.: Девочки? Через какой ручей вы проходили?

- Дети.: (девочки) Через длинный ручей.

- Восп.: Мальчики, а вы через какой ручей проходили?

-Дети (мальчики): Через короткий ручей.

Повторение пройденного.

(За ручейками растёт дерево, на котором письмо от красной шапочки)

(Воспитатель читает письмо)

- Я заблудилась в лесу, чтобы мне помочь вам нужно выполнить несколько заданий. Воспитатель приглашает детей за стол. Все вместе рассматривают содержимое письма и педагог объясняет задание из конверта.)

(В конверте кошки и клубки по 2 шт.; куклы и бантики по 4 шт., ёжиков и грибов по 5 шт.)

- Восп.: Ребята как вы думаете? Что можно подарить кошкам из тех игрушек которые у нас есть?

-Дети: Клубки.

-Восп.: Сколько нужно клубков?

-Дети: Два.

-Восп.: Почему два?

-Дети: Потому что две кошки.

Дети считают кошек и клубки. Вызванный ребенок выкладывает клубки точно под кошками, слева направо правой рукой.

-Восп.: Сколько кошек?

-Дети: Две кошки.

-Восп.: Сколько клубков?

-Дети: Два клубка.

-Восп.: Что можно сказать про кошек и клубки?

-Дети: Их поровну, по два. Или клубков столько же, сколько котят по два.

-Восп.: А что же мы подарим ёжикам?

-Дети: грибочки.

-Восп.: Сосчитайте, сколько ёжиков?

-Дети: Пять ёжиков.

-Восп.: Сколько им нужно грибочков?

- Дети: Пять грибочков.

-Восп.: Посчитайте, сколько у меня грибочков?

-Дети: Четыре грибочка.

-Восп.: Как проверить хватит ли всем ёжикам по грибочку?

- Дети: Надо под каждым ёжиком положить по одному грибочку.

(Выкладывают у доски.)

2. Объяснение нового материала.

-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках, их больше или меньше чем грибов?

-Дети: Их больше на один.

- Восп.: Значит грибов больше или меньше чем ёжиков?

- Дети: грибов меньше на один, их четыре.

-Восп.: Что надо сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну?

-Дети: Надо убрать одного ёжика

- Восп.: Тогда сколько их станет.

- Дети: Четыре ёжика, столько же сколько грибов четыре.

- Восп: А как ещё можно сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну по пять

-Дети: Можно положить ещё один гриб.

- Восп.: Тогда сколько будет грибов?

-Дети: Пять грибов.

-Восп.: А сколько ёжиков?

-Дети:  Пять ёжиков.

-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках и грибах?

-Дети: Ёжиков столько же что и грибов?

По пять. Пять и пять - одинаково.

Повторить с тремя четырьмя детьми.

-Хорошо мы раздали всем игрушкам подарки. У нас подарков было столько сколько игрушек.

3. Дыхательная гимнастика.

-Восп.: А чтобы лес наш зашумел, давайте мы с вами подуем, как ветерок. Дети произносят на выдохе звук Ш.

-Слышите, как дует ветер.

4. Физ. Минутка.

Мы листики осенние –

На ветках мы сидим.

Дунул ветер.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

5. Игра «Вырастим лес»

-Восп.: Ребята, нам надо помочь красной шапочке найти тропинку ,чтобы она дошла быстро до домика бабушки.

Ведь раньше тропинка шла через лес, а его сейчас нет.

- Дети: Ребята давайте мы с вами посадим новый лес из ёлок разной высоты.

На столе стопкой лежат ёлки разной высоты по три штуки на каждого ребёнка.

-Восп.: Сейчас каждый из вас подойдет к стопочке ёлок и разложит их в таком порядке: высокая ёлочка, пониже, и самая низкая.

Дети выполняют задание, проверяют соседа, как он посадил деревья.

6. Упражнение на релаксацию.

-Ребята, закройте глаза и представьте себя, как будто вы в лесу, шумит ветер, светит яркое солнце, давайте прижмуримся, чтобы оно нас не слепило, а теперь покатаем его на наших бровках, поднимем одну бровь, затем другую, а теперь на губках вытянем губы вперед, а затем улыбнемся.

В это время воспитатель выкладывает цветы на полянке и накидывает платок бабушки.

7. Игра «Найди нужную фигуру»

-Здравствуйте ребята, спасибо, что помогли Красной Шапочке дойти до моей избушки, за вашу доброту я вам подарю подарок. У меня в саду  растут цветы, но они засияют только тогда, когда вы подберете к нему серединку из геометрической фигуры. А какие геометрические фигуры вы знаете?

- Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник…

Бабушка раздает детям фигуры, они ищут свой цветок с такой же геометрической фигурой.

Бабушка проверяют правильность выполнения  задания.

8.Палочки Кюизенера

Ребята, вы все знаете сказку «Красная шапочка», в этой сказке волк злой. А мы хотим, чтобы в нашей сказке Волк подружился с Кранной Шапочкой и с нами. С помощью палочек Кюзеинера соберём картинку, где Красная шапочка угощает Волка пирожками.

9. Итог

Бабушка: Вам понравилось в нашей сказке? А что вы делали? Какие задания выполняли?

Дети: (ответы детей)

До свидания, вам пора в детский сад.



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе.

Тема: «Волшебный дом бабушки»

Программное содержание: 

  • Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета;
  • упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления;  
  • закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать  мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;  
  • воспитывать  навыки самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

«Зарядка для ума»;

 составление состава числа 9 из двух меньших чисел с использованием палочек Кюизенера;

игра «На 1 больше, на 1 меньше»;

игра «Заколдованная картинка»;

физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»;

игровое задание «Разложи, как я скажу»;

игра «Сложи по образцу»; итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте!
- Ребята,давайте улыбнёмся друг другу. Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное,  и вы готовы отвечать на мои  вопросы?

-Дети: (Ответы детей).

- Восп.: Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна?

-Дети:  (Быть здоровыми и крепкими).

- Восп.: Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
- Восп.: Какой сейчас идёт месяц?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое время года?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое сегодня число?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой  месяц? Назовите.

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Молодцы, на все вопросы ответили правильно!

Сегодня моя бабушка пригласила нас в гости. У неё волшебный дом.

И она нам приготовила волшебные задания.

2. Объяснение нового материала.

Чтобы попасть во двор дома моей бабушки  надо выполнить первое задание.

Состав числа 9.        

- Восп.: Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера. Достаньте палочку, которая обозначает число 9.

-Какого цвета эта палочка?

-Дети:  Синяя.

- Восп.: А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под синей.

- Восп.: Сколько белых палочек лежит под синей палочкой?

-Дети:  9 белых палочек.

- Восп.: Да, правильно. В числе 9 – 9 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1,1 и 1).

-А теперь подумайте и приложите  ниже одну белую палочку, а вторую такую, чтобы  они вместе по длине были равны синей  палочке.

- Какого цвета эта палочка?

-Дети:   Бордовая.

-Восп.: Какое число обозначает бордовая палочка?

 -Дети:   Число восемь. 

-Восп.: Значит 9 это 1 и 8.

-Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине синей палочке. Какую палочку вы положили?

-Дети:   Черную.

-Восп.: Какое число обозначает розовая палочка?

-Дети:    Два.

-Восп.: Какое число обозначает черная?

-Дети:    Семь. 

Значит 9 это 2 и 7.

(По аналогии дети составляют все варианты числа 9).

Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 9.

- Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 9. Давайте еще раз их назовем:

- Белая палочка обозначает число 1, а бордовая – число 8. Значит 9 это 1 и 8.

- Розовая палочка обозначает число 2, а черная – число 7.  Значит 9 это 2 и 7.

- Голубая палочка обозначает число 3 , а фиолетовая – число 6. Значит 9 – это 3 и 6.

- Красная палочка обозначают число 4, желтая – число 5. Значит 9 это 4 и 5.

(Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений).

Вот ворота и открылись, здесь нас ждёт следующее задание, выполнив его мы попадём в дом.

3. Игра «На 1 больше, на 1 меньше». 

Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей  выполнить на 1 движение больше или меньше:

- присесть;

- хлопнуть в ладоши;

- прыгнуть;

- моргнуть глазами;

- поднять руку вверх и т.д.

4. Игра «Заколдованная  картинка» (симметричное выкладывание по схеме).

Ребята, у вас на столе волшебные картинка. Посмотрите на нее внимательно, давайте мы попытаемся расшифровать  картинку и узнать, что на ней изображено.

(Детям предлагается  схема, выложенная в черно-белом варианте. Ребенок должен подобрать палочки по цвету в соответствии с количеством квадратов на схеме, а затем произвести симметричное выкладывание, чтобы узнать, какой рисунок (изображение) получится).

-Восп.: Какой рисунок у вас получился?

-Дети: Самовар.

- Восп.: Какие по цвету палочки вы положили сверху в пятом ряду? Почему? –Дети: Розовые, потому что они занимают два квадрата в схеме).

- Восп.: А в шестом ряду?

  -Дети: голубые.  

- Восп.: Сколько всего желтых палочек вы использовали?

   -Дети: Двенадцать.

- Восп.: Какие ряды занимают красные палочки на схеме?

-Дети: Девытый ряд, шестнадцатый ряд.

-  - Восп.: Какие  палочки вы положили в самом низу самовара? Почему? -Дети: Голубые,  потому что они занимают три квадрата на схеме.

Молодцы, вы все правильно справились с заданием, сложите палочки снова в коробки и давайте отдохнем.

5. Физминутка.  

       Я прошу подняться вас – это «раз»,

        Повернулась голова - это «два»,

        Руки вбок, вперед смотри это «три».

        На «четыре» – поскакать.

        Две руки к плечам прижать - это «пять».

        Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

 

- Восп.: Чтобы на волшебном столе появились чайные чашки надо выполнить ещё одно задание.

6. Игра «Разложи, как я скажу»

Детям даются карточки с цифрами.

Воспитатель предлагает разложить на карточки палочки в соответствии с числовым обозначением, а затем дает задания:

- справа от палочки, которая обозначает число 5 положить красный квадрат;

- слева от палочки, которая обозначает число 9 положить зеленый треугольник;

- над палочкой, которая обозначает число 6 положить синий круг;

- под палочкой, которая обозначает число 7 положить желтый квадрат;

- между палочками, которые обозначают числа 10 и  5 положите зеленый круг.

( Воспитатель предлагает детям проверить выполненное задание, образец которого вывешивается на доске.  Если дети ошиблись, то они исправляют ошибки, проговаривая свои действия).

-Восп.: И после выполнения последнего задания появятся на столе угощения.

7.Игра «Сложи картинку по образцу».

Детям даются картинки, по которым  нужно выложить на столе точно такую же.

8. Итог занятия.

- Что интересного было на занятии?

- А что понравилось тебе больше всего?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым легким?

- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?

- Почему ты так решил?

- За что бы ты себя похвалил?

Оценка работы детей воспитателем.



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.

Тема: «День рождение Нюши»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера, Дьенеша.

 Задачи:

  • Учить группировать предметы по цвету и длинне.
  • закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера)
  • Закрепит счет до 5 (количественный счет, отвечая на вопросы «Сколько всего? »;
  • развивать мышление, память, внимание, речь детей, воображение и способности к конструированию;
  • закреплять умение работать по образцу;
  • продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми, желание помочь главному герою, воспитывать бережное отношение к методическим пособиям.

Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал :Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игрушки Смешарики и тетушка Сова, карточки-схемы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

– Восп.: Ребята, посмотрите, как я вам улыбаюсь. Улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения. Будьте внимательными, умными и дружными.

-Дети: Все улыбаются друг другу.

-Восп.:  Какие праздники вы знаете? Какой у вас самый любимый?

-Дети: День рождение

-Восп.:  Почему? Вам нравиться ходить на день рожденье?

Нас на день рождение пригласила Нюша.

Она нам прислала приглашение.

Приглашение.

У меня сегодня день рожденье, но никто ко мне не пришел. Мне очень грустно. Помогите моим друзьям добраться до меня.

- Восп.:  ну, что ребята, поможем? Тогда выберите и займите себе место.

1 задание. Испечём печенье.

- Восп.: Первым поспешил в гости Крош. Он приготовил вкусное печенье, но по дороге растерял его. Давайте поможем ему собрать печенье. Но оно у нас будет не простое, а из разноцветных палочек Кюизенера.

Как вы думаете, какой формы можно постряпать печенье?

-Дети: Квадратное, треугольное, круглое.

Восп.: Крош сказал, что Нюша любит квадратное печенье, а у него были разноцветные печенья! какой формы и какого цвета будем печь печенья?

-Дети: квадратные и цветные.

- Восп.: Пусть каждый из вас сделает квадратное разноцветное печенье.

-Дети: выполняют задание

- Какой формы получилось у вас печенье? Какого цвета получились печенья?

Дети: квадратное.(спросить у нескольких детей),

белое, красное, розовое, желтое, голубое. (Дети называют цвета)

- Восп.: Какой прекрасный и вкусный подарок получит Нюша от Кроша. Целую коробку печенья – ассорти.

2 задание. " Строим дорожки". Лосяш поспешил на день рождение, но забыл по какой дороге надо идти.

- Восп.: Возьмите 5 палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек красного цвета.

Возьмите 5 палочек голубого цвета. Рядом постройте дорожку из палочек голубого цвета.

- Восп.: Какого цвета дорожка длиннее?

-Дети: красного цвета дорожка длиннее.

- Восп: Какого цвета дорожка короче?

-Дети: голубого цвета дорожка короче

- Восп: По какой дороге быстрее Лосяшу добраться до Нюши?

-Дети: по красной дорожке Лосяш до Нюши доберется быстрее.

3 задание. Самолет. Ёжик. Следующий поспешил в гости к Нюше.

- Восп: Ёжик решил полететь в гости к Нюше на самолёте.

Построить по образцу самолет с помощью блоков Дьенеша. Возьмите образец и попробуйте сделать такой же самолет.

Дети: (выполняют задание)

- Восп: А теперь давайте полетаем с вами… .

Физминутка.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

4задание. «Сделай торты»

- Восп: Совунья испекла большой торт со свечками. Вы любите торт? И Нюша любит.

-Дети: Да!

- Восп: А мыс вами сделаем торт с помощью палочек Кюизенера.

1 корж – желтый, будем строить с помощью пяти желтых палочек.

Дети: (дети строят квадрат из 5 желтых палочек) .

2 корж – красный, будем строить с помощью красных палочек.

3 корж – голубой, будем строить с помощью голубых палочек.

Дети: (выполняют задание)

- Восп:  Какого цвета построили первый корж?

-Дети: желтого.

- Восп:  Сколько палочек взяли для 1 коржа?

-Дети: 5палочек.

- Восп:  Какого цвета построили второй корж?

-Дети: красного.

- Восп:  Какого цвета построили третий корж?

-Дети: голубого.

- Восп:  Не забудьте торт украсить одной белой палочкой - свечкой.

- Сколько лет имениннице?

- Почему?

-Дети:  (Потому что одна свечека) .

- Восп:  Какие аппетитные тортики у вас получились.

5задание. «Лесенка-чудесенка». 

- Восп:  Не хватает всех остальных друзей. Давайте построим лесенку-чудесенку из наших волшебных палочек

Первая ступенька лесенки - белая палочка-кубик.

Вторая ступенька - розовая палочка, третья - голубая, четвертая - красная, пятая - желтая.

-Дети:  (Дети делают лесенку: 5 палочек)

Какая красивая, разноцветная лесенка получилась.

«Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем

Все ступеньки до одной

Знаем в лесенке цветной»

Вопросы:

- Восп:  Сколько всего ступенек?

-Дети:   Пять ступенек

- Восп:  Какого цвета ступеньки?

-Дети:   белая, розовая, голубая, красная, желтая.

- Восп:  Какого цвета самая низкая ступенька?

-Дети:   Белая ступенька самая низкая.

- Восп:  Какого цвета самая высокая ступенька?

-Дети:   Жёлтая ступенька самая высокаяю.

- Восп:  Какая по цвету ступенька выше: голубая или красная?

-Дети:   красная ступенька выше.

- Восп:  Какая по цвету ступенька ниже: розовая или голубая?

-Дети:   Розовая ступенька ниже.

- Восп:  Какая цветом по счету 3,  ступенька?

-Дети:   голубая ступенька

- Восп:  Какая цветом ступенька между белой и голубой?

-Дети:   розовая ступенька.

Какая замечательная лесенка-чудесенка у нас получилась! Молодцы ребята!

Итог.

- Дети, вам понравилось как мы сегодня помогли Нюше собрать друзей на праздник?

А теперь я вам предлагаю пройти в группу. А там придумать и нарисовать для Нюши поздравительную открытку!

– Наше занятие закончено.

Итог. Вам понравилось день рождение Нюши? А что вы делали? Какие задания выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП во 2 младшей-средней группе Тема: "Знакомство с понятиями «один» и «много»"с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Конспект непосредственной образовательной деятельности  во 2 младшей-средней группе  по ФЭМПтема: Знакомство с понятиями «один» и «много» (из опыта работы) с учетом Ф...

Конспект по ФЭМП "По грибы"

Конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"

Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...

Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...