Конспекты по ФЭМП
план-конспект занятия по математике ( группа) на тему
!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Путешествие Красной Шапочки" | 46.5 КБ |
"Волшебный дом бабушки" | 21.29 КБ |
"День рождение Нюши" | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.
Тема: «Путешествие Красной Шапочки»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Задачи:
*Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от размеров; *Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»
*Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине и высоте;
* Учить устанавливать соотношения между величинами разного вида, закрепить порядковое значение числа 3,
*Упражнять в умении подбирать геометрические фигуры, подходящие по размеру.
*Развивать двигательную активность.
Интеграция: Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие
Материал и оборудование:
* цветы и геометрические фигуры на каждого ребенка;
*ручей длинный и широкий, ручей короткий и узкий, конверт и коробочка с игрушками, клубки, кошки по 2шт. ;
*куклы, бантики по 4 шт. ; ежики, грибочки по 5 шт. ;
*по три елочки разной высоты на каждого ребенка. Запись детской песни.
Ход занятия.
1.Организационный момент. «Пройди через ручей»
-Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необычную сказку «Красная Шапочка» нас там ждут интересные игры. Но вести себя в этой сказке надо спокойно: не шуметь, не ссорится, а можно дружно играть и выполнять различные задания. Путешествие наше начинается прямо здесь. Чтобы попасть в эту сказку нужно пройти через ручей: мальчики идут через короткий, а девочки через длинный, не ошибайтесь.
(Дети проходят через ручей)
-Восп.: Девочки? Через какой ручей вы проходили?
- Дети.: (девочки) Через длинный ручей.
- Восп.: Мальчики, а вы через какой ручей проходили?
-Дети (мальчики): Через короткий ручей.
Повторение пройденного.
(За ручейками растёт дерево, на котором письмо от красной шапочки)
(Воспитатель читает письмо)
- Я заблудилась в лесу, чтобы мне помочь вам нужно выполнить несколько заданий. Воспитатель приглашает детей за стол. Все вместе рассматривают содержимое письма и педагог объясняет задание из конверта.)
(В конверте кошки и клубки по 2 шт.; куклы и бантики по 4 шт., ёжиков и грибов по 5 шт.)
- Восп.: Ребята как вы думаете? Что можно подарить кошкам из тех игрушек которые у нас есть?
-Дети: Клубки.
-Восп.: Сколько нужно клубков?
-Дети: Два.
-Восп.: Почему два?
-Дети: Потому что две кошки.
Дети считают кошек и клубки. Вызванный ребенок выкладывает клубки точно под кошками, слева направо правой рукой.
-Восп.: Сколько кошек?
-Дети: Две кошки.
-Восп.: Сколько клубков?
-Дети: Два клубка.
-Восп.: Что можно сказать про кошек и клубки?
-Дети: Их поровну, по два. Или клубков столько же, сколько котят по два.
-Восп.: А что же мы подарим ёжикам?
-Дети: грибочки.
-Восп.: Сосчитайте, сколько ёжиков?
-Дети: Пять ёжиков.
-Восп.: Сколько им нужно грибочков?
- Дети: Пять грибочков.
-Восп.: Посчитайте, сколько у меня грибочков?
-Дети: Четыре грибочка.
-Восп.: Как проверить хватит ли всем ёжикам по грибочку?
- Дети: Надо под каждым ёжиком положить по одному грибочку.
(Выкладывают у доски.)
2. Объяснение нового материала.
-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках, их больше или меньше чем грибов?
-Дети: Их больше на один.
- Восп.: Значит грибов больше или меньше чем ёжиков?
- Дети: грибов меньше на один, их четыре.
-Восп.: Что надо сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну?
-Дети: Надо убрать одного ёжика
- Восп.: Тогда сколько их станет.
- Дети: Четыре ёжика, столько же сколько грибов четыре.
- Восп: А как ещё можно сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну по пять
-Дети: Можно положить ещё один гриб.
- Восп.: Тогда сколько будет грибов?
-Дети: Пять грибов.
-Восп.: А сколько ёжиков?
-Дети: Пять ёжиков.
-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках и грибах?
-Дети: Ёжиков столько же что и грибов?
По пять. Пять и пять - одинаково.
Повторить с тремя четырьмя детьми.
-Хорошо мы раздали всем игрушкам подарки. У нас подарков было столько сколько игрушек.
3. Дыхательная гимнастика.
-Восп.: А чтобы лес наш зашумел, давайте мы с вами подуем, как ветерок. Дети произносят на выдохе звук Ш.
-Слышите, как дует ветер.
4. Физ. Минутка.
Мы листики осенние –
На ветках мы сидим.
Дунул ветер.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
5. Игра «Вырастим лес»
-Восп.: Ребята, нам надо помочь красной шапочке найти тропинку ,чтобы она дошла быстро до домика бабушки.
Ведь раньше тропинка шла через лес, а его сейчас нет.
- Дети: Ребята давайте мы с вами посадим новый лес из ёлок разной высоты.
На столе стопкой лежат ёлки разной высоты по три штуки на каждого ребёнка.
-Восп.: Сейчас каждый из вас подойдет к стопочке ёлок и разложит их в таком порядке: высокая ёлочка, пониже, и самая низкая.
Дети выполняют задание, проверяют соседа, как он посадил деревья.
6. Упражнение на релаксацию.
-Ребята, закройте глаза и представьте себя, как будто вы в лесу, шумит ветер, светит яркое солнце, давайте прижмуримся, чтобы оно нас не слепило, а теперь покатаем его на наших бровках, поднимем одну бровь, затем другую, а теперь на губках вытянем губы вперед, а затем улыбнемся.
В это время воспитатель выкладывает цветы на полянке и накидывает платок бабушки.
7. Игра «Найди нужную фигуру»
-Здравствуйте ребята, спасибо, что помогли Красной Шапочке дойти до моей избушки, за вашу доброту я вам подарю подарок. У меня в саду растут цветы, но они засияют только тогда, когда вы подберете к нему серединку из геометрической фигуры. А какие геометрические фигуры вы знаете?
- Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник…
Бабушка раздает детям фигуры, они ищут свой цветок с такой же геометрической фигурой.
Бабушка проверяют правильность выполнения задания.
8.Палочки Кюизенера
Ребята, вы все знаете сказку «Красная шапочка», в этой сказке волк злой. А мы хотим, чтобы в нашей сказке Волк подружился с Кранной Шапочкой и с нами. С помощью палочек Кюзеинера соберём картинку, где Красная шапочка угощает Волка пирожками.
9. Итог
Бабушка: Вам понравилось в нашей сказке? А что вы делали? Какие задания выполняли?
Дети: (ответы детей)
До свидания, вам пора в детский сад.
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе.
Тема: «Волшебный дом бабушки»
Программное содержание:
- Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета;
- упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления;
- закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
«Зарядка для ума»;
составление состава числа 9 из двух меньших чисел с использованием палочек Кюизенера;
игра «На 1 больше, на 1 меньше»;
игра «Заколдованная картинка»;
физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»;
игровое задание «Разложи, как я скажу»;
игра «Сложи по образцу»; итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте!
- Ребята,давайте улыбнёмся друг другу. Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное, и вы готовы отвечать на мои вопросы?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна?
-Дети: (Быть здоровыми и крепкими).
- Восп.: Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
- Восп.: Какой сейчас идёт месяц?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое время года?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое сегодня число?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой месяц? Назовите.
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Молодцы, на все вопросы ответили правильно!
Сегодня моя бабушка пригласила нас в гости. У неё волшебный дом.
И она нам приготовила волшебные задания.
2. Объяснение нового материала.
Чтобы попасть во двор дома моей бабушки надо выполнить первое задание.
Состав числа 9.
- Восп.: Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера. Достаньте палочку, которая обозначает число 9.
-Какого цвета эта палочка?
-Дети: Синяя.
- Восп.: А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под синей.
- Восп.: Сколько белых палочек лежит под синей палочкой?
-Дети: 9 белых палочек.
- Восп.: Да, правильно. В числе 9 – 9 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1,1 и 1).
-А теперь подумайте и приложите ниже одну белую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе по длине были равны синей палочке.
- Какого цвета эта палочка?
-Дети: Бордовая.
-Восп.: Какое число обозначает бордовая палочка?
-Дети: Число восемь.
-Восп.: Значит 9 это 1 и 8.
-Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине синей палочке. Какую палочку вы положили?
-Дети: Черную.
-Восп.: Какое число обозначает розовая палочка?
-Дети: Два.
-Восп.: Какое число обозначает черная?
-Дети: Семь.
Значит 9 это 2 и 7.
(По аналогии дети составляют все варианты числа 9).
Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 9.
- Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 9. Давайте еще раз их назовем:
- Белая палочка обозначает число 1, а бордовая – число 8. Значит 9 это 1 и 8.
- Розовая палочка обозначает число 2, а черная – число 7. Значит 9 это 2 и 7.
- Голубая палочка обозначает число 3 , а фиолетовая – число 6. Значит 9 – это 3 и 6.
- Красная палочка обозначают число 4, желтая – число 5. Значит 9 это 4 и 5.
(Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений).
Вот ворота и открылись, здесь нас ждёт следующее задание, выполнив его мы попадём в дом.
3. Игра «На 1 больше, на 1 меньше».
Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей выполнить на 1 движение больше или меньше:
- присесть;
- хлопнуть в ладоши;
- прыгнуть;
- моргнуть глазами;
- поднять руку вверх и т.д.
4. Игра «Заколдованная картинка» (симметричное выкладывание по схеме).
- Ребята, у вас на столе волшебные картинка. Посмотрите на нее внимательно, давайте мы попытаемся расшифровать картинку и узнать, что на ней изображено.
(Детям предлагается схема, выложенная в черно-белом варианте. Ребенок должен подобрать палочки по цвету в соответствии с количеством квадратов на схеме, а затем произвести симметричное выкладывание, чтобы узнать, какой рисунок (изображение) получится).
-Восп.: Какой рисунок у вас получился?
-Дети: Самовар.
- Восп.: Какие по цвету палочки вы положили сверху в пятом ряду? Почему? –Дети: Розовые, потому что они занимают два квадрата в схеме).
- Восп.: А в шестом ряду?
-Дети: голубые.
- Восп.: Сколько всего желтых палочек вы использовали?
-Дети: Двенадцать.
- Восп.: Какие ряды занимают красные палочки на схеме?
-Дети: Девытый ряд, шестнадцатый ряд.
- - Восп.: Какие палочки вы положили в самом низу самовара? Почему? -Дети: Голубые, потому что они занимают три квадрата на схеме.
Молодцы, вы все правильно справились с заданием, сложите палочки снова в коробки и давайте отдохнем.
5. Физминутка.
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
- Восп.: Чтобы на волшебном столе появились чайные чашки надо выполнить ещё одно задание.
6. Игра «Разложи, как я скажу»
Детям даются карточки с цифрами.
Воспитатель предлагает разложить на карточки палочки в соответствии с числовым обозначением, а затем дает задания:
- справа от палочки, которая обозначает число 5 положить красный квадрат;
- слева от палочки, которая обозначает число 9 положить зеленый треугольник;
- над палочкой, которая обозначает число 6 положить синий круг;
- под палочкой, которая обозначает число 7 положить желтый квадрат;
- между палочками, которые обозначают числа 10 и 5 положите зеленый круг.
( Воспитатель предлагает детям проверить выполненное задание, образец которого вывешивается на доске. Если дети ошиблись, то они исправляют ошибки, проговаривая свои действия).
-Восп.: И после выполнения последнего задания появятся на столе угощения.
7.Игра «Сложи картинку по образцу».
Детям даются картинки, по которым нужно выложить на столе точно такую же.
8. Итог занятия.
- Что интересного было на занятии?
- А что понравилось тебе больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым легким?
- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?
- Почему ты так решил?
- За что бы ты себя похвалил?
Оценка работы детей воспитателем.
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.
Тема: «День рождение Нюши»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера, Дьенеша.
Задачи:
- Учить группировать предметы по цвету и длинне.
- закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера)
- Закрепит счет до 5 (количественный счет, отвечая на вопросы «Сколько всего? »;
- развивать мышление, память, внимание, речь детей, воображение и способности к конструированию;
- закреплять умение работать по образцу;
- продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми, желание помочь главному герою, воспитывать бережное отношение к методическим пособиям.
Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал :Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игрушки Смешарики и тетушка Сова, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
– Восп.: Ребята, посмотрите, как я вам улыбаюсь. Улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения. Будьте внимательными, умными и дружными.
-Дети: Все улыбаются друг другу.
-Восп.: Какие праздники вы знаете? Какой у вас самый любимый?
-Дети: День рождение
-Восп.: Почему? Вам нравиться ходить на день рожденье?
Нас на день рождение пригласила Нюша.
Она нам прислала приглашение.
Приглашение.
У меня сегодня день рожденье, но никто ко мне не пришел. Мне очень грустно. Помогите моим друзьям добраться до меня.
- Восп.: ну, что ребята, поможем? Тогда выберите и займите себе место.
1 задание. Испечём печенье.
- Восп.: Первым поспешил в гости Крош. Он приготовил вкусное печенье, но по дороге растерял его. Давайте поможем ему собрать печенье. Но оно у нас будет не простое, а из разноцветных палочек Кюизенера.
Как вы думаете, какой формы можно постряпать печенье?
-Дети: Квадратное, треугольное, круглое.
Восп.: Крош сказал, что Нюша любит квадратное печенье, а у него были разноцветные печенья! какой формы и какого цвета будем печь печенья?
-Дети: квадратные и цветные.
- Восп.: Пусть каждый из вас сделает квадратное разноцветное печенье.
-Дети: выполняют задание
- Какой формы получилось у вас печенье? Какого цвета получились печенья?
Дети: квадратное.(спросить у нескольких детей),
белое, красное, розовое, желтое, голубое. (Дети называют цвета)
- Восп.: Какой прекрасный и вкусный подарок получит Нюша от Кроша. Целую коробку печенья – ассорти.
2 задание. " Строим дорожки". Лосяш поспешил на день рождение, но забыл по какой дороге надо идти.
- Восп.: Возьмите 5 палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек красного цвета.
Возьмите 5 палочек голубого цвета. Рядом постройте дорожку из палочек голубого цвета.
- Восп.: Какого цвета дорожка длиннее?
-Дети: красного цвета дорожка длиннее.
- Восп: Какого цвета дорожка короче?
-Дети: голубого цвета дорожка короче
- Восп: По какой дороге быстрее Лосяшу добраться до Нюши?
-Дети: по красной дорожке Лосяш до Нюши доберется быстрее.
3 задание. Самолет. Ёжик. Следующий поспешил в гости к Нюше.
- Восп: Ёжик решил полететь в гости к Нюше на самолёте.
Построить по образцу самолет с помощью блоков Дьенеша. Возьмите образец и попробуйте сделать такой же самолет.
Дети: (выполняют задание)
- Восп: А теперь давайте полетаем с вами… .
Физминутка.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
4задание. «Сделай торты»
- Восп: Совунья испекла большой торт со свечками. Вы любите торт? И Нюша любит.
-Дети: Да!
- Восп: А мыс вами сделаем торт с помощью палочек Кюизенера.
1 корж – желтый, будем строить с помощью пяти желтых палочек.
Дети: (дети строят квадрат из 5 желтых палочек) .
2 корж – красный, будем строить с помощью красных палочек.
3 корж – голубой, будем строить с помощью голубых палочек.
Дети: (выполняют задание)
- Восп: Какого цвета построили первый корж?
-Дети: желтого.
- Восп: Сколько палочек взяли для 1 коржа?
-Дети: 5палочек.
- Восп: Какого цвета построили второй корж?
-Дети: красного.
- Восп: Какого цвета построили третий корж?
-Дети: голубого.
- Восп: Не забудьте торт украсить одной белой палочкой - свечкой.
- Сколько лет имениннице?
- Почему?
-Дети: (Потому что одна свечека) .
- Восп: Какие аппетитные тортики у вас получились.
5задание. «Лесенка-чудесенка».
- Восп: Не хватает всех остальных друзей. Давайте построим лесенку-чудесенку из наших волшебных палочек
Первая ступенька лесенки - белая палочка-кубик.
Вторая ступенька - розовая палочка, третья - голубая, четвертая - красная, пятая - желтая.
-Дети: (Дети делают лесенку: 5 палочек)
Какая красивая, разноцветная лесенка получилась.
«Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной»
Вопросы:
- Восп: Сколько всего ступенек?
-Дети: Пять ступенек
- Восп: Какого цвета ступеньки?
-Дети: белая, розовая, голубая, красная, желтая.
- Восп: Какого цвета самая низкая ступенька?
-Дети: Белая ступенька самая низкая.
- Восп: Какого цвета самая высокая ступенька?
-Дети: Жёлтая ступенька самая высокаяю.
- Восп: Какая по цвету ступенька выше: голубая или красная?
-Дети: красная ступенька выше.
- Восп: Какая по цвету ступенька ниже: розовая или голубая?
-Дети: Розовая ступенька ниже.
- Восп: Какая цветом по счету 3, ступенька?
-Дети: голубая ступенька
- Восп: Какая цветом ступенька между белой и голубой?
-Дети: розовая ступенька.
Какая замечательная лесенка-чудесенка у нас получилась! Молодцы ребята!
Итог.
- Дети, вам понравилось как мы сегодня помогли Нюше собрать друзей на праздник?
А теперь я вам предлагаю пройти в группу. А там придумать и нарисовать для Нюши поздравительную открытку!
– Наше занятие закончено.
Итог. Вам понравилось день рождение Нюши? А что вы делали? Какие задания выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ФЭМП во 2 младшей-средней группе Тема: "Знакомство с понятиями «один» и «много»"с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)
Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей-средней группе по ФЭМПтема: Знакомство с понятиями «один» и «много» (из опыта работы) с учетом Ф...
Конспект по ФЭМП "По грибы"
Конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"
Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...
Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...
Конспект по ФЭМП в первой младшей группе "Большой -маленький" план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Формирование элементарных математических представлений....
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....