"Самостоятельная математическая деятельность детей дошкольного возраста"
презентация по математике на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная математическая деятельность детей − это деятельность, в которую ребенок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объем математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса (А.В. Калинченко )
Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми математических представлений и способствует приобщению детей к математической деятельности. Проблему развития детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности изучали Т.Н. Доронова , З.А. Михайлова, Н.М. Полякова и др. З.А. Михайлова рекомендует уделять большое внимание развитию самостоятельности детей через логико-математические игры и моделирование.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду .
Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо: - создать специальную предметно-развивающую среду; - предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала; - использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью. Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по : - уровень детской самостоятельности; - познавательная активность детей; - уровень мотивации.
Предметно-развивающая среда группы, в которую вносится математическое содержание, должна способствовать развитию самооценки, самоконтроля, самоорганизации, самостоятельности, самопознания, самовыражения. Для этого в группе выделяется математическая зона, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф , обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой
Задачи “Уголка занимательной математики”: 1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. 2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “ Танграм ”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов
игры и пособия : Мелкая мозаика, и схемы выкладывания узоров из нее, Мелкий конструктор типа « Lego ». Разрезные картинки (8--12 частей , все виды разрезов), пазлы . Различные сборные игрушки и схемы их сборки. Игрушки-трансформеры , игрушки-шнуровки, игрушки-застежки. Блоки Дьенеша . Материалы для изготовления оригами
Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения. Счетный материал. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски и коврографа . Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша , «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат» и др. игры, разработанные в центре Воскобовича ). настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.
Наборы объемных геометрических фигур. «Волшебные часы» (части суток, времена года, месяцы, дни недели). Счеты, счетные палочки. Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты по развитию пространственно-временных представлений. Учебные приборы (весы, часы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол). Дидактические игр ы по формированию пространственно-временных представлений, придуманные и сделанные самими детьми.
По мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным математическим материалом. Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребёнку в самостоятельной математической деятельности найти занятия по своим интересам, способностям, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность в развивающих центрах по математике помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей Организация художественно-эстетической развивающей среды в разных возрастных группахФормы самостоятельной изо...
" Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста"
Эта презентация ориентирована на педагогов дошкольных учреждений всех возрастных групп. Материал, изложенный в презентации, в доступной форме раскрывает теоритические и практические аспекты понятия са...
Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку, инвариантный блок...
Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмо...
Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности)....
«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительная деятельность)»
творческая деятельность детей старшего возраста....
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации психолого-педагогических условий развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...