Проект на тему: "Развитие математических способностей посредством сказки"
проект по математике (старшая группа) на тему
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – развитие математических способностей у дошкольников.
Задачи проекта:
· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
· увеличение объема внимания и памяти;
· формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
· развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Цели проекта:
1. Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.
2. Создать условия для развития у детей:
· высокой познавательной мотивации;
· свободной, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и в общении;
· чувство собственного достоинства и способность уважать других;
· подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
· обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
· поддержать систему непрерывного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_razvitie_matematicheskih_sposobnostey_posredstvom_skazki.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Звёздочка»
Проект на тему:
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки»
Проект подготовили и провели:
воспитатели группы №4 «Непоседы»
Полякова Г.Н.
Иосафова Т.Н.
г. Ермолино
Тип проекта:
по методу: познавательно-исследовательский.
по содержанию: ребенок и математические отношения.
по характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.
по характеру участия ребёнка: участник от зарождения до получения окончательного результата.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Руководители проекта: воспитатели группы: Полякова Г.Н., Иосафова Т.Н
Срок реализации проекта: долгосрочный (январь – май)
Актуальность проекта: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
В связи с этим, в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – развитие математических способностей у дошкольников.
Задачи проекта:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- увеличение объема внимания и памяти;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Цели проекта:
- Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.
- Создать условия для развития у детей:
- высокой познавательной мотивации;
- свободной, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и в общении;
- чувство собственного достоинства и способность уважать других;
- подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
- обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
- поддержать систему непрерывного образования.
Рабочая гипотеза:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
- у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- стремятся к достижению поставленной цели;
- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС)
- Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
- Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Формы реализации:
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- демонстративные опыты;
- сенсорные праздники
- театрализация с математическим содержанием;
- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
- фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
- свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
- индивидуально-творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
- игровой тренинг.
Методы и приемы
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация
Дидактические средства:
- наглядный материал (книги, компьютер):
- счетные палочки
- модели,
- дидактические игры
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:
- Математические игр – развлечения через сказку:
- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
- игры головоломки,
- задачи-шутки,
- кроссворды,
- ребусы
- Дидактические игры:
- сенсорные,
- моделирующего характера,
- развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей.
- Развивающие игры через сказку - игры, способствующие решению умственных способностей.
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
- участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (конкурсы, КВН);
- создание обогащенной развивающей среды в группе;
- проведение бесед
- создание игровых ситуаций;
- проведение интеллектуальных игр;
- проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.
Условия инновационной работы:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
- новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
- большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
- необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
- при введении нового математического знания посредством сказки, раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Развивающая среда:
• Обучающие настольно-печатные игры по математике;
• Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
• Геометрические мозаики и головоломки;
• Занимательные книги по математике;
• Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
• Тетрадь в крупную клетку;
• Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;
• Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
• Небольшие ножницы;
• Набор цветной бумаги;
• Счетный материал;
• Набор цифр;
Основные принципы работы:
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип активности, творчества.
- Принцип гуманизации (ориентация на оказание помощи)
- Принцип интеграции.
- Формирование разносторонних математических знаний.
- Возрастание речевой компетенции.
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
- Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей.
Родители.
Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
План реализации проекта:
- Составление проекта поэтапного плана работы
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
- Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
- Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности (картинки, дидактические игры, подвижные игры, иллюстрации.)
- Подготовка и чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Беседы с детьми.
- Стенгазета. Презентация. Итоговая ООД.
Реализация проекта
Подготовительная часть
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Привлечение родителей к реализации проекта «Развитие математических способностей посредством сказки»
- Создание условий для организации и проведения проекта.
- Анкетирование родителей «Математика для развития Вашего ребенка»
- Консультация «Дома играем – математику изучаем»
- Фоторепортаж.
Основная часть.
- Беседы с детьми по сказкам. Закреплять математические знания детей через сказку.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, где кругозор пополняется математическими знаниями.
- Чтение сказок, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, потешек, песен.
- Использование физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр во всех видах деятельности.
- Проведение дидактических и настольно-печатных игр: «Сколько?», «Найди пару», «Арифметика на магнитах», «У кого столько же?», «Утро, день, вечер, ночь».
- Проведение интеллектуальных игр: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение», «Разноцветные фигуры», «Две клетки», Задача на «Совмещение», «Путаница», «Танграм», «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи»
- Рисование и раскрашивание сказочных героев в свободной деятельности.
Завершающая часть.
- Итоговая ООД.
- Участие в создании стенгазеты: «Сказочные числа»
- Организуется фотосессия.
- Выставка детских работ на тему: «Сказочное число»
- Вручение активным детям и родителям сувениров и благодарственных писем.
Итог проекта:
- В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы методом проб укрепилось, действия детей стали более целенаправленными.
- Появились попытки работать самостоятельно.
- Формируются такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое.
- Развиваются объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
- Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
- Учатся переносить усвоенные математические знания в новые ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике рисования и ап...
Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка» Самообраз...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»
Проблема: Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что математический опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Причины проблемы:Недоста...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике рисования ...
Дидактическая игра на тему: "Развитие музыкально - математических способностей детей средствами музыкального фольклора"
В дошкольном образовании широкое применение имеет использование коллажа в развитии речи ребенка. Эта технология не только способствует развитию связной речи ребенка, но и активизирует познавательные п...
Проект на тему «Развитие художественно-творческих способностей у детей с ЗПР посредством нетрадиционного рисования»
Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных групп....
План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...