«Путешествие Смешариков в космос».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Трухачёва Ирина Владимировна

Учить детей самостоятельно сочинять и решать задачи, выкладывать из чисел и знаков пример решения задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по математике

в подготовительной группе.

    Тема: «Путешествие Смешариков в космос».

                                  Программное содержание:

  1. Учить детей самостоятельно сочинять и решать задачи, выкладывать из чисел и знаков пример решения задачи.
  2. Закрепить умение ориентироваться в пространстве по карте - схеме, определять прямую и обратную последовательность места чисел и цифр в натуральном ряду от 1 до 20; количественный счёт от 1 до 10; состав числа 10.
  3. Упражнять детей в названии последовательности цветов радуги при помощи считалки и составление цифры; ориентируясь по схеме, составлять фигуру предмета; изображать контур фигуры и место нахождения предмета по заданным координатам.
  4. Совершенствовать интеллект у детей (устойчивое внимание, память, логическое мышление, воображение и речь).
  5. Воспитывать интерес к занятиям по математике и развивающим играм.

                                     

                                      Материал к занятию:

Демонстрационный материал: письмо с заданиями от Смешариков; план – карта путешествия Смешариков в космосе; звёзды с цифрами и портретами Смешариков; магнитная доска, детали ракеты с магнитами; магнитные вагоны с номерами от 1 до 20; ковролин и  цветные квадраты (эталоны цвета к ковролину); крыши к домам с номерами от 1 до 10;  прозрачные кармашки (окна домиков с портретами Смешариков), игра «Кого не хватает»; карточки с предметами к игре А.Зака, таблица задач и примеров.

Раздаточный материал: игры «Геоконт», «Восьмёрка», «Чудо – крестики»,  «Палочки Кюизенера», «Касса цифр».

                                     

                                        Ход занятия.

    -Ребята, сегодня рано утром, когда я только что пришла в детский сад, приходил какой то странный человек и принёс этот фотоплакат Солнечной системы с письмом. Сказал, что  распечатать письмо можно только тогда, когда придут все дети, потому что понадобится их помощь (плакат Солнечной системы и звёздного неба выставляю на мольберт).

   -Чтобы понять, для чего нам нужен этот плакат с планетами и звёздами, наверное, следует прочитать письмо (открываю конверт, читаю письмо):

  «Ребята, у нас случилась беда. Мы решили попутешествовать по космическим далям, побывать на всех планетах Солнечной системы, но злой волшебник заколдовал нас и превратил в небесные звёздочки, а космический корабль – в осколки. Только выполнив несколько сложных заданий, можно избавиться от колдовства.  За каждое выполненное задание, злой волшебник будет расколдовывать одного из нас  и  возвращать по одной детали от космического корабля. И тогда мы сможем вернуться на Землю. Чтобы было легче разыскать нас в космосе, мы передаём  вам план – карту и задания. Помогите, одним нам не справиться!». (Подпись отправителя зашифрована). «СМЕШАРИКИ».

    От кого же письмо? Кого же мы должны спасать?                          

                                     1     4     3    6    7     5    9     2    8

                                     С   Ш    Е   Р    И   А   И   М   К

   Подпись отправителя письма зашифрована.  Какие то буквы, цифры. Давайте попробуем это слово отгадать. Надо цифры поставить по порядку от 1 до 9, и тогда мы узнаем слово, которое здесь написано.

  -     Какое же слово зашифровано?

  -     Смешарики.

  -     Значит, мы должны спасать Смешариков. Кто же они, Смешарики?

  • Это сказочные человечки из мультика, похожи на шарики.
  • А имена у них есть, как их зовут?
  • Нюша, Крош, Бараш, Лосяш, Совунья, Пим, Ёжик, Копатыч, Кар – Карыч, Биби.

 

                            1 задание. План – карта спасения Смешариков.

  Обращаю внимание детей на план – карту Солнечной системы и звёздного неба и читаю задание первого Смешарика.:

   «Начертите путь спасения Смешариков на плане – карте, соединяя цифры на звёздах от 1 до 10».

  Ребята, при помощи плана – карты мы сможем быстро разыскать всех Смешариков на звёздном небе. Вот звёздочки с цифрами от 1 до10, это заколдованные Смешарики. Если мы соединим цифры по порядку от 1 до 10, то определим путь спасения к каждому Смешарику, (дети называют цифры, а я рисую на карте путь, соединяя звёзды с цифрами).

    Итак, первое задание выполнено, путь спасения Смешариков определён. Вот и вернул нам злой волшебник первую деталь ракеты  и расколдовал первого Смешарика Нюшу (выставляю на магнитную доску деталь ракеты и переворачиваю звезду на обратную сторону, где находится портрет Нюши.  Итак, после выполнения каждого задания , на доске будет появляться новая деталь для ракеты и на звёздном небе звёздочка с расколдованным Смешариком).

                         2 задание. Развивающая игра Воскобовича «Геоконт».

   Задание второго Смешарика:

  «Сделайте контур ракеты, на которой Смешарики  прилетели в космос при помощи поля игры «Геококонт» и цветных резинок, по шрифту  (Б4, К2, О2, Ж2, Ж4, З4, Г4, Г2, С2,Ф2, Б4)».

    Дети на своих «Геоконтах» делают изображение контура ракеты под диктовку параметров, затем проверяют правильность изображения, сравнивая с образцом воспитателя.

   Итак, второе задание выполнено, теперь Смешарикам будет легче собрать свою ракету, сверяя с контуром на «Геоконте». Вот и вторая деталь ракеты и расколдован второй Смешарик Крош.

                        3 задание. Развивающая игра Воскобовича «Восьмёрка».

  Задание третьего Смешарика.

   «Составить цифру, которая будет обозначать то время, на которое назначен час отлёта ракеты Смешариков на Землю, при помощи разноцветных палочек и слов считалки «КАЖДЫЙ – ОХОТНИК – ЖЕЛАЕТ – ЗНАТЬ – ГДЕ - СИДИТ – ФАЗАН» (шрифта цветов радуги). Задан шрифт: ( КАЖДЫЙ – ОХОТНИК – ЖЕЛАЕТ -  ЗНАТЬ – СИДИТ - ФАЗАН)». Показываю электронные часы, на которых изображено время: 0 _ : 30, пропущенную цифру (9)необходимо составить из стрелочек игры «Восьмёрка».

   Дети вспоминают считалку, которая помогает по первым буквам каждого слова определить последовательность цветов радуги «Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан» и строят восьмёрку, после  того, как услышат шрифт, убирают лишние палочки и определяют цифру. Ответ: цифра 9.

    Вот третья деталь ракеты и расколдован третий  Смешарик Копатыч.

                   

                   4 задание. Развивающая игра Воскобовича «Чудо - крестики».

 Задание четвёртого Смешарика.

 « Составить по схеме изображение силуэта предмета,  который может «летать», из деталей игры «Чудо – крестики».  После выполнения задания дети называют предмет, который составили.

   Итак, третье задание выполнено, Смешарики теперь тоже будут  знать, как выглядят и как называются предметы, которые могут летать. Вот и четвёртая  деталь ракеты и расколдован четвёртый Смешарик Ёжик (на доске появляется деталь ракеты, на звёздном небе – Смешарик Ёжик).

  Дети складывают детали игры на место, чтобы получилась радужная полянка для Смешариков, на которую приземлятся после полёта с космоса.

                           5 задание. Игра «Где, чей домик?»

                                           ( на ковролине )                                            

Задание пятого Смешарика.

 « Отметить на ковролине, по данным координатам, места расположения домиков всех Смешариков в сказочной стране (1 домик – 5, 4; 2 домик – 2, 7; 3 домик – 9, 3;

4 домик – 7, 9; 5 домик – 4, 8; 6 домик – 8, 5; 7 домик – 9, 8; 8 домик – 3. 3; 9 домик – 4,7; 10 домик – 6, 6). Задание выполняют вызванные дети возле ковролина.

 И пятое задание выполнено. Смешарикам будет легче находить свои домики, после возвращения домой. Вот и пятая деталь ракеты и расколдован пятый  Смешарик Бараш.

                          6 задание. Игра «Весёлый поезд».

                                           (на ковролине)

  Задание шестого Смешарика.

«Составить из 20 вагонов два поезда, один поезд с чётными номерами вагонов, а другой поезд с нечётными номерами вагонов» (вверху и внизу ковралина).                                                  

- С этой станции в стране Смешариков будет всегда отправляться поезд с  чётными номерами вагонов (выставляю паровоз в левый верхний угол), а с этой станции будет отправляться поезд с нечётными номерами вагонов (выставляю паровоз в правый нижний угол).   – Дети, я вам  раздам  вагоны с номерами от 1 до 20 и прошу назвать нечётные числа и выставить вагоны в правильном порядке (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17,19),  а затем прошу назвать чётные числа и выставить вагоны в правильном порядке (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20).

  И шестое задание выполнено. Смешарики будут ездить друг к другу в гости на этих необычных  весёлых поездах, когда вернутся с космоса. Вот и шестая  деталь ракеты и шестой расколдован шестой Смешарик Совунья.  

                                          Физминутка.

                                Сказка даст нам отдохнуть

                                Отдохнуть и снова в путь.

                                Вот советует нам Нюша,

                                Что станет талия поуже,

                                Если будешь наклоняться

                                Влево – вправо десять раз.

                                Вот Копатыча слова,

                                Чтоб была спина пряма.

                                Поднимайтесь на носочках,

                                Словно тянетесь к цветочкам.

                                Раз, два, три, четыре, пять

                                Повторите-ка  опять.

                                Раз, два, три, четыре, пять!

                                Вот и Крош даёт совет,

                                Если будешь бегать, прыгать,

                                Проживёшь ты много лет.

                                Раз, два, три, четыре, пять,

                                Повторите-ка опять ,

                                Раз, два, три, четыре, пять!

                                А теперь мы все присядем,

                                И тихонько на стулья сядем!

   

                            7 задание. Развивающая игра А. Зака «Отличие 1.2»

Задание седьмого Смешарика.

  «Помогите разложить на полоску с одним предметом карточки с двумя предметами, которые отличаются от данного предмета по всем параметрам, объясните все отличия (ключи, конверты, дома). Дети называют карточку А или Б, и объясняют все отличия от данного предмета.

    И седьмое задание выполнено. Все карточки разложены по местам и названы все отличия. Вот и седьмая деталь ракеты и расколдован седьмой Смешарик Лосяш.

                         8 задание.  Игра «Кого не хватает»

Задание восьмого Смешарика, (показываю плакат, разделён на 16 квадратов, где расположены фотографии Смешариков, одной из фотографии не хватает).

 «Скажите, фотографии, какого из Смешариков, не хватает в четвёртом ряду, фотографии каждого из четырёх Смешариков не должны повторяться в одном ряду и по вертикали и по горизонтали? (2 – 3 ответа детей).

     И восьмое задание выполнено. Вот восьмая деталь ракеты и расколдован восьмой Смешарик  Кар – Карыч.

                             9 задание. Игра «Лучший космонавт»

 Задание девятого Смешарика (составление и решение задач).

  «Помогите составить и решить арифметические  задачи по данным картинкам. Лучшим космонавтом будет считаться тот, кто правильно решит все  задачи».

  Желающий ребёнок придумывает задачу, в соответствии с картинкой, а все дети самостоятельно решают её, и при помощи «Кассы цифр», (цифр и знаков) выкладывают на столах примеры с ответом.

   И  девятое задание выполнено. Самым лучшим космонавтом сегодня считается ( называю имена детей, которые все примеры и задачи решили правильно).Вот девятая деталь ракеты и расколдован девятый Смешарик Пим.

                     10 задание. Развивающая игра «Палочки Кюизенера».

Задание десятого Смешарика ( состав числа 10).

    «Составьте из цветных полосок красивый разноцветный коврик в домик каждого Смешарика, каждая полоска должна быть составлена из двух полосок, равных числу 10».

-  Ребята, вспомните, с каких двух чисел состоит число 10?  (дети называют числа).  А затем спрашиваю, какого цвета  полоски необходимо взять, чтобы получилось число 10? Обращаю внимание детей на домики «Состав числа».                                                                                     -  Эти домики помогут вам быстрей и правильно построить коврики для Смешариков. Предлагаю детям взять полоски и сложить коврик.

     Пока дети строят коврики, я на магнитной доске из собранных деталей складываю ракету, оставляя место для одной детали.

    И десятое задание выполнено, коврики для Смешариков готовы. Вот и последняя деталь от ракеты и расколдован последний Смешарик Биби.

    Читаю стих:

                                      «Нюша, Пим и Лосяш, Ёжик, Биби и Бараш,

                                       Кар – Карыч, Копатыч, Совунья и Крош

                                       Решили ребятам хоть чем - то помочь.

                                       Ракету собрали с деталей  скорей,

                                       Чтоб снова на Землю вернуться на ней.                   

                                       Все быстро детали на ней сосчитайте

                                       И нужную цифру вы мне называйте! (10)

           

                                      Вот сколько друзей там,  в ракете сидят

                                      И с грустью в глазах на Землю глядят.

                                      Нам нужно помочь сейчас их сосчитать,

                                      Чтоб наши друзья к нам вернулись опять. (10)

                                      Давайте вспомним обратный счёт

                                      Чтобы ускорить ракеты отлёт:

                                       10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск!

                                      Ракета взлетает, вот слышен отсчёт

                                      Мы вас ожидаем, и ждём ваш прилёт!

   Вот и вернулись наши друзья Смешарики с космоса. Они нас благодарят за помощь и хотят подарить на память вот этот календарь на Новый 2009 год с их фотографиями. Он будет висеть у нас в группе, и  каждый месяц мы будем любоваться одним из Смешариков, и узнавать, какое сегодня число, день недели и месяц. На этом наше занятие заканчивается, мне очень понравилось, как вы занимались, помогли выполнить все задания Смешариков. Ребята, вас всех можно назвать  «Лучшими математиками». Молодцы!  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в подг.гр."Путешествие Смешариков в космос"

Это занятие по математике в подготовительной группе по программе "Детство" включает в себя  итоговые задания по всем разделам  программы математического развития детей 6-7 лет....

Конспект занятия по физкультуре "путешествие Смешариков"

Тема урока: «Путешествие Смешариков»Предмет: физкультурное занятие  Группа: подготовительная к школеФ.ИО., Стружкина Татьяна Анатольевна, инструктор по физической культуре МДОУ ЦРР – детский сад ...

«Смешарики покоряют космос»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе...

Методическая разработка настольно-печатной игры по ПДД "Путешествие Смешариков"

Игра предусмотрена для дошкольников старшего возраста. Данная играпоможет закрепить дошкольникам знание о правилах дорожного движения, о дорожных знаках и их расположении...

"ПУТЕШЕСТВИЕ СМЕШАРИКОВ» физкультурное занятие

 Развивать физические качества: силу, выносливость, координацию.   Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: правильно выполнять упражнения с фитболами из разных исходных ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие Смешариков в страну знаний».

·        Закрепить с детьми знания, полученные на занятиях: в счёте, о геометрических фигурах, в решении задач, знания о линиях, цвете. ·...

"Смешарики в космосе" (Коллективная работа группа №9 "СКАЗКА")

В космосе так здорово!В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся ...