Клуб юных мыслителей
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста имеющих предпосылки к одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_yunykh_mysliteley.docx | 771.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Клуб юных мыслителей» как одна из форм работы с детьми, имеющими предпосылки к одаренности.
Воспитатель: Попова Кристина Сергеевна.
Цель: создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста имеющих предпосылки к одаренности
Задачи:
- развить логическое мышление и основные мыслительные операции;
- развить математические способности и склонности;
- развить личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки;
В дошкольном возрасте идет бурное развитие познавательных способностей детей. В отечественной психологии и педагогике доказано, что этот процесс обусловлен специфической для дошкольников системой культурных средств познавательной деятельности, которую ребенок осваивает в процессе дошкольного воспитания. На специалистах, занимающихся с детьми, лежит огромная ответственность: необходимо создать благоприятные условия для познавательного развития дошкольников.
Дети отличаются друг от друга и возможностями, и интересами, и уровнем развития. В идеале хотелось бы найти подход к каждому ребенку - с его сильными и слабыми сторонами. Но с учетом большого количества детей в детском саду сделать это непросто. Необходимы новые формы работы с дошкольниками, которые задали бы оптимальный темп и уровень сложности занятий для каждого ребенка.
С этой целью в нашем детском саду для детей старших и подготовительных групп был организован математический кружок. Он работает раз в неделю. Главная задача: как - привить детям интерес к математике, будить в них желание думать, выдвигать тезисы и пытаться их доказывать. Нам хочется, чтобы дети почувствовали радость маленьких и больших открытий, когда разрозненные ты и наблюдения вдруг озаряются светом, образуют новую, четкую картину и вырывается радостное и гордое «я понял!».
На занятиях ребята решали задачи, знакомились со свойствами фигур и поверхностей особенностями наступления тех или иных событий. Работа кружка заключалась в том, мы просто играли: кидали 2 игральных кубика
и пытались понять, какие числа чаще выпадают; смотрели на различные поверхности, выясняли, замкнутые они или незамкнутые, есть ли у них край, одна поверхность или несколько; мастерили цилиндры и листы Мебиуса; рисовали на них дорожки для муравья и разрезали ножницами.
Япредвижу вопрос: а зачем вообще все это нужно детям? Стоит ли забивать им головы листами Мебиуса и прочими математическими премудростями? По большому счету, мы стараемся, чтобы они относились к окружающему миру с интересом. Не пассивно принимали его как данность, а стремились исследовать его многообразные явления.
В 2010 году программа занятий кружка с нашими умниками и умницами стала более обширной и разнообразной. В нее входили задания на развитие мышления и воображения. Эйнштейн подчеркивал: «Умение воображать -выше многознания». Помните, что ответил известный математик Гильберт, когда его спросили об одном из учеников? «Ах, этот, - вспомнил Гильберт. - Он стал поэтом. Для математика у него было слишком мало воображения».
Для развития творческих способностей мы использовали разные задания: предлагали детям разрешить проблемную ситуацию, придумать необычные способы использования предметов, перенести свойства одного предмета на другой и т. д.
Вот пример одной из проблемных ситуаций: в одной банке лежат две таблетки типаА, в другой банке - две таблетки типа В. Человек был очень болен и должен был каждый день принимать одну таблетку А и одну таблетку В. Однажды он собрался выпить эти таблетки, но его собака случайно опрокинула банки на пол. И теперь на полу лежат четыре таблетки, которые совершенно не различаются ни по виду, ни по запаху, ни по весу. Что же делать?
Надо сказать, что дети были очень озабочены судьбой больного и предлагали разные варианты помощи: растворить таблетки в воде и выпить половину напитка, растереть в порошок, перемешать и съесть половину, рассмотреть таблетки под микроскопом и т. д.
Для развития воображения мы использовали загадки-головоломки. Их нарисовал Роджер Прайс. Нужно догадаться, что изображено на картинке. Чем больше решений предлагают дети, чем более они нестандартные - тем лучше.
А лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. К примеру, что изображено на этой картинке - платяной шкаф, коробка с подарком, официант с бабочкой, застрявший в лифте, а может, треугольник, целующий свое отражение в зеркале?
Особое внимание мы старались уделять тому, чтобы дети имели возможность поразмышлять на занятиях, найти свой собственный способ решения непростой задачки. На обычных занятиях, это, к сожалению, не всегда удается.
Еще одна форма работы с детьми - Клуб юных мыслителей (КЮМ). Пригласить в кружки всех детей было невозможно. А что же остальные? Неужели они должны остаться «за бортом»? Нет, конечно. Ведь в каждом ребенке заложено что-то особенное, каждого надо поддержать и каждому помочь. Именно поэтому мы задумали организовать клуб, который позволил бы установить контакт со всеми детьми и привлек к сотрудничеству родителей.
Все ребята подготовительных групп были приглашены в КЮМ. Каждый получил письмо с интересной задачей. В письме содержалась также памятка для родителей. Дети должны были подумать над задачей. А решение и ход рассуждений необходимо было зафиксировать и отправить в ответном письме в клуб. Здесь, конечно, требовалась помощь родителей.
Все письма с ответами анализировались, после чего каждый ребенок получал новое письмо с заданием. Задачи подбирались в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей детей. Ответы можно было присылать в бумажном конверте, а можно - по электронной почте. А вот письма детям все были бумажные - процесс получения и открывания конвертиков доставлял им большую радость.
Детям предлагались разные задания. Вот, например, задачка про поросенка, которая часто заставляла задуматься даже взрослых.
Утёнок весит 2 кг и еще пол утёнка. Сколько весит утёнок?
Этот опыт работы с детьми оказался необыкновенно удачным. На сегодняшний день в переписке активно участвует 41 ребенок. Нами получено более 500 писем. Вначале большинство детей просто записывали ответ. После моих просьб, рекомендаций и бесед с родителями ответы стали более развернутыми. Дети рисовали рисунки.
Некоторые дети присылали решение в фотографиях. Некоторые записывали комментарии самостоятельно.
Что касается родителей, то большинство активно поддержали идею создания клуба. Когда задумывался КЮМ, мы мечтали и думали именно о такой реакции. Чтобы умственная работа, решение задачек стали совместной деятельностью, семейным делом - интересным и радостным. И, кажется, у нас это получилось!
Формы работы с детьми, о которых мы сегодня рассказали, были введены не так давно. Тем не менее, нам кажется, что уже сейчас можно говорить о положительных результатах. Дети активно участвуют в занятиях, учатся выдвигать и защищать свои гипотезы, не боятся мыслить нестандартно и предлагать творческие решения. Участники КЮМ с нетерпением ждут новых писем. У нас сложился тесный контакт со многими родителями, между ними и педагогами Центра началось настоящее сотрудничество по развитию детей. В следующем году мы продолжим развивать и обогащать программу занятий наших кружков и расширим базу задач КЮМ.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный мыслитель"
Программа предназначена для подготовки детей старщего дошкольного возраста к школе....
Программа по развитию логического мышления "Юный мыслитель"
Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего - нибудь....
Итоговое занятие НОД в студии «Юные мыслители» Подготовительная группа Игра «Что? Где? Когда?»
Итоговое занятие в студии «Юные мыслители»Подготовительная группаИгра «Что? Где? Когда?»Программное содержание:- Закрепить умение отгадывать загадки.- Закрепить умение составлять арифметические ...
Программа кружка "Юный мыслитель"
Программа дополнительного образования по развитию логических способностей старших дошкольников....
Рабочая программа "Юные мыслители"
Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе решения задач на см...
Занимательная математика для юных мыслителей.
Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса....
Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие на Остров юных мыслителей."
Занятие по математике с использованием игр Воскобовича и упражнений на развитие логического мышления....