Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Развивающие игры»
материал по математике на тему

Данный семинар - практикум позволяет   повысить у педагогов  уровень  профессиональной  компетентности в организации и проведении игр и упражнений с развивающими играми Воскобовича, Никитина, «Палочками Кюизинера»,  логическими блоками Дьенеша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_-_seminar_-_praktikum.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ  «Развивающие игры»

Коммуникативная игра: Палочки Кюизинера.

Раздать каждому участнику по одной палочке. Предложить, молча без слов, найти себе пару или несколько человек с такими же палочками.

Теоретическая часть

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Она – способ познания окружающего мира. Что предложить ребенку, что бы игра увлекла малыша, дала ему здоровую и интересную «пищу» для ума и при этом довольно сложную. Причем важно, чтобы эта сложность возрастала, вместе с ростом малыша, опережая его развитие. Ребенку нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими и являются развивающие игры.

  Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий, усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, неодинаковые, одинаковые, и т.д.  Каждая палочка - это число, отображаемое цветом и величиной, т.е.  длиной в сантиметрах.

На начальном этапе палочки используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую ​​же длину, как длина оранжевой палочки.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

Например: Задача на развитие количественных представлений. Педагог предлагает построить небольшой поезд из цветных палочек (розовой, голубой, красной и желтой). Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: (анимация) берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка - это одно место. Она выступает условной мерой. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Практическое задание

  1. Логические задачи с палочками.

- Расположите палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. (голубая, белая, черная, желтая)

- Поезд состоит из трех вагонов (розовый, голубой, желтый) Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? (голубой, желтый, розовый) Сколько пассажиров в каждом вагоне? (3, 5, 2) Сколько пассажиров в поезде? 10

-Выложите состав числа 5 разными способами.

  Игры  Воскобовича

Основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развивать мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.
Игра-конструктор «Геоконт»

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает у них мелкую моторику рук, помогает изучить цвета, величины и формы. С помощью данной игры ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить.

Разновидность «Геоконда» планшет. С помощью него можно учить цифры, буквы, геометрические фигуры, «рисовать» различные предметы, узоры, стоить лабиринты, знакомиться с понятиями большой - маленький, научить ребенка ориентироваться в пространстве и выполнять задания по образцу и т.п.

Практическое задание: педагоги выполняют задание по образцу на планшете.


«Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Он является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание.  «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры. Их можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образцы.

Практическое задание:

Игры с  «Квадратом Воскобовича» (педагоги выполняют задание по образцу на слайде)

Методика развивающих игр Никитина позволяет ребенку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, что способствует развитию творческих способностей. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д.  Задания даются в различной форме - в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п. - и таким образом знакомят ребенка со всеми возможными способами передачи информации.

Эти игры развивают внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию.

Игра  «Рамки  и  вкладыши  Монтессори»  развивает  детей  в  нескольких направлениях:

  1. вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

2) готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

3) знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. 

Получая части квадрата и задание «сложи квадрат», малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они запоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных  взаимоотношений и взаиморасположений.

 

 «Сложи узор» 

Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем перед ними ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Практическое задание (педагоги выполняют задание «Сложи узор»)

Игра «Внимание» направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его нарисовать  возможно точнее. Надо «схватить» и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его изобразить мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, «сфотографировать», сберечь в памяти, а потом уже перенести на бумагу.

Во второй части игры: «Внимание – Угадай-ка»  всего по 4 фигуры в каждой, но в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди только3 первых фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама 4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания.

Практическое задание

Игра «Внимание» (закрыть, пока выполняют задание)

 Игра «Внимание – Угадай-ка» (увидеть закономерность)

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм

б) трех цветов

в) двух размеров

г) двух видов толщины

В наборе нет ни  одной одинаковой фигуры.                                                                                                                                                            

В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с ними важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

Игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление,

* Развивать умения выявлять свойства в объектах,

* Развивать познавательные процессы,

*  творческие способности,

*  речь.

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

Работа по знакомству с блоками начинается еще во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры.

В старшей группе можно играть с детьми в игры типа «Разгадай загадку» (3-4 признака), «Рассели жильцов», «Найди клад», «Замок с секретом», игры с обручами и т.д.

Практические задания

Игра «Разгадай загадку»  Перед вами карточка с изображением четырех признаков. Надо найти блок (фигуру – отгадку)

(наиболее сложный вариант с отрицанием 1,2,или 3 признаков)

Спасибо!

Рефлексия

По 1 элементу от разных игр положить в коробочку, предложить выбрать игру, о которой узнали что- то новое, интересное.

Итог:  В результате нашей встречи у педагогов повысился уровень  профессиональной  компетентности в организации и проведении игр и упражнений с развивающими играми Воскобовича, Никитина, «Палочками Кюизинера»,  логическими блоками Дьенеша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...

Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель  семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкол...

Семинар-практикум для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста

Материал знакомит педагогов с подходами построения предметно-пространственной среды в детском саду...

Семинар-практикум для педагогов адаптационной группы «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения»

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитат...

Доклад семинара-практикума для педагогов: СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

АДАПТАЦИЯ- это сложный процесс привыкания ребенка к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям и выработке новых умений и навыков....