Занятие по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Образовательные задачи: Закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?», представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов и направления счёта. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле. Закрепление знаний о составе числа (3, 4, 5). Совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры, собирать изображение по данной схеме. Знакомство с новой геометрической фигурой (полукруг). Закрепление представления том, что целое больше части. Совершенствование навыков конструирования.
Коррекционно – развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
На тему «Занятие по математике в старшей группе»
Лексическая тема «Домашние животные»
Образовательные задачи: Закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?», представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов и направления счёта. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле. Закрепление знаний о составе числа (3, 4, 5). Совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры, собирать изображение по данной схеме. Знакомство с новой геометрической фигурой (полукруг). Закрепление представления том, что целое больше части. Совершенствование навыков конструирования.
Коррекционно – развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи: Воспитание активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование: Магнитная доска, счётный материал (морковь и капуста), конверты с геометрическими фигурами по числу детей, карточки с цифрами и картинками для игр «Математическое домино», рабочие тетради по числу детей, карандаши.
Предварительная работа: Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Домашние животные».
Ход занятия:
1.Организационный момент
(Воспитатель заносит в группу корзинку с маленьким, беленьким кроликом, и говорит детям, что маленький кролик очень проголодался. Задавая вопрос: - как помочь маленькому кролику? Дети предлагают накормить кролика. )
Упражнение «Угощение для кроликов»
Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего количества.
Воспитатель: Ребята, а что ест кролик?
Дети: Морковку, капусту.
Воспитатель: Правильно.
(Воспитатель сообщает детям о начале занятия и предлагает им сесть за столики. Он держит в руках 2 ведёрка .В одном из них морковка, а в другом – кочаны капусты (счётный материал).)
Воспитатель: Мы на ферме побывали,
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики
То ложились
То кружились
В проволочном домике.
Лапками стучали,
Весело пищали.
Мы зверькам
На травке жёсткой –
Овощей достанем….
Вырастайте с нежной шерсткой,
С круглыми хвостами.
Сегодня мы будем говорить о домашних животных. И начнём занятие с того, что приготовим угощения для нашего кролика. Отсчитаем из зелёного ведёрка по 10 морковок, а из красного ведёрка по 6 кочанов капусты. Разложите их перед собой парами в 2 ряда.
( Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет его выполнение.)
Воспитатель: Сколько морковок вы взяли?
Дети: 10
Воспитатель: Сколько кочанов капусты вы взяли?
Дети:6
Воспитатель: Молодцы, верно!
2.Упражнение «Считаем и рассуждаем»
Закрепление навыков количественного счёта в пределах 10. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопросы «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле.
Воспитатель: Каких овощей больше?
Дети: Моркови больше, чем капусты.
Воспитатель: На сколько штук больше морковки, чем капусты?
Дети: Морковки на 4 шт. больше, чем капусты.
Воспитатель: На сколько штук меньше капусты, чем морковки?
Воспитатель: Капусты на 4 шт. меньше, чем морковки.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы капусты и морковки стало поровну?
Дети: Нужно добавить 4 кочана капусты.
(Воспитатель предлагает каждому, чтобы он взял необходимое количество капусты)
Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве морковки и капусты?
Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.
Воспитатель: По сколько их? Сосчитайте.
(Дети пересчитывают овощи.)
Дети: Моркови и капусты стало по 10 шт.
(Воспитатель предлагает убрать 4 кочана капусты).
Воспитатель: Как можно по – другому уравнять количество моркови и капусты?
Дети: Можно убрать 4 морковки.
(Дети убирают лишние морковки)
Воспитатель: Что можно сказать о количестве морковки и капусты?
Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.
Воспитатель: По сколько их? Сосчитайте.
(Дети пересчитывают овощи.)
Дети: Морковки и капусты по 6 шт.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете. Сложите овощи в ведёрки.
Воспитатель: Сколько морковок у вас осталось?
Дети: Ни одной.
Воспитатель: Как можно обозначить отсутствие предметов для пересчёта?
Дети: Числом «ноль»
(Воспитатель ставит на наборное полотно карточку с цифрой «0»)
Воспитатель: Сколько кочанов капусты у вас осталось?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: Как это можно обозначить?
Дети: Числом «ноль»
(Воспитатель показывает карточку с цифрой «0», а потом убирает её)
3.Игра «Белые кролики»
Совершенствование навыков конструирования. Совершенствование умения и различать геометрические фигуры, собирать изображения по данной схеме. Ознакомление с новой геометрической фигурой (полукругом). Закрепление представления о том, что целое больше части.
(Воспитатель раздаёт детям конверты с деталями плоскостного изображения кролика)
Воспитатель: Ребята попробуйте сложить изображения белых кроликов, для которых вы приготовили угощение.
( Воспитатель помещает схему на магнитную доску. Дети в произвольном порядке располагают изображения кроликов на своих рабочих столах)
Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень красивые белые кролики. Из каких фигур вы составили их изображения?
Дети: Мы взяли большой полукруг – туловище. Два маленьких полукруга - это передние и задние лапки. Большой круг – это голова. Маленький кружок – это хвостик. Два овала – это ушки.
Воспитатель: Хорошо. Возьмите фломастеры и нарисуйте мордочку своему кролику.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Что случилось с кругом вдруг?
Пополам разрезан круг!
Полукруг на что похож?
В чём его ты узнаёшь?
Словно долька апельсина,
Словно спинка у дельфина,
Как луна на небосводе –
Полукруг на них походит.
Для того чтобы сложить изображение кролика, вы использовали такую фигуру, как полукруг. Как вы думаете, почему эта фигура так называется?
Дети: Эта фигура получается при делении круга на две равные части. Половина круга – полукруг.
Воспитатель: А что больше - круг или полукруг?
Дети: Круг больше, чем полукруг, потому что полукруг - это одна вторая круга.
Воспитатель: Правильно. Часть всегда меньше целого. Круг состоит из двух полукругов.
4.Игра «Кто внимательный?»
Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта.
(Воспитатель привлекает внимание детей к изображениям кроликов)
Воспитатель: Сколько всего изображений кроликов вы сложили? Сосчитайте.
Дети: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Воспитатель: Всего десять кроликов. Все ли кролики одинаковые?
Дети: нет, не все.
Воспитатель: Покажите кролика, который отличается от других.
(Дети показывают изображение кролика.)
Воспитатель: Чем он отличается от других кроликов?
Дети: У него чёрные лапы, а у всех остальных белые лапы.
Воспитатель: Правильно. Пересчитайте кроликов по порядку, начиная с этого кролика.
(Дети пересчитывают кроликов по порядку)
Воспитатель: Сделайте вывод, меняется ли количество кроликов от того, в каком порядке мы их считаем.
Дети: нет, количество кроликов не меняется.
5. Игра «Математическое домино»
Закрепление знаний о составе числа «три», «четыре», «пять»
(Воспитатель приглашает детей подойти к магнитной доске и ставит на неё в ряд карточки с цифрами «3», «4», «5». В руки берёт карточки, разделённые на две части.)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас возьмет себе одну карточку. Ангелина, тебе карточка не достанется. У тебя сегодня будет особое задание.
(Дети выбирают по одной карточке.)
Воспитатель: Пересчитайте, сколько всего овощей у каждого из вас на карточке.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: поставьте карточку под соответствующую цифру.
Воспитатель: Очень хорошо. Вы не допустили ошибок. А теперь Ангелина поставит цифру под каждую половинку каждой карточки.
(Ангелина выполняет задание)
Воспитатель: Из каких чисел состоит число «три»?
Дети: Число «три» состоит из чисел «один» и «два» или «два» и «один».
Воспитатель: Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети: Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три», или «два» и «два», или «три» и «один».
Воспитатель: Из каких чисел состоит число «пять»?
Дети: Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «четыре» и «один».
Воспитатель: Отлично! Это было очень сложное задание.
6. Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»
Развитие речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением.
(Воспитатель предлагает детям встать на ковёр и выполнить пальчиковую гимнастику.)
Дай молока, Бурёнушка, - показывают, как доят корову.
Хоть капельку – на донышко!
Ждут меня котята, - делают «мордочки» из пальчиков.
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку, - загибают по одному пальчику.
Творогу немножечко,
Масла, простокваши,
Молока для кашки.
Воспитатель: Запомнили ли вы, сколько молочных продуктов просят дети у коров.
Дети: дети просят пять молочных продуктов.
7. Работа в тетради.
Упражнение «Разноцветные линии».
Обучение соотнесению цифры и обозначаемого количества предметов.
(Воспитатель предлагает детей за столы, где приготовлены тетради и цветные карандаши.)
Воспитатель: Мы продолжаем разговор о домашних животных и их детёнышах. Художник нарисовал для вас детёнышей животных. Пересчитайте детёнышей в каждой группе и соедините линиями разных цветов каждую группу с соответствующей цифрой или числом.
(Дети выполняют задание. Воспитатель задаёт вопросы.)
Воспитатель: С какой цифрой вы соединили жеребят?
Дети: Мы соединили жеребят с цифрой «пять», потому что художник нарисовал пять жеребят.
Воспитатель: С какой цифрой вы соединили поросят? Почему?
Дети: Мы соединили поросят с цифрой «шесть», потому что художник нарисовал шесть поросят.
Воспитатель: С какой цифрой вы соединили щенят? Почему?
Дети: Мы соединили щенят с цифрой «семь», потому что художник нарисовал семь щенят.
Воспитатель: С какой цифрой вы соединили котят? Почему?
Дети: Мы соединили котят с цифрой «восемь», потому что художник нарисовал восемь котят.
Воспитатель: С какой цифрой вы соединили козлят? Почему?
Дети: Мы соединили козлят с цифрой «девять», потому что художник нарисовал девять козлят.
Воспитатель: С какой цифрой вы соединили крольчат? Почему?
Дети: Мы соединили крольчат цифрой «десять», потому что художник нарисовал десять крольчат.
Воспитатель: Верно. А теперь раскрасьте всех не раскрашенных детёнышей.
(Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу и собирает тетради.)
8.Организация окончания задания.
Оценка работы детей. (По предложению воспитателя дети рассказывают, с какой новой геометрической фигурой они познакомились, что о ней узнали, какие задания им было интересно выполнять. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребёнка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".
Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»
Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...
Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».
продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...
Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)
Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...