Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему

Клещевникова Татьяна Борисовна

Доклад для педагогов ДОУ о развитии мыслительных операций у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста.

 Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

 Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

 Большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

 Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Поэтому развивать логическое мышление детей необходимо уже с раннего возраста.

Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действиеВ этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне - ориентированного действия (по форме, величине, цвету), при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок.

Рассмотрим особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета. Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение. Память носит непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

   Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

    Способ познания – экспериментирование, конструирование.

        Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

        Развивать логическое мышление  дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

           В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.

       Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т.п.

        Для развития умственных способностей детей старше 2 лет рекомендуется  играть в Монтессори-игры с природными материалами, водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями и другое. Но приоритеты по сравнению со вторым годом жизни меняются. Главная задача таких игр с подросшим малышом – активизация познавательного интереса ребенка, иначе говоря, стимулирование интереса к получению новых знаний и умений, то есть к обучению. Так мы готовим ребенка к систематическим занятиям в детском саду.

          В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления у дошкольников необходимо систематизировать дидактические игры математического содержания, способствующие эффективному развитию детей.

      Игровой материал способствует развитию личностных качеств ребёнка. Он учится правильно себя вести в различных бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения в них. В процессе использования разного вида игр развивается речь, расширяется кругозор, воспитывается интерес и уважение к труду, закрепляются знания, полученные на занятиях, появляется интерес к элементарной математики. Развивающие игры влияют на формирование произвольности психических процессов: развитие памяти и внимания, посредством игры ведется работа по развитию мелкой моторики.

Примерные игры-занятия по развитию  математического мышления

и логики для детей второй младшей группы

          Структура занятий:

          Перед играми – занятиями педагог проводит предварительную работу по знакомству детей со сказками, мультфильмами, которые используются в работе, дикими и домашними животными, их детенышами, овощами, фруктами, что в дальнейшем способствует более успешному усвоению материала.

          Каждая игра – занятие составлена из трех игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательно игра на развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др.

         Во время занятия необходимо создавать и поддерживать у детей радостное настроение, чтобы у каждого ребенка создавалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в игровых действиях. На занятиях часто предлагается похлопать в ладоши, эмоционально и искренне радоваться малейшему успеху.

          Несколько  игр, для развития логики,  которые мы проводим со своими детьми. После того, как дети уже запомнили основные цвета, можно поиграть в  игру

       «Найди нужный цвет». Рисуем три предмета разного цвета, например: красный, синий, желтый. Это могут быть те же шарики, цветы, флажки, мячи и т.д. Просим ребёнка найти не красный и не синий предмет. Эта игра не только развивает логику, но и закрепляет знания цветов, которые мы уже изучали.

       «Чего боится шарик?»

          Рисуем воздушный шар. Рядом с ним располагаем различные предметы, которых он боится: ножницы, игла, кактус, ежик. А также любые другие объекты, никак не относящиеся к шарику, к примеру: цветок, кукла, любая еда и т.д. Спрашиваем у ребенка, чего боится воздушный шар.

        «Куда едут машинки?»

         Рисуем два дерева, например, ель и березу, с двух противоположных сторон. Между ними помещаем 3-4 машинки, которые едут в одну или в другую сторону. Спрашиваем у ребёнка, какие машинки едут к березе, а какие к елочке.

Планирование дидактических игр по формированию математических представлений и развитию логического мышления у детей второй младшей группы

 

месяц

Цвет

Форма

Величина

Количество

Ориентиро-

вка во времени и пространст-

ве

 

Составь целое из частей

Обобще-

ние

сентябрь

«Найди предметы такого же цвета»

 

 

 

«Найди все фигуры как эта по размеру»

«Много, мало, один»

«Зеркало»

«Что забыл нарисовать художник»

 

 

октябрь

«Воздушные шары»

«Найди такой же формы»

«Большой - маленький»

«Достань из мешочка»

«Разноцветные фонарики»

«Собери фрукты и овощи из частей»

 

«Что это такое»

ноябрь

«Разноцветные поляны»

«Спрячь от дождика»

«Мой размер»

«Сосчитай»

«Куда спряталась мышка»

«Собери листик»

«Что растет на дереве, а что в огороде»

 

декабрь

«Найди чайную пару»

«Разложи правильно»

«Чудесный мешочек»

«Найди столько же»

«Что сначала, а что потом»

«Веселые   машинки»

«Кто быстрее соберет бусы»

 

месяц

Цвет

Форма

Величина

Количество

Ориентировка во времени и пространстве

Составь целое из частей

Обобщение

декабрь

«Найди чайную пару»

«Разложи правильно»

«Чудесный мешочек»

«Найди столько же»

«Что сначала, а что потом»

«Веселые   машинки»

«Кто быстрее соберет бусы»

 

январь

«Цвета»

«Жил-был кружочек»

«Подари шарф снеговику»

«Купи овощи и фрукты»

«Угадай, что загадали»

«Конструктор»

«Назови одним словом»

 

февраль

«Машины едут по домам»

 

«Веселый поезд»

 

«Разложи по размеру»

«Купи таблетки для больного»

 

«Режим дня»

«Рассыпалась картинка»

«Продолжи ряд»

март

«Где ошиблась Белоснежка»

«Закрой окна в домике»

«Кто проворней»

«Поймай рыбку»

«Куда пойдешь, то и найдешь»

 

«Геометрическая мозаика»

 

«Найди лишнего»

апрель

«Что художник раскрасил не верно»

 

«Открой замок»

«Палочки»

«Найди свое место»

«Найди ошибку»

«Собери квадрат»

«Сорви яблоко»

 

май

«Найди не такую фигуру, как эта (по цвету)»

«Зашей комбинезон»

«Найди домик для матрешки»

«Магазин»

«Скажи, куда мы положили»

«Чудо соты»

«Помоги хозяйке украсить посуду»

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста

Слайд 2

Познавательные процессы Дети от 1 года до 3-х лет Дети 3-4 – х лет Речь Возникновение речи Речь становится связной, обогащённой прилагательными Мышление Наглядно-действенное Наглядно-образное Внимание, восприятие, память Непроизвольный характер Непроизвольный характер Способ познания Метод проб и ошибок Экспериментирование, конструирование Возрастные особенности детей

Слайд 8

месяц Цвет Форма Величина Количество Ориентиро- вка во времени и пространст- ве Составь целое из частей Обобще- ние Сентябрь «Найди предметы такого же цвета» «Найди все фигуры как эта по размеру» «Много, мало, один» «Зеркало» «Что забыл нарисовать художник» октябрь «Воздушные шары », «Подбери по цвету» «Найди такой же формы» «Большой - маленький» «Достань из мешочка» «Разноцветные фонарики» «Собери фрукты и овощи из частей» «Что это такое» ноябрь «Разноцветные поляны» «Спрячь от дождика» «Мой размер », «Матрёшки», «Три квадрата» «Сосчитай », «Две куклы» «Куда спряталась мышка» «Собери листик» «Что растет на дереве, а что в огороде» Планирование дидактических игр по формированию математических представлений и развитию логического мышления у детей второй младшей группы

Слайд 9

месяц Цвет Форма Величина Количество Ориентировка во времени и пространстве Составь целое из частей Обобщение декабрь «Найди чайную пару» «Разложи правильно» «Узнай форму предмета» «Чудесный мешочек» «Найди столько же» «Что сначала, а что потом» «Веселые машинки» «Кто быстрее соберет бусы» январь «Цвета », «Найди предметы такого же цвета», «Разложи предметы по цвету» «Жил-был кружочек », «Какой фигуры не стало» «Подари шарф снеговику» «Купи овощи и фрукты» «Угадай, что загадали» «Конструктор », «Сложи узор» «Назови одним словом» февраль «Машины едут по домам », «Разноцветные поляны», «Цветовое лото» «Веселый поезд », «Кто большой» «Разложи по размеру» «Купи таблетки для больного» «Режим дня» «Рассыпалась картинка» «Продолжи ряд»

Слайд 10

месяц Цвет Форма Величина Количество Ориентировка во времени и пространстве Составь целое из частей Обобщение март «Где ошиблась Белоснежка», «Разложи предметы по цвету» «Закрой окна в домике» «Кто проворней» «Поймай рыбку» «Куда пойдешь, то и найдешь» «Геометрическая мозаика» «Найди лишнего» апрель «Что художник раскрасил не верно» «Открой замок» «Палочки» «Найди свое место» «Найди ошибку» «Собери квадрат », «Сделай узор» «Сорви яблоко» май «Найди не такую фигуру, как эта (по цвету)» « Зашей комбинезон» «Найди домик для матрешки» «Магазин» «Скажи, куда мы положили» «Чудо соты» «Помоги хозяйке украсить посуду»

Слайд 11

Найдите не красный и не синий шарик

Слайд 12

Чего боится шарик?

Слайд 13

Куда едут машинки ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия на тему: «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»

Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста....

Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по изучению особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений...

Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР

Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые внедряют в свою  работу ТРИЗ технологии, а именно, метод "Системного оператора"....

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

В данном исследовании, в качестве гипотезы, было выдвинуто научное предположение о том, что процесс развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в ходе работы с логическими бло...

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с логическими блоками Дьенеша

Выявление психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе работы с логическими блоками Дьенеша....

Особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

- рассказать родителям об особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников- сформировать желание к развитию мыслительных операций у дошкольников в семьеВ дошкольном возрасте каждый р...