Кружок "Умные фигуры - блоки Дьнеша"
материал по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Кружок «Умные фигуры-блоки Дьенеша»
Пояснительная записка.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешом. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а так же восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). Каждый малыш стремится к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. Наш детский сад вознаграждает это стремление интересными занятиями, которые помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. В средней группе «Росточек» (возраст детей 4-5 лет) организован кружок "Умные фигуры-блоки Дьенеша". Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, предметно-развивающая среда, разработан учебно-тематический план. Работа по дополнительному образованию рационально сочетается с выполнением программных задач. Руководитель кружка воспитатель группы "Росточек" Диброва Людмила Васильевна.
Цель кружковой работы:
Развитие умственных способностей у детей среднего дошкольного возраста через математическое развитие.
Задачи:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.
Методическое обеспечение:
Игры: «Логические блоки» Дьенеша; «Сложи узор»; карточки с изображением символов, игрушки животных, интерактивная доска.
Ожидаемый результат:
Обогащение активного и пассивного словаря детей; познавательный интерес.
Заключительный этап:
1. Диагностика детей средней группы на окончание учебного года (сентябрь 2015г. по май 2016г.)
2. Подведение итогов работы кружка.
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
5. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.
Перспективный план кружковой работы на (2015-2016г.)
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь 1 неделя | Знакомство с «умными фигурками» | Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними. |
2 неделя | Игры – задания с блоками Дьенеша.
Игра «Сложи узор». | Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т.д Дай мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине. «Сложи дорожку из кубиков»-знакомить с игрой «Сложи узор»,развивать сообразительность, внимание, мышление. |
3 неделя | Восприятие формы. Игры с блоками Дьенеша.
| «Построим башню» -упражнять в последовательности расположения фигур. «Спрятались от дождя» -упражнять в группировке фигур. «Посади на свою скамеечку» -продолжать упражнять в группировке фигур по форме |
4 неделя | Восприятие Формы. Игры с блоками Дьенеша | «Найди своё место» -упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах. «Найди место треугольнику» - Упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве. «Обведи фигуру карандашом» - закрепить знание фигур на основе практических действий. |
Октябрь
1 неделя | Восприятие формы. Игры с блоками Дьенеша. | «Где мой вагончик» - Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме. «Чудесный мешочек» - упражнять в тактильном восприятии формы. «Собери бусы» - выявить на основе сравнения закономерность в расположении предметов по форме и продолжать её. |
2 неделя | В мире цвета
Игра «Сложи узор». | «Собери капельки» - упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов. «Сложи жёлтую дорожку» - формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий. |
3 неделя | Восприятие цвета Игры с блоками Дьенеша. | «Найди похожие домики» - ориентироваться в мире цвета, развивать внимание. «Какого цвета не хватает?» - упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке. «Сложи узор из кружков и квадратиков» - упражнять в классификации по двум свойствам – по форме и цвету, развивать мышление. |
4 неделя | Восприятие цвета. | «Нарисуй природу» - упражнять в рисовании переходов цветовых оттенков неба, воды, лесной зелени, деталей цветка. «Придумай название своему рисунку» - развивать воображение.
|
Ноябрь
1 неделя | Восприятие цвета. | «Смешай разные краски» - упражнять в смешивании разных красок для получения новых цветовых оттенков. Что бывает такого цвета? Нарисуй новой краской то, что бывает такого цвета. |
2 неделя | Восприятие размера (большой, маленький). Игры с блоками Дьенеша. | «Что изменилось» - упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление. «Что лишнее» - упражнять детей характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме). «Кто в домике живёт?» - начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький. |
3 неделя | Восприятие размера. Игры с блоками Дьенеша. | «Угостим белочек грибами» - упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький), развивать мышление, математические способности. «В гости к белочкам» - упражнять в классификации фигур по двум свойствам (по величине и по цвету или по величине и по форме).
|
4 неделя | Восприятие толщины. Игры с блоками Дьенеша. | «Угощение для медвежат» - развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине), подводить к пониманию отрицания свойств. «Садовники» - продолжать знакомство с толщиной фигур, упражнять в сравнении по одному или по двум свойствам (по толщине и по цвету, по толщине и по форме или по толщине и по величине). |
Декабрь
1 неделя | Восприятие толщины. Игры с блоками Дьенеша. | «Найди пару» - продолжать сравнивать фигуры по толщине, вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий. «Искатели клада» - закреплять представления свойств предметов путём введения символического обозначения свойств. |
2 неделя | Знакомство с символами. | «Искатели клада» - продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм). «Кодовый замок» - упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление. |
3 неделя | Игра «Сложи узор». | «Сложи узор по карточке» - предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки). «Зимняя дорожка» - развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.
|
4неделя | Знакомство с символами. | «Цепочка» - введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам. «Садовник» - упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины. |
Январь 1 неделя | Символы. | «Что это за символ?» - закреплять знания символического обозначения свойств фигур. «Найди все фигуры как эта» - Развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов. |
2 неделя | Игра «Сложи узор»
Игра с блоками Дьенеша. | «Сложи различные дорожки» - развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение. «Не такой» - продолжать подводить к пониманию отрицания свойств фигур, классифицировать фигуры по одному свойству. |
3 неделя | Упражнения с блоками Дьенеша. | Найди все фигуры как эта по цвету (по форме, размеру). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). - классифицировать фигуры по одному свойству. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру). - упражнять в классификации фигур по двум свойствам, понимать отрицание свойств. |
4 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «Цепочка». Варианты: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом были фигуры такие (показываю любой символ); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.). - упражнять в сравнении фигур по одному и по двум свойствам, закреплять знание символов. |
Февраль
1 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «Раздели фигуры» - упражнять анализировать фигуры по двум (трём) свойствам. «Второй ряд» - продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление. |
2 неделя | Игра «Сложи узор». | «Сложи дорожку по схеме» - развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать. «Зоопарк». - предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой. |
3 неделя | Символы. | «Каждому символу своё место» - упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением. «Все в ряд» - упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность , усидчивость, точность выполнения задания. |
4 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «Заселим домики» - упражнять в классификации фигур по одному, двум свойствам. «Переводчики» - продолжать вводить в словарь ребёнка слова обозначающие символы. |
Март
1 неделя | Игры с блоками Дьенеша.
| «Помоги Незнайке» - продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств. «Игра с одним обручем» - продолжать вводить символы с отрицанием свойств. |
2 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «На свою веточку» - упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление. «Искатели клада» - закреплять знание символов, уметь рассказывать о них. |
3 неделя | Игра «Сложи узор». | «Зоопарк» - продолжать строить постройки в соответствии со схемой. «Покажи символ» - развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание. |
4 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «Помоги Незнайке» - упражнять в оперировании двумя свойствами. Третий лишний» - упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции. |
Апрель
1 неделя | Тренировочные задания по карте. | Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур. Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур. Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице. |
2 неделя |
| Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе. «Куда спрятался щенок» - развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание. |
3 неделя | Игры с блоками Дьенеша | «Поиск затонувшего клада» - закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. |
4 неделя | Игра «Сложи узор». | «Зоопарк» - продолжать строить постройки в соответствии со схемой. Придумай рассказ о своём зоопарке. - развивать творческое воображение, |
Май
1 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «Найди выход» Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам. «Покажи соответствующую фигуру» - закреплять знание символического обозначения свойств. |
2 неделя | Игры с блоками Дьенеша | Раздели фигуры» - (усложнённый вариант игры) упражнять в классификации фигур по нескольким свойствам. |
3 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «Мышки – норушки» Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление. «Все символы в одном месте» - упражнять в обобщении, развивать познавательные процессы, мыслительные операции. |
4 неделя | Игры с блоками Дьенеша. | «Житейские истории» «О коте» - развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей 4-го года жизни умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьнеша
В статье раскрыта система работы по формированию у детей 4-го года жизни умения решать интеллектуальные задачи (абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства геометрических фигур) в...
Дидактический альбом "Потешки с волшебными фигурами". Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей 2-4 лет).
В презентации представлен материал для работы с блоками Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста. Каждый слайд презентации -это лист, на котором составлена фигура из блоков Дьенеша и потеш...
Программа дополнительного образования "Умные фигуры - блоки Дьенеша"
Умные фигуры - блоки Дьенеша...
Интегрированное занятие «Средства передвижения» Рисуем с помощью геометрических фигур (Блоки Дьенеша)
Данное занятие способствует развитию логического мышления у дошкольников, обучает приемам символизации и моделирования, закрепляет представление о геометрических фигурах и их свойствах. ...
Проект реализация по О.О. «Познавательное развитие» для детей 5 – 6 года жизни в соответствии с ФГОС Тема: "Умные фигуры - блоки Дьенеша"
-Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и деко...
Логические блоки Дьнеша в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР
Блоки Дьенеша становятся всё более популярным учебно-развивающим пособием для детей с ОВЗ. Изобрёл эти блоки венгерский математик Золтан Дьенеш, который считал, что математика не скучная наука, а мир,...
Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»
Хочу поделиться опытом работы с универсальным игровым материалом "Логические блоки Дьенеша". Дети знакомятся не только с математическими понятиями, но и с понятиями информатики "к...