Логические блоки Дьнеша в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Корохова Вероника Петровна

Блоки Дьенеша становятся всё более популярным учебно-развивающим пособием для детей с ОВЗ. Изобрёл эти блоки венгерский математик Золтан Дьенеш, который считал, что математика не скучная наука, а мир, полный открытий и удивительных вещей. Умение определять взаимосвязи и классифицировать — одно из основных не только в математике, но и в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

 ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ТНР

      Блоки Дьенеша становятся всё более популярным учебно-развивающим пособием для детей с ОВЗ. Изобрёл эти блоки венгерский математик Золтан Дьенеш, который считал, что математика не скучная наука, а мир, полный открытий и удивительных вещей. Умение определять взаимосвязи и классифицировать — одно из основных не только в математике, но и в жизни.

       В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.

     Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР обусловлено особенностями данной категории детей и большими возможностями в решении ряда коррекционных задач.

Мыслительная деятельность детей с ТНР характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).

     Кроме того, у детей с  ТНР отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении, а в иерархии их мотивов ведущее место на протяжении времени занимает  игровой. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления, как низкая активность, малая подвижность,  поверхность, сниженная продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов.

Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей с ТНР, на которые следует опираться при построении коррекционной работы:

- высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания;

- наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;

- развитая игровая мотивация,  позволяющая  в условиях психического насыщения,  преодолеть желание детей с ТНР прекратить работу и способствует  ее завершению в полном объеме.

Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.  А также  помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции. Играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами.

Логические блоки   - это объемные геометрические фигуры. В комплекте 48 фигур.  Все они различаются  по форме  (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник);  цвету (красный, синий, желтый); размеру (маленькие, большие), толщине (тонкие, толстые). Таким образом, в процессе работы с блоками учащиеся оперируют одновременно 4 признаками объекта (цвет, форма, толщина, размер).

Что можно развить  в детях, играя с блоками Дьенеша?

     Логические блоки Дьенеша — игра, которая ненавязчиво, но серьёзно развивает математические способности ребёнка. Она обеспечивает восприятие ребёнком математических символов, учит логически мыслить, развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность.

Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать.

     Как играть в блоки Дьенеша?

     

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Описание: Выложите перед ребёнком 4 блока и попросите найти лишний. Но не просто найти, а ещё и объяснить — почему он лишний. Выкладывать можно сначала, например, 3 красных блока и один синий. Постепенно задания следует усложнять.

Дидактическая игра Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,  умение предметы  угадать на ощупь.

 Ход игры: Все фигурки – блоки  складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Дидактическая игра  «Что изменилось»

 Ход игры: Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

 Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Дидактическая игра «Найди клад»

Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

Цель: развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.

Ход  игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

  Ход игры:  От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Пирожное»

Цель: развитие мыслительных операций анализ, сравнение; развитие пространственного мышления.

Ход игры: предлагаем ребенку сделать пирожное из блоков по заданной схеме (3-4 блока – вид сверху).

Дидактическая игра «День рождение»

Цель: развитие мыслительных операций: анализ сравнение; развитие воображения, связной речи.

Ход игры: у всех участников игры по 3-4 блока разной формы и размера. Далее ведущий предлагает подарить подарки изменнику (кукле, мишке и пр.), превратив бок в какой-либо предмет, который имеет такую же форму.

Игра «Строим башни»

Цель: развитие слухового внимания; развитие межполушарного взаимодействия.

Ход игры: располагаем блоки на столе перед ребенком с правой стороны и с левой. Далее предлагаем ребенку построить две башни (правой и левой рукой одновременно), располагая фигуры друг на друга по инструкции ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...