Партнерство и сотрудничество с семьей
статья (старшая группа)

Степанова Светлана Геннадьевна

Предлагаемый материал содержит систему работы с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon partnerstvo.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.

Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости родителей в жизни ребенка. Именно родителями создается атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности и формируются ценностные ориентиры и мировоззрение.

Это и определяет задачи нашего детского сада по работе с семьей:

  • Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
  • Улучшить рефлексию взаимоотношений родителей и ребенка.
  • Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
  • Активизировать коммуникацию в семье.

Работу с семьями воспитанников, мы выстраиваем по этапам, по выработанной нами схеме:

Первый  этап – процесс двусторонний. С одной стороны, мы знакомим родителей с дошкольным учреждением, системой работы  педагогического  коллектива, проводим презентацию детского сада, где принимают участие как взрослые, так и дети детского сада. С другой стороны,  при составлении социального портрета семьи воспитанника знакомимся с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, образовательным уровнем, составляем кратную педагогическую характеристику.

Изучение семей воспитанников происходит с помощью анкетирования, бесед с детьми и родителями. Были получены следующие результаты (приведены данные за 3 года в процентном отношении)

Полученные  данные социологического исследования показали:

  • Увеличение количества неполных семей.
  • Увеличение количества семей, в которых растет 1 ребенок.
  • Изменения в образовательном и профессиональном уровне семей наших воспитанников.

Анкетирование,  наблюдения, беседы с детьми и взрослыми обозначили основные проблемы:

  • Дефицит детско-родительских отношений в семье. Этому есть и объективные причины, такие как работа, усталость после рабочего дня, так и субъективные, т.к. родителям не хватает практических навыков для решения реальных ситуаций. Они не всегда придают значение переживаниям собственных детей, в основном озабочены развитием интеллекта, познавательной сферы.
  • Отсутствие у детей достаточно развитых  навыков общения как  со взрослыми, так как увеличилось количество неполных семей, так и и со сверстниками, так как все чаще в семье растет 1 малыш.
  • Накопление проблем в воспитании и появление защитных форм поведения: эгоизма, агрессивности, пассивности как со стороны детей, так и взрослых.

Первый этап можно считать законченным, когда определены проблемы, расставлены приоритеты  и  выстроена  стратегия взаимодействия с семьей.

Второй этап  - самый длительный, объемный. Наши педагоги используют весь арсенал традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьей.

Какие бы формы и методы взаимодействия мы не использовали, следует помнить, что

  • Все формы должны быть интересны для семьи;
  • Родители должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
  • Родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимыми.

Мы  раскроем наиболее интересные формы работы с семьями воспитанников

  • Работа семейного клуба «Страна Фантазия»” длится не  один год, но родителям понравилась совместная их работа с детьми. На занятиях клуба мы приобщаем детей и родителей к основам рукоделия, учим создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов, а мамы заинтересованы конструированием и дизайном из бумаги, ткани, ниток, природного материала, Готовыми работами украшаем интерьер группы.
  • Тренинги «Ты и я», на которых родители и дети, совместно обсуждая проблему, пытались найти решение, выход из предлагаемой ситуации, учились понимать друг друга без слов.
  • В целях поддержки семейных традиций, ежегодно на выпускном балу каждый дошкольник получает в подарок диск с записями различных эпизодов повседневной жизни в садике, неизвестные родителям. Для семьи просмотр такого диска является настоящим сюрпризом, ведь за короткий промежуток времени можно вспомнить этапы взросления своего ребенка и немного познакомиться с буднями дошкольного учреждения. Эти материалы пользуются у родителей большим успехом.
  • Физкультурные праздники с элементами соревнований «Веселые старты», «Вместе с мамами»  «23 февраля» - помогают приобщить семьи к здоровому образу жизни, распространению положительного опыта семейного воспитания. Главным достижением таких праздников, является высокая активность сильного пола: пап, дедушек и братьев.
  • «Театр несыгранных ролей» способствует раскрытию творческих способностей и актерского мастерства и детей, и родителей. Совместное изготовление театральных костюмов и декораций  способствуют привлечению внимания родителей к своему ребенку, поднимают статус и ребенка, и родителей,  в глазах друг друга.
  •  Работа клуба «В гости к внукам» - знакомит ребят с профессиями, историей города,      с известными в городе людьми и воспитывает  уважение и любовь  к людям  пожилого возраста, приобщает к семейным ценностям и  традициям.
  • Праздники «нового поколения». Модное шоу «Золотая осень» вводит детей и родителей в мир фантазии,  музыки, заставляет отслеживать современные тенденции в моде.  
  • Семьи наших воспитанников принимают активное участие разных  конкурсах, проводимых в городе и крае.

Можно еще много рассказывать о жизни нашего детского сада, нашей группе, о традиционных и новых формах работы. Мы убедились, что совершенно равнодушных пап и мам – нет!

Третий этап – это этап подведения итогов, внесение коррективов, определение перспектив дальнейшей работы.

В конце года в результате использования дифференцированного подхода и разнообразных форм и методов работы:

  • Создана и постоянно совершенствуется  атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми.
  • Родители и дети стали лучше понимать друг друга, ведь совместная творческая, художественная деятельность невозможна без взаимопонимания. Детско-родительские отношения становятся искренними, теплыми, живыми. Конфликтные ситуации с детьми решаются с позиций принятия права ребенка на собственное мнение, на собственный выбор.
  • При активном участии родителей в группах организуются  выставки «История  головных  уборов»,  «Мир  часов»,  «Дары  природы» и др. Создание фотоальбомов «Наша дружная семья», «Наши традиции» не обошлось без участия не только родителей, но и представителей старшего поколения.
  • Силами родителей собраны  разнообразные коллекции предметов: фантиков, значков, пуговиц, ниток, марок, открыток, тканей, минералов, календарей, фишек.
  • Увеличилось не только количество семей, принимающих участие в городских конкурсах, но и качество работ стало намного выше, что отмечено многочисленными грамотами.
  • Можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий.
  • Семьи наших воспитанников стали чаще посещать спектакли, концерты, выставки в МВЦ. По рекомендациям наших педагогов, ребята посещают музыкальную и художественную школы.
  • Привлекательным является для родителей деятельность, связанная с информационными технологиями. Семьи наших воспитанников стали участниками городского сетевого проекта «Семейные приключения с компьютером» и заняли призовые места.
  • Дети и родители наших воспитанников приняли активное участие во всероссийском конкурсе «ЗаУмная семейка», который проводит некоммерческая организация  Центр поддержки и развития гражданских инициатив, Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола. Результаты будут известны в июне месяце.
  • Отмечаем мы интерес родителей к детской книге и семейному чтению. Дети стали обмениваться любимыми книгами, приносить книги в группу, читать или рассказывать об интересном ребятам.
  • Радует, что у родителей, особенно молодых, появляется опыт организации и руководства деятельностью и общением детей.

В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что мы, педагоги,  всегда поможем им в решении педагогических проблем и в то же время не навредим. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием и поддержкой со стороны родителей в решении разного рода проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.


Литература:

  1. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж.,2007
  2. Доронова Т.Н., Дошкольные учреждения и семья. – М. Линка – Пресс,2001
  3. Давыдова О.И., Работа с родителями в ДОУ. – Москва.,2006
  4. Концепция дошкольного воспитания.//Дошкольное воспитание.1989.№ 5, 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на педсовете "Партнерство и сотрудничество"

В ходе деловой игры на педсовете "Организация взаимодействия воспитанников с социальным окружением" даются задания воспитателям определить социальных партнеров в ближайшем к детскому саду окружении, р...

опыт работы с родителями«Выстраивание целостного воспитательно - образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества с семьей»

Краткосрочный проект "Кто я?" Создание семейных альбомов о ребенке и его окружении. Развитие творческих способностей родителей и детей в процессе совместной деятельности....

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...

Материалы конкурса «Золотая медаль выставка «УчСиБ-2018» Номинация: Развитие социального партнерства. «Сотрудничество с семьей и общественными организациями»

Материалы конкурса«Золотая медаль выставка «УчСиБ-2018»Номинация:Развитие социального партнерства.   «Сотрудничество с семьей и общественными организациями»...