Сообщение из опыта работы«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»
консультация по математике на тему
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_mmo.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.
Математическое развитие не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Опираясь на свой педагогический опыт, могу с уверенность сказать, что предметно развивающая среда в группе является эффективным средством для решения проблемы по формированию элементарных математических представлений. Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Таким образом, проблема создания предметно-развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна для нашего детского сада. А это значит, что передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике. В поисках решения данной проблемы, я пришла к выводу, что именно через оформление групповой комнаты, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.
Моя методическая тема: «Развитие логического мышления и математических представлений через использование универсального математического материала»
Считаю, что эта тема актуальна тем, что:
1.На современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;
2.Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:
организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием универсального материала, сенсорных карт для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:
Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Научность
Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:
организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
демонстрационные опыты;
сенсорные праздники на основе народного календаря;
театрализация с математическим содержанием;
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
беседы;
самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко использую следующие игры:
«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.
Такие развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика», также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.
Широко использую подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», игры – путешествие во времени. Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
«Который час?», «А что потом?», «Цена одной минуты», «Цепочки» , «Части суток», «Времена года» ,«Найди игрушку», «Путешествие по комнате» «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.
Мои воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.
Мною созданы игровые карточки-таблицы многофункционального использования, материал которых можно использовать для работы с детьми, начиная со 2 младшей группы, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
Задачи, которые решают сенсорные карты:
- Познакомить с понятием цвета ( различать цвет, классифицировать по цвету).
- Познакомить с понятием величины ( упражнять в сравнении предметов).
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- Осваивать количественный и порядковый счет.
- Усвоить отношения между числами ( больше- меньше), пользоваться знаками сравнения >,<.
- Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
- Решение арифметических задач
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
- Познакомить со свойствами геометрических фигур, объемными формами.
- Развивать пространственные представления ( слева, справа, выше, ниже и т.д.).
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются.
В группах детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, цвету и свойствам. Например:
СЧЕТ: сколько больших (маленьких) фигур? (много) Сколько красных фигур?( одна) Сколько кирпичиков(кругов)?...
ОРИЕНТИРОВКА: Назови фигуры в верхнем ряду (во втором столбике)?...
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления.
В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.
Работая с картами, дети закрепляют порядковый и количественный счет. Находят адрес той или иной фигуры: второй ряд , третий столбик…
Называют другие фигуры, которые ее окружают (справа, слева, снизу, в правом верхнем углу и т.д.
Дети самостоятельно задают друг другу адреса для поиска загаданной фигуры. Добавлена таблица из чисел первого десятка, тогда к предложенным игровым задачам добавляется сложение и вычитание.
С добавлением фищек определят состав чисел.
Предполагаемый результат по итогам универсальных игр:
К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени. В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания
- консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
- проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
- мастер-класс для родителей
- Дни открытых дверей
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
- совместное создание предметно-развивающей среды
- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Сообщение из опыта работы
«Современные подходы к организации
математического развития дошкольников»
воспитателя МБДОУ №6 «Улыбка»
по проблеме «Формирование элементарных математических представлений через внедрение инновационных технологий»
Миннебаевой Елены Борисовны
на муниципальном методическом семинаре
«Познавательное развитие» (ФЭМП) для педагогов ЗМР РТ, проведенного на базе г. Зеленодольска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы "Современные формы организации работы с детьми по краеведению"
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для фо...
Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...
Из опыта работы «Современные формы и методы организации двигательной активности детей в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности»
Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной си...
Сообщение из опыта работы «Интеллект – карта как метод познавательного развития дошкольников»
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление....
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...