НОД ФЭМП "Путешествие в математическое королевство"
материал по математике (старшая группа) на тему

Непосредственно образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_femp.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно- образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

МБДОУ МО «Детский сад №124»

Тема: «Путешествие в математическое королевство»

Программные задачи:

Обучающие задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года
  • Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
  • Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.

Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, иллюстрация двери, настольная игра.

Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрическая фигура - круг, карандаши, карточки с числовыми домиками.

Наглядный материал: плакат «Математическое королевство», замок с геометрическими фигурами; дома для сравнения по высоте 3 комплекта по 4 шт., числовые домики для проверки, лист А 3 , клей для аппликации, сундучок с конфетами.

План НОД

1Вводная

1. Вхождение в день.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Отлично!

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5!

Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -

Дружно мы в кругу стоим!

Молодцы! (Звучит релаксационная музыка). Садитесь на ковер.

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы № 10 . Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.

«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».

Ребята, мы поможем жителям математического королевства?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

фигуры

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

А нас Ждет первое задание. Давайте сядем за столы.

Итак, 1-ое задание:

Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10).

Эдик, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Алина, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от10 до 1.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

какое число вы поставили между числами 7 и 9

какое число вы поставили между числами 1 и 3

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назови число, которое больше числа 3 на 1.

Назови число, которое больше числа 5 на 1.

Назови число, которое больше числа 7 на 1.

Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду

2-ое задание:

И я читаю следующее задание:

Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

4   5

9     9

5     6

3     2

6    7

1    2

Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о

равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.

3-ое задание:

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физ-минутка!!!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

4-ое задание:

Королева математики во всем любит порядок. Вот и дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого высокого к самому низкому. На одной улице стояли дома разноцветные с розовой крышей, на дугой четырехугольной голубой крышей, а на третьей улице дома были коричневого цвета без крыши. Волшебник и здесь навел путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от высокого к низкому, не забыв, что на одной улице дома д.б. с одинаковой крышей.

Расскажи про свой домик…. (он самый большой 4х этажный, самый маленький одноэтажный, мой домик с двумя этажами он ниже, чем 3хэтажный, но выше, чем 2х этажный)

А теперь расставьте дома по другому – пусть все 4х эт. встанут вряд, сделав улицу 4х эт. домов, 3х - в другую, 2х эт. в следующую, 1эт. в последнюю

Молодцы, справились с заданием.

5-ое задание:

Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

- утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

- ночью люди обедают

- ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

- В неделе 7 дней

- За понедельником следует среда

- после субботы идет воскресение

- перед пятницей стоит четверг

- всего 5 времен года

- Весна наступает после лета

6-ое задание:

Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.

Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить на каждом этаже вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

7-ое задание:

Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратиться в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей?   ½ А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼. Молодцы, злые чары сняты!!!

А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.

3 Заключительная задача:

Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?

Посмотрите, это сладкие гостинцы!!!

 

3 Проанализировать занятие по плану:

А) наличие интереса детей к занятию

Детей очень заинтересовало это необычное письмо и просьба, они были сматевированны на занятия желанием помочь и навести порядок и во всем разобраться. Дети были заинтересованы занятием, с интересом участвовали во всех заданиях.

Б) выполнение программных задач

Программные задачи были выполнены, все поставленные цели, воспитателем были достигнуты, знания детей закреплены, обучающая и воспитывающая работа проведена успешно.

В) роль наглядного материала в решении поставленных задач.

Наглядный материал сыграл большую роль в занятии, была магнитная доска, цифры, знаки, письмо, замок с геометрическими фигурами, иллюстрация двери, настольная игра, набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрическая фигура - круг, карандаши, карточки с числовыми домиками, плакат «Математическое королевство», замок с геометрическими фигурами; дома для сравнения по высоте 3 комплекта по 4 шт., числовые домики для проверки.

Огромное количество материала, детей сконцентрировано на решении «проблемы» в занятии и дети с удовольствием в игровой форме обучались и закрепляли пройденый материал.

1 Непосредственно- образовательная деятельность по математическому развитию игра-занятие во II младше группе МБДОУ МО д/с №124

Тема: «Прогулка на полянку»

Программные задачи:

- закрепить понятия «один - много - ни одного»

- тренировать счет в пределах пяти

- закрепить знания о следах

- учить детей говорить низким и высоким голосом

Наглядный материал: игрушки зайца и медведя; корзинки; 5 муляжей моркови и яблок; свежие яблоки и морковь.

Предварительная работа: рассмотреть с детьми иллюстрации с изображениями разных следов.

План НОД:

1Вводная:

В: сегодня мы с вами пойдем гулять на лесную поляну.

Дети идут за воспитателем и видят следы зайца и медведя.

В: ребята, посмотрите! Что это? ( следы)

А на чем следы могут оставаться?

Как вы думаете, чьи они?

Только животные могут оставлять следы?

Пойдемте по следам и посмотрим, куда они нас приведут.

Дети за воспитателем подходят к елкам. Там сидят медведь и заяц.

Дети здороваются.

В: каким голосом здоровается мишка, низким или высоким?

Поздоровайтесь с мишкой низким голосом. ( Просит индивидуально несколько детей)

А зайка, каким голосом поздоровался, низким или высоким?

Поздоровайтесь с зайкой высоким, тоненьким голоском. (Просит индивидуально несколько детей)

Звери неожиданно начинают плакать.

В: Вика, спроси у зайки высоким голосом, почему он плачет?

Заяц плачет, потому что потерял морковку. У него дырявая корзинка.

В: Женя, спроси у мишки низким голосом, почему он плачет?

Медведь потерял яблоки. У него дырявая корзинка.

В: зайка, а где ты потерял морковку?

Заяц стоял лицом к елке и с правой стороны потерял морковь.

Медведь тоже стоял лицом к елке, но с левой стороны потерял яблоки.

В: дети, давайте поможем животным? Станьте лицом к елке. Девочки будут искать зайкину морковку с правой стороны. Мальчики будут искать яблоки для мишки с левой стороны.

Можно брать только одно яблоко или морковь в руку.

Дети собрали и держат в руках.

В: Миша, сколько у тебя яблок? (одно)

Лера, сколько у тебя морковок? (одна)

Опрашивает каждого.

В: у меня есть подарок для наших зверей. Это новые корзинки!

Сложите в красную корзину яблоки, а в синюю морковку.

Юра, сколько морковок у тебя осталось? ( ни одной)

Максим, сколько яблок осталось у тебя? (ни одного)

Вика, сколько стало яблок в корзине? (много)

Тема, сколько морковок стало в корзине? (считает) (пять)

Звери благодарят детей.

Заяц угощает детей морковкой.

В: дети, какая морковь? (жесткая, сладкая, оранжевая)

Медведь угощает детей яблоками.

В: Юля, яблоко какое? (кислое, зеленое)

Федя, а у тебя какое яблоко на вкус? (сладкое, красное)

Скажем спасибо зайке высоким, тоненьким голосом.

Мишке скажем спасибо низким голосом.

Звери играют в игру с детьми « 1, 2, 3угадай и повтори» ( угадывают что делает медведь или заяц и повторяют движения).

3 Заключительная часть:

В: замечательная игра, но нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.

Звери еще раз благодарят детей за помощь и прощаются.

Дети уходят за воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математическая страна" или "Путешествие в математическое королевство"

Для начала необходимо хорошо знать и различать формы геометрических фигур(форма,размер) и помнить семь основных цветов радуги:красный,оранжевый,жёлтый,зелёный,голубой,синий,фиолетовый.Уметь ориентиров...

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Математическое королевство»

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием развивающих игр математического содержания .Тема: «Математическое королевство».

Цель: Развитие математических способностей.Задачи:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, с...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр  «Путешествие в Математическое королевство»...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «В математическое королевство»

Цель:Воспитывать интерес детей направленный на развитие познавательных и интеллектуальных способностей, проявление смекалки и сообразительности в логических занимательных задач. Развивать самостоятель...