Программа дополнительного образования ДОУ "На пороге школы"
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Программа предназначена для подготовительных групп. Дает основы обучения грамоте, математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_shkoly.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Для того, чтобы переход из дошкольного детства в школьную жизнь был как можно более плавным безболезненным, дети проходят курс по подготовке детей к обучению в школе.
Детям 6-7 лет необходимы развивающие занятия, направленные на совершенствование интеллектуальных операций в соответствии с их возрастными возможностями. Интеллектуальное развитие ребёнка седьмого года жизни связано не только с расширением его кругозора, но и с совершенствованием навыков обработки информации, синтеза в его сознании первичного целостного образа мира, а также с совершенствованием умений сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно – следственные зависимости и связи, отражать обратимость и необратимость процессов, которые он наблюдает. Программа по подготовке к школе способствует непрерывности образования между дошкольным и начальным образованием и формированию равных стартовых возможностей всем детям, поступающим в школу.
Цели: 1. Содействовать развитию фонематического слуха.
Дать представление о звуках гласных и согласных.
2. Способствовать возникновению положительного
отношения к учебной деятельности.
3. Подготовка речи ребёнка к письму.
4.Отработка мелкой моторики и координации движения рук, выработка умения выполнять определенные правила.
5.Формирование умственных способностей и творческой активности детей в процессе игровой деятельности.
Задачи: - отследить сформированность у детей элементарных математических представлений; логического мышления, наблюдательности, сообразительности;
- развивать умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Организация обучения по программе «На пороге школы»:
- Продолжительность обучения- 36 недель.
- Режим занятий: 1 день в неделю по 1 занятию в день.
- Длительность занятий - 30 минут.
- Очередность занятий: 1-2-неделя – «Математические ступеньки», 3-неделя – «Веселая грамматика» и т. д.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 2 раздела: «Веселая грамматика», «Математические ступеньки». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.
Раздел «Веселая грамматика» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка, умению фантазировать, развитию воображения.
Раздел «Математические ступеньки» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления, подготовки дошкольников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Веселая грамматика» (12 часов)
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе. Составлять небольшие рассказы, портреты-рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы; описательные и повествовательные рассказы на доступные детям темы («Весна пришла», «Зимние забавы»).
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я - бабочка», «Я - лисичка»). Придумывать фантастические истории, проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения.
Выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками. Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку, пары звуков по твердости-мягкости.
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, срисовывать печатные буквы, слоги, слова; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки и развивать координацию движения рук.
Раздел « Математические ступеньки» (24 часов)
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 это 2 и 1, или 3 это 1 и 1 и 1»), определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения числа.
Устанавливать соответствия между элементами двух множеств (без пересчитывания), сравнивать множества, формулируя результаты сравнения ( «столько же»,«больше», «меньше»), уравнивать множества, получать числа прибавлением или вычитанием.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево-вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты.
Считать предметы, решать стихотворные задачи в пределах 10.
Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их, по отдельным чертам завершать рисунок.
Планируемые результаты по разделу
«Весёлая грамматика»:
Должны знать:
- правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
- многообразие сказок, рассказов;
- основные различия звуков русского алфавита (звуки слышим и произносим);
- домашний адрес, имена друзей, знакомых.
Должны уметь:
- адекватно реагировать на обращение взрослых, сверстников;
- использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе со взрослыми, с детьми;
- пользоваться книгами, информационными детскими словарями;
- составлять предложения по заданию учителя, по иллюстрациям, по предметным картинкам;
- ориентироваться на листе, плоскости;
- срисовывать представленный образец;
- заштриховать или разукрасить по указанному правилу рисунок.
Календарно - тематический план
«Веселая грамматика»
Количество занятий-12.
№ | Тема занятий | Содержание занятий | Кол - во часов | Сроки провед. |
1. | Знакомство. Общение. | Слово - предложение – речь. | 0,5ч. | 21.11 |
2. | Мои любимые книжки. | Звуки и буквы русского языка. | 0,5ч. | 21.11 |
3. | Позови слово. | 3вуки гласные и согласные. Ударение в слове. | 1 ч. | |
4. | Загадки общения. | Знакомство с согласными звуками. Обучение слиянию гласных и согласных. | 1 ч. | |
5. | Песни, потешки, заклички. | Гласные и согласные звуки русского языка. | 1 ч. | |
6. | Пословицы, поговорки, загадки. | Образование слогов, слов. | 1 ч. | |
7. | Сказка. | Чтение и печатание слогов. | 1 ч. | |
8. | Рассказ. | Составление рассказа по ключевым словам. Составление слогов и слов. | 1 ч. | |
9. | Рисуем по рассказу. | Словесное рисование, придумывание продолжения рассказа. Составление слов по данному началу или концовке. | 1 ч. | |
10. | Беседа по сказке. | Беседа по содержанию литературного произведения, пересказ. | 1 ч. | |
11. | Вежливая речь. | Учимся говорить по телефону. ( Изучение правил "говорящего, слушающего). | 1 ч. | |
12. | Диагностическое занятие. | 1 ч. |
Планируемые результаты по разделу
«Математические ступеньки»:
Должны знать:
-счёт предметов от 0 до 10;
-порядковые значения чисел от 1 до 10;
-значение =, >, <;
- понятия « слева», « справа», « вверху», « внизу», « ближе», « дальше»;
- геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, кривая, ломаная линия разомкнутые и замкнутые линии;
Должны уметь:
- считать прямым и обратным счётом в пределах 10;
- сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, длине, ширине;
- подбирать и группировать предметы по одному или нескольким признакам;
- ориентироваться на листе;
- ориентироваться по словесной инструкции педагога;
- выполнять графический диктант;
- рисовать по памяти;
- дорисовывать недостающие части предмета;
- штриховать и раскрашивать;
Календарно - тематический план
«Математические ступеньки»
Количество занятий - 12/12-24 занятия.
№ | Тема занятий | Содержание занятий | Кол. часов | Сроки провед. |
1. | Весёлый счёт. | Счёт предметов. Квадрат. | 1 ч. | 11.11 |
2. | Познаем мир. | Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Классифика- ция геометрических фигур. | 1 ч. | 13.11 |
3. | Познаём величину. | Величина. Определение предметов по размеру. Больше, меньше,выше, короче. | 1 ч. | 27.11 |
4. | Сравнение предметов. | Величина. Определение предметов по размеру. Поровну, больше, меньше. | 1 ч. | 3.12 |
5. | Ориентируемся в пространстве. | Задача. Ориентирование в пространстве. Внизу, вверху,слева, справа. | 1 ч. | |
6.-7. | Ориентируемся на плоскости. | Задача. Форма и цвет. Величина: больше, меньше, поровну. Ориентация в пространстве: вверху, внизу. | 2 ч. | |
8. | Весёлые задачки. | Задача. Больше, меньше, столько же. Счёт предметов. Конструиро-вание из треугольников. | 1 ч. | |
9. | Учимся считать. | Порядковый счёт. Сказка « Репка». Первый, второй ... Величина: больше, меньше, столько же. | 1 ч. | |
10. | Весёлые фигурки. | Конструирование из кругов. Счёт предметов. Порядковый счёт. | 1 ч. | |
11. | Учимся сравнивать. | Классификация геометрических фигур по цвету и форме. Сравнение предметов. Конструирование из палочек. Задача. | 1 ч. | |
12. | Считаем по порядку. | Сравнение предметов. Счёт предметов. Порядковый счёт. Решение занимательных задач на умозаключение. | 1 ч. | |
13. | Учимся считать парные предметы. | Задача. Цифры 1, 2, обозначающие количество предметов. Пара. | 1 ч. | |
14. | Рисуем образы. | Цифры 1, 2, 3, обозначающие количество предметов. Задачи, Знаки « +», «-», « +». | 1 ч. | |
15. | Конструируем из квадратов. | Задача и её составные части. Цифры 1, 2, 3, 4. Счёт предметов. Конструирование из квадратов. | 1 ч. | |
16. | Учимся делить предмет на равные части. | Задача и её составные части. Деление целого на 2, 4 части. Цифры 1, 2, 3, 4.Счёт предметов. | 1 ч. | |
17. | Решаем задачи. | Числовые выражения. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 ч. | |
18. | Сравниваем числа. | Обозначение количества предметов цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Установление равенств и неравенств. Состав чисел 4 и 5. | 1 ч. | |
19. | Волшебные часы. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Время. Циферблат. Цифры 4, 5, 6. Состав чисел 5 и 6. | 1 ч. | |
20. | В стране Чудес. | Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Счёт предметов. Установление равенств и неравенств. Состав чисел 5, 6, 7.Решение предметов +, -1. | 1 ч. | |
21. | Учимся располагать предметы. | Состав чисел 5, 6, 7, 8. Расположение предметов в порядке возрастания ( убывания). Понятия: точка, линия, отрезок. | 1 ч. | |
22. | Думаем и творим. | Состав чисел 9 и 10. Выкладывание геометрических фигур из палочек. Задачи. | 1 ч. | |
23. | Учимся группировать предметы. | Числовой ряд 1-10. Число 0, решение задач. Конструирование из геометрических фигур. Группировка фигур по различным признакам. | 1 ч. | |
24. | Диагностическое занятие. | 1 ч. |
Программа подготовки детей к школе
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлятьсобой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностьюпонимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.
Дошкольник Младший школьник
Общее
Восприимчивость, внушаемость, податливость Отзывчивость, способность к сопереживанию Общительность, большая подражаемость Легкая возбудимость, эмоциональность Любознательность и запечатлеваемостъ Устойчивое бодрое и радостное настроение Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими.Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности Пластичность нервной системы Подвижность, непоседливость Импульсивность поведения Общая недостаточность воли Неустойчивость, непроизвольность внимания
Особенное
Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям Образование «детского общества» Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры Связь наиболее сильных переживаний с окружающими Наибольшая значимость первого круга общения (семья) Правдивость, открытость Неустойчивость интересов и желаний Преобладание неустойчивого внимания, памяти Постепенный переход к произвольности, управляемости психических процессов Выделение собственной деятельности, самоконтроль в ней Формирование способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений Упорядочение чувственного опыта
| Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств Формирование нового уровня потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь целями, нравственны ми требованиями, чувствами Возникновение относительно устойчивых форм поведения Образование детского коллектива, формирование общественной направленности личности, т.е. обращенности к коллективу сверстников Требовательность, избирательность отношений к товарищам Наибольшая значимость авторитета учителя Преобладание мотивов поведения, связанных с учением Принятие требований выполнения норм поведения как необходимых Развитие нового познавательного отношения к действительности Острота и свежесть восприятия Яркость воображения Хорошая работоспособность Глобальность интересов Дифференциация способностей Внутренняя позиция школьника |
Социальная ситуация, имевшая место ранее, совместной деятельности ребенка со взрослыми распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. Но ребенок еще не может принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной жизни со взрослыми. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра.
В дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они могут обучаться в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только уметь учится по определенной программе, но и быть к этому личностно подготовленным. Эта подготовленность начинает возникать лишь в самом конце дошкольного периода.
Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста специалистами Центра. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.
Специально организованные занятия помогают ребенку подготовиться к школе. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором. Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.
2. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, игам, изменяя их содержание, но оставляя цель.
3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
Курс рассчитан на 3 занятия по 30 минут. Каждое занятие включает в себя 2 упражнения, каждое упражнение длится не более 15 минут.
Цель курса – развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендуемый способ проведения – индивидуальные занятия.
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
№ занятия | Время | Упражнение | Цели упражнения | Ресурсы |
1. | 30 мин | 1. Кубики 2. Чудесные окошки | 1. Установление контакта, развитие восприятия величины, цвета, навык прямого и обратного счета 2. Развитие восприятия цвета, формы, заучивание названий цвета и фигур | 1. Кубики 2. Цветные карточки разного цвета |
2. | 30 мин | 1. Семена 2. Попугайчик | 1. Развитие способности к классификации, развитие зрительной памяти и внимания 2. Развитие кратковременной слуховой памяти, внимания | 1. Карточки с изображением фруктов, овощей, семян 2. Набор слогов |
3. | 30 мин | 1. Волшебные картинки 2. Зайчик | 1. Развитие целостности восприятия образа, умения составлять рассказ по одной картинке, логического мышления 2. Развитие мелкой моторики руки | 1. Три разрезанные картинки, серия сюжетных рисунков 2. Карандаш, лист бумаги с изображением зайчика и его домика |
Описание упражнений к программе работы с дошкольниками
1. Упражнение «Кубики»
(можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки)
А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).
Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный... Маленький желтый и т.д.
В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)
Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)
Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких)
Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.
А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;
Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;
В. Навык прямого счета;
Г. Навык обратного счета;
Д. Формируем понятие числа;
Е. Мышление (пробы и ошибки - наглядно-действенное мышление; внутренне представление - наглядно-образное мышление);
2. Упражнение «Чудесные окошки»
Используется 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);
5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).
А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).
Б. А теперь выбери свое "окошко", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.
А. Восприятие цвета, формы
Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.
3. Упражнение «Семена»
Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) всего 9 карточек
А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)
Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?
А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);
Б. развитие зрительного внимания и памяти.
4. Упражнение «Попугайчик»
А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:
то-ца (ребенок повторяет);
то-ца-му (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);
Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)
А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат - более пяти слогов);
Б. объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хороший результат - воспроизведение пяти слов с первой попытки).
5. Упражнение «Волшебные картинки»
Используются:
а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я - на четыре части; 3-я на шесть частей;
б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)
А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала простой уровень - 2 части, затем средний - 4 части, последний - сложный - 6 частей. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)
Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.
А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;
Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.
6. Упражнение «Зайчик»
Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.
А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.
А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)
Конспект занятия «Книга - лучший путник мой и друг»
(по произведениям К.И. Чуковского)
Задачи:
I. Обучающие:
- Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
- Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;
- Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;
II. Развивающие:
- Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;
III. Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.
Предварительная работа: организовать в группе (книжном уголке) выставку произведений К.И.Чуковского, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, просмотр фильма: «Откуда пришла книга».
Ход:
Педагог встречает детей в книжном уголке.
Педагог (загадывает детям загадку про книгу):
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Дети (отгадывают загадку).
Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».
Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)
Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть
вспомните и вы? (Дети перечисляют).
1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.
3. Кто много читает, тот много знает/
4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.
Педагог рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.
Педагог: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками.
Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».
Педагог: Дети, а вы помните, какой фильм про книгу мы смотрели недавно.
(Дети называют фильм: «Откуда пришла книга!»).
Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно
бережно.
(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):
1. Не рвать, не мять.
2. Не есть за столом.
3. Не читать лежа.
4. Ничего не ставить на книги/
5. Вовремя их «лечить»
Педагог: Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги.
Дети называют.
Педагог: Правильно, это писатель.
Педагог вместе с детьми рассматривает писателя.
Педагог: В нашем книжном уголке есть портрет писателя, которому бы исполнилось в этом году 130 лет. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его
Корней Иванович Чуковский.
Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете произведения К.И.Чуковского (читали дома или в детском саду).
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник мои и друг.
Дети перечисляют известные им произведения К7И.Чуковского.
Педагог проводит с детьми игру: «Угадай-ка».
Педагог: Как хорошо вы знаете и помните произведения Чуковского. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:
1. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(Краденое солнце).
2.. .... А лисички взяли спички,
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
(Путаница).
3. ...Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Звери задрожали, в обморок упали.
(Тараканище).
4. ...Таня, Ваня задрожали -
Бармалея увидали.
Он по Африке идет,
На всю Африку поет.
(Бармалей).
Педагог: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.
Педагог проводит игру: «Чьи это слова?»
Педагог: А теперь, вы должны отгадать кому принадлежат слова:
1. «Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил»
(Сороки - белобоки из Краденого солнца)
2. «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
(Муха-Цокотуха).
3. «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!»
(Мойдодыр).
4. «Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(кит из Путаницы)
5. «Ой, вы, бедные сиротки
Утюги и сковородки».
(Федора)
6. «Погодите, не спешитё?
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую»
(Тараканище)
7. «И мне не надо ни Мармелада, ни шоколада,
А только маленьких детей»
(Бармалей ) - чую»
Педагог проводит игру: «Да - нет»ище)
Педагог: Хорошо вы справились сзаданием.
Я утверждаю, что все эти сказки написал К.И. Чуковский. Так ли это?
Айболит............ (высказывания детей)
Винни-Пух................ (противоречие)
Колобок................ (это русская народная сказка).
Дети отвечают.
Педагог проводит игру: «Назовите имя?»
Педагог: А сейчас я начну, а вы продолжите:
Доктор................... (Айболит)
Акула............................. (Каракула)
Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)
Великий умывальник ........................... (Мойдодыр)
Муха......................... ..(Цокотуха)
Бабушка................. .(Федора)
Имена детишек Крокодила.,,,,,,,,,,,(Тотоша и Кокоша).
Педагог проводит игру: «Собери героев в одну сказку».
Педагог: Посмотрите - ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)
Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)
Звучит музыка. Дети выполняют задание.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
1. «Муха-Цокотуха» (паук-злодей, жучок, паучок)
2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова)
3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка)
4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр)
5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар)
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их нарисовал? Ответы детей.
Педагог: Правильно, все иллюстрации в книгах рисует художник. Самое интересное занятие - делать картинки к детским книжкам.
Педагог: Мы сейчас станем на какое-то время художниками - иллюстраторами и нарисуем свое любимое произведение К.И.Чуковского.
Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей выставкой на тему «Сказки дедушки Корнея».
Конспект ООД в подготовительной к школе группе
по образовательной области «Коммуникация»
«Мои любимые книжки. Звук и буква «С»
(в рамках проекта «По страницам книг писателя К.И.Чуковского»)
Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте через закрепление знаний о звуке и букве «С».
Задачи:
- закреплять характеристику звука «С»
-совершенствовать умение определять место заданного звука в слове;
-активизировать знания детей о звуковом строении слова;
- формировать умение составлять предложения по схеме
-воспитывать у детей интерес к сказкам К. Чуковского;
- воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается.
Интергация с образовательными областями: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье» «Чтение художественной литературы»
Оборудование:
-Портрет К.И.Чуковского, книжная подставка.
-Корабль, столы, посуда, папки для индивидуальной работы
-Музыка «Чунга-Чанга», шум моря.
-Мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
-Чтение сказок К.И.Чуковского;
-Рассматривание иллюстраций;
-Выставка «Мои любимые книжки»;
-Выставка рисунков «Сказки Чуковского»
Ход ООД:
-Здравствуйте, дети.
-Сегодня я хочу загадать вам загадку:
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках (книга)
- А вы любите, когда вам читают книжки? И у каждого, наверное, есть своя любимая книжка. Какие любимые книжки у вас?
- А кто же пишет книжки? (ответы детей)
- Дети, в этом месяце 31 марта исполняется 131 год со дня рождения писателя Корней Ивановича Чуковского.
-Какие произведения Чуковского вы знаете? (ответы детей)
-Скажите, а как называются люди, которые читают книжки? (Читатели)
-Чем занимается читатель? (Читает)
-Как называется в библиотеке зал, в который приходят читатели? – (Читальный)
-Как называется билет, в который записывают взятые книжки в библиотеке?
(Читательский).
-Что вы сделали вчера вечером? (Дочитали)
-И теперь все сказки Чуковского вы что сделали? (Прочитали).
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам Корней Ивановича Чуковского.
-Не страшно вам будет в пути?
-Вы такие смелые!
А вот и наш корабль «Смелый».
-Скажите, какой первый звук в слове «Смелый»? (звук «С»)
-Нам сегодня будет звук «С» помогать путешествовать.
-Но что бы попасть на этот корабль нужно рассказать про звук «С».
Портрет звука «С»
-Составим портрет звука «С».
-1.Звук «С»- согласный.
-Убедите меня, что звук «С» согласный.
-Когда мы произносим звук «С» язык упирается в нижние зубы, зубы закрыты.
2. Что вы еще можете рассказать про звук «С».
-Звук «С» -твердый .
3. Звук «С» - глухой.
Дети проходят на корабль.
-Что-то наш корабль никак не может отправиться.
Мы забыли взять на борт слова, которые начинаются со звука «С».
Упражнение «Придумай слово»
(дети придумывают слова со звуком «С»)
-Кто же будет капитаном, если нам помогать сегодня будет звук «С»?
(Ответы детей)
-Полный вперед. ( Шум волны)
СА-са-са-мы плывем, чудеса.
Су-су-су-капитан стоит на носу.
Сы-сы-сы- мы смелые как матросы!
-Внимание, впереди по курсу сказка! (Слайд 1).
-Вы узнали, как называется эта сказка? (Муха - Цокотуха)
-Дети, вы помните кто спас Муху – Цокотуху? (ответы детей)
-Поможем комару победить злого паука?
-Необходимо прочитать зашифрованные слова. Если все слова расшифруем, то у нас получится тропинка, по которой комар с легкостью доберется до паука.
(Слайд 2 )
Задание «Прочитай слово»
-Задание выполнено! Муха освобождена!
-Отправляемся дальше.
Вбегает Федора.
Федора: Помогите, помогите, не отплывайте!
-Боже, боже, что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось и помчалось колесом
Утюги за сапогами. Сапоги за пирогами, кочерга за кушаком
Все вертится и кружиться и несется кувырком.
-Дети, вы узнали кто это?
Как называется сказка?
-А посуду мою не видели?
Не твоя ли эта посуда?
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
Логопед: И сказала скалка:
"Мне Федору жалко".
-Дети, поможем вернуть Федоре посуду в дом. И нам опять поможет звук «С»
Названия посуды, которые начинается со звука «С» мы поставим на первый стол.
Названия посуды, в которых звук «С» находится в середине слова, мы поставим на второй стол.
Названия посуды, в которых звук «С» находится в конце слова, мы поставим на третий стол.
Игра «Разложи посуду» ( стакан, скалка, самовар, сковорода, миска, кастрюля, поднос)
Федора: Спасибо вам, дети.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"
Федора уносит посуду.
-Полный вперед!
Наш корабль приближается к Стране Лимпопо!
- Как называется эта сказка? «Айболит»
-Довольные и здоровые звери веселятся и приглашают и нас с вами.
Физ минутка «Чунга-Чанга»
-Занять места на корабле! (шум моря)
-У меня зазвонил телефон! Кто говорит? Лон? Он?
Дети Слон!
-Дети, помогите починить телефонную линию, чтобы было хорошо слышно.
Проходите за столы.
Для этого мы составим схему слова СЛОН.
Составление схемы слова.
Проводиться звуковой анализ слова СЛОН. (слайд )
-Сколько слогов в слове слон?
-Как вы узнали?
«Придумай предложение»
-Составьте предложения со словом слон по схеме. (Слайд )
-Связь восстановлена!
-Занять места на корабле! (шум моря)
-Дети, смотрите справа по борту мы проплываем необычное дерево.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
-Да это Чудо –дерево из сказки Чуковского
-Чем же это дерево чудесное? Что на нем выросло?
Знакомство с буквой «С»
-Буквы. Нам опять помог звук «С». Звук «С» обозначается буквой «С».
Воспитатель снимает бублики –буквы «С».
-Вот дети и заканчивается наше плавание.
Итог
-Скажите, а какие сказки мы с вами сегодня вспомнили?
-Кто эти произведения написал?
-Какой нам звук помогал путешествовать?
-Вам понравилось путешествовать по сказкам?
-Вот и детский садик наш.
В память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эту книгу Корнея Ивановича Чуковского, в которой собраны различные стихи и сказки. Вместе с остальными детьми и воспитателем вы узнаете много других произведений этого великого русского писателя. До свидания.
Звуки и буквы русского языка
Звуки и буквы русского языка
Буквы служат для записи звуков на письме.
Буквы гласного звука:
А, О, У, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю, Э
Буквы А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость предыдущего согласного звука:
баран, стол, корыто.
Буквы И, Я, Е, Ё, Ю – обозначают мягкость предыдущего согласного звука:
лето, тина, люк.
Согласные звуки:
Парные
Звонкие Глухие
[б] - [п];
[в] - [ф];
[г] -[к];
[д] - [т];
[ж] - [ш];
[з] - [с].
Непарные
Звонкие:[л], [л'] ,[м], [м'] ,[н], [н'], [р], [ р'], [й']
Глухие: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']
Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]
Всегда мягкие: [й'] , [ч'],[ щ']
Не обозначают звуков: Ь, Ъ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
Программа дополнительного образования плавание(начальная школа)
Рабочая программа составлена на основе: Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006 г.Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.В ...
Программа дополнительного образования "Тропинка к школе"
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа учитывает особенности ребёнка-дошкольника, его интересы и потребности. Все задания построены по принципу постепенного усложнен...
Программа дополнительного образования "Подготовка к школе по математике"
Программа дополнительного образования по подготовке к школе детей 6-7 лет (математика)...
Программа дополнительного образования Скоро в школу 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования Скоро в школу 2020-2021 учебный год...
Программа Дополнительного образования "Ступеньки к школе" для детей старшей группы 5-7 лет
Рабочая программа "Ступенька к школе" ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Ломоносовская школа"...