Дидактические игры по математическому развитию детей на прогулке. Часть первая
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их « конструировать» предметами, знаками, словами.
Усвоению знаний, в том числе, сложных математических, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных занятий для детей.
Игры и игровые упражнения должны быть не только на занятиях, а обязательно должны быть включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка ( всем ли хватит конфет, проедет по узкому мостику машинка). Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок « открывает» маленькие математические истины. Взрослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению.
Обучение детей в детском саду не ограничивается занятиями, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. С этой целью педагог должен продумать задачи и способы организации обучения детей вне занятий. С этой целью педагог должен продумать задачи и способы организации обучения детей вне занятий. Для решения возникших трудностей, связанных с математическим развитием ребенка, прогулка – наиболее подходящее время. На прогулке можно объединять нескольких детей, имеющих общие « проблемы». Такая дифференцированная работа экономит время педагога и предусматривает общение детей в процессе обучения.
Материал, который выдвигает жизнь, природа, являясь жизненно обоснованным, должен быть, использован широко в целях обогащения детей числовыми представлениями. Из жизни педагог должен черпать и средства и материалы.
Природа и жизненный обиход доставляют материал для счета в неисчислимом разнообразии. В природе представлено много закономерных, неизменных числовых соотношений. К ним, прежде всего, следует привлекать внимание ребенка. Закономерность в числовых соотношениях частей организма представителей животного мира, частей цветка, - структуры кристаллов и т. п. закрепляет точные конкретные числовые представления.
Каким ценным, жизненно-конкретным счетным аппаратом для трехлетки является тело человека: нос один, голова одна, лоб один, глаза, уха два, две руки, ноги, много волос, зубов, пальцев и т. п. Случайные числовые соотношения в природе — балансирующая на ветке птичка, ласточки, усевшиеся в ряд на телеграфной проволоке, курица с цыплятами, мухоморы во мху и т. п. являются материалом живым, а потому интересным, постоянно видоизменяющимся в своей числовой структуре и стимулирующим к решению все новых задач.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_na_progulke_word.docx | 141.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание дидактических игр и упражнений для детей 4-6 лет
Количество и счет
- Совершенствование умения считать в пределах 1-10: «Найди свой домик», «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счет на ощупь), «Угадай, сколько».
- Закрепление навыков порядкового счета в пределах 1-10: «Петрушкины гости», «Который по счету?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?».
Игра «Будь внимателен»
Дидактическая задача: закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 10.
Материал: цифры от 1 до 10
Руководство: Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:
1. Прохлопайте больше на 1 раз.
2. Присядьте, пожалуйста, меньше на 1 раз.
3. Потянитесь на носочках столько же раз.
4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.
5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.
Третий – лишний
Дидактическая задача: упражнять детей в счете до трех, учить составлять группу из отдельных предметов, объединенных одним или несколькими признаками.
Материал: природный материал, игрушки
Руководство: предложить детям решить такие задания: найди лишний предмет. Например: камушек, мячик, формочка круглой формы, совок. Что лишнее? Совок, т.к. все предметы круглой формы, а совок нет.
Игровое упражнение «Сделаем столько же»
Дидактическая задача: учить считать движения в пределах 5.
Руководство : Воспитатель выполняет любые движения, дети считают их и на подносе находят карточку с соответствующим количеством кругов.
Воспитатель поочередно демонстрирует детям числовые карточки, предлагает посчитать количество кругов на них и выполнить столько движений, сколько кругов на карточке (хлопнуть в ладоши, прыгнуть на двух ногах, топнуть одной ногой). После выполнения каждого задания воспитатель спрашивает: «Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений?..»
Придумай узор
Дидактическая задача: учить детей придумывать закономерность, используя природный материал, окружающие предметы и объяснить свой выбор.
Материалы : природный материал, игрушки.
Руководство: предложить детям придумать свою закономерность, чередование предметов, используя природный материал, окружающие предметы. Например, шишка, камушек, формочка, листочек.
Какой по счету?
Дидактическая задача: учить детей счету в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными.
Материал: игрушки из выносного материала, природный материал.
Руководство: предложить детям выложить предметы ( природный материал или игрушки – разные по цвету, размеру) в ряд и сосчитать количество предметов. Использовать порядковые числительные: первый, второй, десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы ( машинка – первая, формочка – вторая, совочек – третий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по математическому развитию детей дошкольного возраста "Танковые войска".
Математика постоянно встречается и используется в нашей жизни, чем бы мы не занимались. Многие ребята мечтают стать военными. И в армии не обойтись без математики. Вашему вниманию предлагаю дидактичес...
Роль дидактической игры в математическом развитии детей раннего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17645886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Роль дидактической игры в математическом развитии ...
Консультация для родителей "Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"
Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний, как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение...
Конспект дидактической игры по математическому развитию в средней группе «Части суток»
Конспект дидактической игры по математическому развитию в средней группе «Части суток»...
Дидактические игры по математическому развитию детей во второй младшей группе
Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы....
"Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра-это целеноправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир....
"Дидактические игры по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста"
Дидактические игры по математическому развитию предназначены для детей среднего дошкольного восраста (3-4 лет)....