Дидактические игры по математическому развитию детей на прогулке. Часть первая
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их « конструировать»  предметами, знаками, словами.

Усвоению знаний, в том числе, сложных математических, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных занятий для детей.

Игры и игровые упражнения должны быть не только на занятиях, а обязательно должны быть включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка ( всем ли хватит конфет, проедет по узкому мостику машинка). Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок « открывает» маленькие математические истины. Взрослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению.

Обучение детей в детском саду не ограничивается занятиями, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. С этой целью педагог должен продумать задачи и способы организации обучения детей вне занятий. С этой целью педагог должен продумать задачи и способы организации обучения детей вне занятий. Для решения возникших трудностей, связанных с математическим развитием ребенка, прогулка – наиболее подходящее время. На прогулке можно объединять нескольких детей, имеющих общие « проблемы». Такая дифференцированная работа экономит время педагога и предусматривает общение детей в процессе обучения.

 Материал, который выдвигает жизнь, природа, являясь жизненно обоснованным, должен быть, использован широко в целях обогащения детей числовыми представлениями. Из жизни педагог должен черпать и средства и материалы.

Природа и жизненный обиход доставляют материал для счета в неисчислимом разнообразии. В природе представлено много закономерных, неизменных числовых соотношений. К ним, прежде всего, следует привлекать внимание ребенка. Закономерность в числовых соотношениях частей организма представителей животного мира, частей цветка, - структуры кристаллов и т. п. закрепляет точные конкретные числовые представления. 

Каким ценным, жизненно-конкретным счетным аппаратом для трехлетки является тело человека: нос один, голова одна, лоб один, глаза, уха два, две руки, ноги, много волос, зубов, пальцев и т. п. Случайные числовые соотношения в природе — балансирующая на ветке птичка, ласточки, усевшиеся в ряд на телеграфной проволоке, курица с цыплятами, мухоморы во мху и т. п. являются материалом живым, а потому интересным, постоянно видоизменяющимся в своей числовой структуре и стимулирующим к решению все новых задач.

 Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

 

 

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_na_progulke_word.docx141.63 КБ

Предварительный просмотр:

Описание дидактических игр и упражнений для детей 4-6 лет

                   Количество и счет

 - Совершенствование умения считать в пределах 1-10:  «Найди свой домик»,  «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счет на ощупь), «Угадай, сколько».

 - Закрепление навыков порядкового счета в пределах 1-10: «Петрушкины гости», «Который по счету?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?».

                               Игра «Будь внимателен»

Дидактическая задача: закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 10.

Материал: цифры от 1 до 10

Руководство: Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:

1. Прохлопайте больше на 1 раз.

2. Присядьте, пожалуйста, меньше на 1 раз.

3. Потянитесь на носочках столько же раз.

4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.

5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.

 

                                 Третий – лишний

Дидактическая задача: упражнять детей в счете до трех, учить составлять группу из отдельных предметов, объединенных одним или несколькими признаками.

Материал: природный материал, игрушки

Руководство: предложить детям решить такие задания: найди лишний предмет. Например: камушек, мячик, формочка круглой формы, совок. Что лишнее? Совок, т.к. все предметы круглой формы, а совок нет.

   Игровое упражнение «Сделаем столько же»

 Дидактическая задача: учить считать движения в пределах 5.

Руководство : Воспитатель выполняет любые движения, дети считают их и на  подносе находят карточку с соответствующим количеством кругов.

Воспитатель поочередно демонстрирует детям числовые карточки, предлагает посчитать количество кругов на них и выполнить столько движений, сколько кругов на карточке (хлопнуть в ладоши, прыгнуть на двух ногах, топнуть одной ногой). После выполнения каждого задания воспитатель спрашивает: «Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений?..»

                                     Придумай узор

Дидактическая задача: учить детей придумывать закономерность, используя природный материал, окружающие предметы и объяснить свой выбор.

Материалы : природный материал, игрушки.

Руководство: предложить детям придумать свою закономерность, чередование предметов, используя природный материал, окружающие предметы. Например, шишка, камушек, формочка, листочек.

                                          Какой по счету?

Дидактическая задача: учить детей счету в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными.

Материал: игрушки из выносного материала, природный материал.

Руководство:  предложить детям выложить предметы ( природный материал или игрушки – разные по цвету, размеру) в ряд и сосчитать количество предметов. Использовать порядковые числительные: первый, второй, десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы ( машинка – первая, формочка – вторая, совочек – третий)

C:\Users\Александр\Desktop\Фото132.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по математическому развитию детей дошкольного возраста "Танковые войска".

Математика постоянно встречается и используется в нашей жизни, чем бы мы не занимались. Многие ребята мечтают стать военными. И в армии не обойтись без математики. Вашему вниманию предлагаю дидактичес...

Дидактические игры по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знанияо количестве: развивать умения формировать группы однород...

Роль дидактической игры в математическом развитии детей раннего возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17645886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Роль дидактической игры в математическом развитии ...

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний, как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение...

Конспект дидактической игры по математическому развитию в средней группе «Части суток»

Конспект дидактической  игры по математическому развитию  в средней группе  «Части суток»...

Дидактические игры по математическому развитию детей во второй младшей группе

Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы....

"Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-это целеноправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир....