авторская программа по ФЭМП для средней группы в д\с
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Юный математик"
Возраст детей: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
воспитатель 1 квалификационной категории: Потапова Е.Н
МБДОУ №53 г. Нижнекамск
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст - «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Одаренные дети - культурный и научный потенциал общества. От них зависит, как будет развиваться наука, культура нашего общества в будущем.
Наиболее благоприятный период развития личности ребенка - это дошкольное детство.
Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.
В группе воспитываются дети, имеющие разные математические способности. Для них и разработана данная программа.
Направленность программы:
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что - то новое.
К тому же развитие - это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Цель:
Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, соответствующая требованиям Госстандарта
Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Задачи:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Закрепление знаний о числовом ряде и составе числа, о структуре задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные:
Воспитание у детей 4-5лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе
Отличительные особенности программы:
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Разделы программы:
Количество и счет
Ознакомление с геометрическими фигурами
Ориентировка в пространстве
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Ориентировка во времени
Участники:
дети 4-5 лет
Срок обучения
программа кружка рассчитана на один год обучения
Общие принципы и содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Принципы:
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения
Режим занятий
Подгрупповые - 2 раза в неделю (25– 30 минут)
Формы проведения занятий
Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Работа в тетрадях
Физкультминутки, гимнастика для глаз
Методы и приемы работы
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
Практические (упражнения)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)
Структура занятия:
1ч Логическая разминка
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи
2ч «В царстве математики и логики»
Цель: Развивать и закреплять представления о множестве, о числе и числовом ряде. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.
3ч «В царстве смекалки»
Цель. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.
4 ч Рефлексия
Учебный план:
Занятия проводятся с сентября по май.
Неделя: два занятия
Месяц: 8 занятий ( январь 4 занятия )
Год: 68 занятий
Рабочая программа составлена на основе программ:
От рождения до школы. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
«Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2009г.
Формирование элементарных математических представлений.И.А. Пономарёва, В.А.Позина, 2015г.
Основные задачи программы
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Развитие представлений о величине:
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а, также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения), что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
Привить любовь к конкретному предмету - математике.
Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления
Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Формы организации учебного процесса:
Ребенок, попав в стены нашего детского дома, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:
Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
Умение играть;
Развитие речи;
Уровень самообслуживания у ребенка.
Ожидаемые результаты:
Критерии результативности программы для детей 4-5 лет.
Количество и счет
считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
писать цифры по точкам.
соотносить цифры с количеством предметов.
понимать отношения между числами в пределах 5.
отгадывать математические загадки.
знать порядковый счет в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
знать стихи, загадки, считалки, в которых присутствуют числа.
Геометрические фигуры
знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
Величина
сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Ориентировка во времени
различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
различать понятия: быстро, медленно.
Ориентировка в пространстве
учиться различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
учиться обозначать словами положение предмета относительно себя.
учиться ориентироваться на листе бумаги.
Логические задачи
продолжать учиться решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Планирование занятий
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Диагностика | |
2 | Число 1 ∙ Один-много ∙ Число 0 ∙ Множества ∙ Форма предметов | |
3 | Числа 0, 1 ∙ Число 2 ∙ Счёт (количество-число) ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Высота ∙ Цвет | |
4 | Число 2 ∙ Счёт (количество-число)∙ Порядковый счёт | |
5 | Числа 0…2 ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Качественное соотнесение ∙ Пространственные отношения ∙ Цвет ∙ Множества | |
6 | Числа 0…2 ∙ Множества ∙ Цвет ∙ Размер ∙ Счёт (число-количество) | |
7 | Число 3 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Счёт (число-количество) ∙ | |
8 | Числа 0…3 ∙ Порядковый счёт∙ Множества ∙ Счёт (число-количество) ∙ Далеко-близко∙ Качественное соотнесение ∙ Размер ∙ Прямой и обратный счёт∙ Пространственные отношения | |
9 | Числа 0… 3 ∙ Счёт (количество-число) ∙ Различные материалы∙ Число 4 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Пространственные отношения∙ Временное соотнесение (времена года) | |
10 | Число 4 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Пространственные отношения∙ Временное соотнесение (времена года) | |
11 | Числа 0...4 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт∙ Пространственные отношения | |
12 | Числа 0...4 ∙ Сравнение количественное ∙ Временное соотнесение (сутки) ∙ Счёт (количество-число) ∙ Цвет∙ Классификация по цвету | |
13 | Числа 0...4 ∙ Множества ∙ Порядковый Счёт. Прямой и обратный счёт. Сравнение количественное. Пространственные отношения. Высота. Временное соотнесение (сутки). | |
14 | Число 5 ∙ Порядковый счёт∙ Прямой и обратный счёт∙ Сравнение количественное∙ Пространственные отношения∙ Высота ∙ Временное соотнесение (сутки) | |
15 | Числа 0...5 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Пространственные отношения∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Схематичное изображение∙ Множества ∙ Ширина | |
16 | Числа 0...5 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Пространственные отношения∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Схематичное изображение∙ Множества ∙ Ширина | |
17 | Числа 0...5 ∙ Временное соотнесение (времена года) ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Пространственные отношения ∙ Цвет ∙ Прямой и обратный счёт | |
18 | Числа 0...5 ∙ Счёт (число-количество и количество-число) ∙ Множества∙ Внимание ∙ Память ∙ Взаимно однозначное соответствие ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Игра «Разрезные картинки» | |
19 | Числа 0...5 ∙ Счёт (число-количество и количество-число) ∙ Порядковый счёт ∙ Множества ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Быстро-медленно ∙ Форма плоских геометрических фигур∙ Пространственные отношения ∙ | |
20 | Числа 0...5 ∙ Временное соотнесение (времена года) ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Ширина ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Времена года ∙ Пространственные отношения∙ Качественное соотнесение | |
21 | Числа 0...6 ∙ Множества ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Счёт (количество-число) | |
22 | Числа 0...6 ∙ Множества ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Счёт (количество-число) ∙ Далеко-близко ∙ Размер ∙ Качественное соотнесение | |
23 | Числа 0...6 ∙ Множества ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Счёт (количество-число) ∙ Далеко-близко ∙ Размер ∙ Качественное соотнесение ∙ Длина∙ Взаимно-однозначное соответствие∙ Временное соотнесение (сутки)∙ Игра «Разрезные картинки» | |
24 | Числа 0...6 ∙ Порядковый счёт∙ Множества ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Счёт (количество-число) ∙Длина | |
25 | Числа 0…6 ∙ Множества ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт ∙ Работа по образцу ∙ Цвет∙ Пространственные отношения∙ Форма плоских геометрических фигур | |
26 | Числа 0...6 ∙ Счёт (количество-число)∙ Цвет и форма плоских геометрических фигур ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Временное соотнесение (времена года) | |
27 | Числа 0...6 ∙ Множества∙ Порядковый счёт∙ Пространственные отношения∙ Цвет (игра «Домики») ∙ Ширина∙ Взаимно-однозначное соответствие∙ Счёт(количество-число и число-количество) | |
28 | Числа 0…6 ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Счёт (число-количество и количество-число) ∙ Длина∙ Схематичное изображение∙ Порядковый счёт ∙ Множества∙ Высота ∙ Работа по образцу∙ Размер ∙ Пространственные отношения ∙ Взаимно-однозначное соответствие | |
29 | Числа 0...6 ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Временное соотнесение (дни недели) ∙ Пространственные отношения ∙ Счёт (количество-число) ∙ Цвет ∙ Форма плоских геометрических фигур ∙ Временное соотнесение (времена года)∙ Взаимно-однозначное соответствие | |
30 | Диагностика | |
31 | Числа 0…7 ∙ Порядковый счёт∙ Множества ∙ Качественное соотнесение ∙ Счёт (число-количество и количество-число) | |
32 | Числа 0…7 ∙ Порядковый счёт∙ Множества ∙ Качественное соотнесение ∙ Счёт (число-количество и количество-число) | |
33 | Числа 0…7 ∙ Порядковый счёт∙ Множества ∙ Качественное соотнесение ∙ Счёт (число-количество и количество-число)∙ Игра «Разрезные картинки» | |
34 | Числа 0...7 ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Порядковый счёт ∙ Цвет ∙ Работа по образцу∙ Пространственные отношения∙ Прямой и обратный счёт | |
35 | Числа 0…7 ∙ Множества ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Счёт (количество-число) ∙ И-или∙ Пространственные отношения∙ Прямой и обратный счёт | |
36 | Числа 0…7 ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Счёт (количество-число) ∙ Множества ∙ Временное соотнесение (дни недели) ∙ Работа по образцу ∙ Цвет ∙ Пространственные отношения ∙ Прямой и обратный счёт | |
37 | Числа 0...7 ∙ Пространственные отношения ∙ Внимание ∙ Память∙ Счёт (количество-число)∙ Временное соотнесение (времена года) ∙ Цвет (игра «Домики») | |
38 | Числа 0…7 ∙ Число 8 ∙ Множества∙ Счёт (количество-число)∙ Внимание ∙ Память ∙ Временное соотнесение (сутки)∙ Пространственные отношения | |
39 | Числа 0...8 ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт ∙ Деление ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Качественное соотнесение | |
40 | Числа 0...8 ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт ∙ Деление ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Качественное соотнесение | |
41 | Числа 0…8 ∙ Множества∙ Порядковый счёт ∙ Цвет∙ Пространственные отношения∙ Работа по образцу ∙ Форма плоских геометрических фигур ∙ Прямой и обратный счёт | |
42 | Числа 0…8 ∙ Счёт (число-количество, количество-число)∙ Множества ∙ Деление ∙ Форма плоских геометрических фигур∙ Пространственные отношения | |
43 | Числа 0...8 ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Длина ∙ Ширина∙ Цвет | |
44 | Числа 0…8 ∙ Счёт (число-количество и количество-число)∙ Прямой и обратный счёт ∙ Ширина∙ Пространственные отношения ∙ Множества | |
45 | Числа 0...8 ∙ Множества ∙ Цвет и форма плоских геометрических фигур ∙ Классификация плоских геометрических фигур по цвету и по форме. ∙ Прямой и обратный счёт∙ Временное соотнесение (времена года) ∙ Порядковый счёт∙ Качественное соотнесение ∙ Длина∙ Пространственные отношения | |
46 | Числа 0...8 ∙ Временное соотнесение (времена года) ∙ Число 9 ∙ Счёт (количество-число) ∙ Порядковый счёт ∙ Прямой и обратный счёт∙ Пространственные отношения∙ Цвет (игра «Домики») ∙ Цвет и форма плоских геометрических фигур ∙ Качественное соотнесение∙ Игра «Разрезные картинки». | |
47 | Числа 0...9 ∙ Порядковый счёт∙ Качественное соотнесение∙ Внимание ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Счёт (количество-число) ∙ Пространственные отношения ∙Порядковый счёт | |
48 | Числа 0...9 ∙ Порядковый счёт ∙ Цвет∙ Качественное соотнесение ∙ Взаимно-однозначное соответствие ∙ Счёт (количество-число)∙ Пространственные отношения ∙ Порядковый счёт | |
49 | Числа 0...9 ∙ Прямой и обратный счёт∙ Счёт (число-количество)∙ Пространственные отношения∙ Работа по образцу ∙ Размер∙ Взаимно-однозначное соответствие | |
50 | Числа 0...9 ∙ Число 10 ∙ Счёт (количество-число) ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Пространственные отношения ∙ Сравнение чисел∙ Взаимно-однозначное соответствие∙ Множества ∙ Цвет (игра «Домики»)∙ Игра «Разрезные картинки» | |
51 | Числа 0...10 ∙ Прямой счёт ∙ Счёт (число-количество) ∙ Обратный счёт∙ Множества ∙ Различные материалы∙ Загадки ∙ Пространственные отношения | |
52 | Числа 0...10 ∙ Прямой счёт ∙ Счёт (число-количество) ∙ Обратный счёт∙ Множества ∙ Различные материалы∙ Загадки ∙ Пространственные отношения ∙ И-или | |
53 | Числа 0…10 ∙ Пространственные отношения ∙ Счёт (количество-число-количество) ∙ Качественное соотнесение ∙ Множества ∙ Цвет и форма плоских геометрических фигур | |
54 | Числа 0...10 ∙ Множества ∙ Счёт (число-количество) ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Сравнение чисел∙ Взаимно-однозначное соответствие∙ Качественное соотнесение∙ Временное соотнесение (дни недели) ∙ Вес | |
55 | Числа 0...10 ∙ Прямой счёт ∙ Счёт (количество-число) ∙ Временное соотнесение (время-часы)∙ Пространственные отношения (под, над, слева, справа) ∙ Цвет (игра «Домики») ∙ Временное соотнесение (времена года) ∙ Обратный счёт | |
56 | Числа 0…10 ∙ Счёт (число-количество и количество-число)∙ Множества ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Цвет и форма плоских геометрических фигур ∙ Игра «Разрезные картинки» | |
57 | Числа 0…10 ∙ Порядковый счёт∙ Пространственные отношения ∙ Счёт (количество-число и число-количество) ∙ Множества ∙ Работа по образцу ∙ Цвет ∙ Временное соотнесение (дни недели)∙ Сравнение чисел ∙ Взаимно-однозначное соответствие | |
58 | Числа 0…10 ∙ Множества ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Счёт (количество-число) ∙ Пространственные отношения ∙ Цвет ∙ Счёт ∙ Игра «Разрезные картинки» | |
59 | Числа 0…10 ∙ Счёт (количество-число и число-количество)∙ Множества ∙ Прямой и обратный счёт ∙ Временное соотнесение (дни недели) ∙ Пространственные отношения ∙ Качественное соотнесение | |
60 | Числа 0…10 ∙ Счёт (количество-число и количество-число)∙ Качественное соотнесение ∙ Схематичное изображение∙ Временное соотнесение (дни недели) ∙ Пространственные отношения ∙ Множества∙ Классификация по цвету объемных геометрических фигур | |
61 | Числа 0...10 ∙ Пространственные отношения ∙ Порядковый счёт ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Работа по образцу ∙ Форма плоских геометрических фигур∙ Качественное соотнесение ∙ Длина∙ Игра «Разрезные картинки» | |
62 | Числа 0...10 ∙ Пространственные отношения ∙ Порядковый счёт ∙ Множества ∙ Счёт (количество-число) ∙ Работа по образцу ∙ Форма плоских геометрических фигур∙ Качественное соотнесение ∙ Длина∙ Игра «Разрезные картинки» | |
63 | Числа 0…10 ∙ Множества ∙ Счёт (число-количество и количество-число) ∙ Ширина ∙ Качественное соотнесение ∙ Цвет и форма плоских геометрических фигур ∙ Цвет∙ Пространственные отношения | |
64 65 | Закрепление пройденного материала Итоговая диагностика | |
66 | Итоговое занятие для родителей | |
67 68 | Повторение пройденного материала |
Методика диагностики
Диагностика по математике детей 4-5 лет
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т.д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 – средний уровень
21 – 27 – высокий уровень
Диагностическая карта формирования элементарных математических представлений в средней группе.
___________________месяц______год
№ | Ф.И. ребенка | Количество и счет | Геометрические фигуры | Величина | Ориентировка во времени | Ориентировка в пространстве | Общий показатель знаний ребенка |
Список использованной литературы
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
2.Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
3.Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
4.Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
5.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
6.Формирование элементарных математических представлений.И.А. Пономарёва, В.А.Позина, 2015г.
7.«Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
Авторская программа валеологического кружка "Здравушка" (средняя группа)
Автором представлен материал для планирования и организации работы с детьми среднего дошкольного возраста по ЗОЖ....
Календарно-тематическое планирование по ФЭМП в средней группе по программе В. П. Новиковой «Математика в детском саду»
Календарно-тематическое планирование по ФЭМП в средней группе по программе В. П. Новиковой «Математика в детском саду»...
Авторская программа "ОБЖ для малышей" (средняя группа)
В ходе работы дети усваивают первоначальные знания безопасного поведения, у детей развиваются способности к предвидению возможной опасности....
Рабочая программа по ФЭМП в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по математике предназначена для организации работы в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа содержит разделы в соответствии с ФГОС ДО....
Авторская программа по ФЭМП средствами конструирования "Евклидики"
Программа по ФЭМП средствами конструирования...