Авторская программа "ОБЖ для малышей" (средняя группа)
рабочая программа по обж (средняя группа) на тему
В ходе работы дети усваивают первоначальные знания безопасного поведения, у детей развиваются способности к предвидению возможной опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития детей – детский сад №18 "Родничок»
Авторская программа
«Основы безопасности жизнедеятельности
для малышей»
(средняя группа)
Малышевой Ларисы Евгеньевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребёнок появляется на свет, а мама и папа днём и ночью заботятся о его благополучии. Малыш подрастает и становится самостоятельнее год от года. И вот он идёт в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит – пришла пора познакомиться с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
- научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
- научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т.п.;
- сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;
- отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
- Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
- Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
- Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Сотрудничество с родителями.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Воспитательная среда. В группе должен быть комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.
Пространственно - предметное окружение пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ – подгрупповые
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ – 20 мин.
КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕДЕЛЮ – 1 занятие
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ.
- Как нужно вести себя с незнакомым человеком?
- Назови бытовые приборы, можно ли детям ими пользоваться?
- Что приводит к пожарам?
- Что означают номера «01», «02», «03»?
- Какие знаешь опасные предметы?
- Какие опасности ожидают в природе?
- Как называется часть улицы, по которой едут машины?
- Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?
- Кого называют пешеходом?
- Почему нельзя играть на дороге?
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц | Тема | Программные задачи | Материал |
сентябрь | Диагностика | Определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности. | Диагностический материал. |
октябрь | «Что у меня внутри» | Уточнить и расширить представления о своем теле; формировать знания о том, для чего нужна каждая часть тела. | Плакат на тему «Части тела» |
Игра «Едем в гости» | Уточнять знания о родственных связях. Воспитывать уважение к своим близким, культуру поведения в гостях, развивать речь. | Сюжетные картинки, фотографии | |
«Фрукты полезны взрослым и детям» | Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значение для здоровья и хорошего настроения. | Картинки с фруктами | |
Беседа «Безопасность в доме» | Закрепить знания о правилах личной безопасности в доме. | Картинки с опасными предметами | |
Ноябрь | «Если дома ты один» | Тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними. | Сюжетные картинки, карточки с кружочками красного и зеленого цвета. |
«О здоровой пище» | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | Картинки – продукты питания | |
Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик» | Закреплять правила безопасного поведения дома. | Текст произведения «Торопливый ножик» Е. Пермяк | |
«Ребенок и его старшие приятели» | Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | ||
Декабрь | Игра «1,2,3 – опасность назови» | Закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе; развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода. | Мяч |
«Кошки и собаки соседи наши». | Закреплять правила при общении детей при общении с собаками и кошками. | Игрушки кошка и собака, сюжетные картинки | |
Игровая ситуация «Достань игрушку (книгу) с полки» | Формировать умение находить безопасный выход из сложной ситуации. Систематизировать правила безопасного поведения. | Стул, игрушка, книга. | |
«Контакты с незнакомыми людьми на улице» | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя в таких ситуациях. | Сюжетные картинки | |
Январь | «Бережное отношение к живой природе» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развевать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. | Сюжетные картинки |
Игровые упражнения: «Вызываем скорую помощь, полицию» | Упражнять в умении детей пользоваться телефоном, познакомить детей с номером телефона «02», « 03», научить вызывать милицию и скорую помощь. | Телефон | |
Февраль | Опытно – исследовательская деятельность: «Опыты со снегом (качество талой воды)» | Закрепить знания детям о качестве талой воды. | Баночка со снегом |
Творческая игра: « Магазин овощей и фруктов» | Закрепить название продуктов, их обобщающие понятия (молочные, хлебобулочные), воспитывать культуру общения и поведения в общественных местах. | Картинки молочных и хлебобулочных изделий. | |
Игра «Как избежать неприятностей» | Развивать умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций во время пребывания на природе. | Сюжетные картинки, стихи | |
Беседа: «Поможем девочке найти бабушку». | Подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми. | Сюжетные картинки | |
Март | Беседа: «Чистота и здоровье» | Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | Сюжетные картинки |
Игра « Если случился пожар в квартире» | Расширить знания поведения при пожаре. | Плакат «Правила поведения при пожаре», телефон | |
Чтение «Незатушеный костер» Шорыгина Т.А. | Расширять знания об основных требованиях пожарной безопасности. Воспитывать чувства взаимопомощи, сопереживания. | Текст произведения | |
Рассматривание семейных фотографий: «Ребенок и его семья» | Закрепить знания детей о его семь, имя родителей и т.д. | Сюжетные картинки | |
Апрель | Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье» | Формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья. | Сюжетные картинки |
Беседа «Живая природа весной» | Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. | Сюжетные картинки | |
Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Источники опасности». Я знаю что можно, что нельзя» | Закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанию ситуации. | Картинки опасных предметов | |
Беседа: «Волк и семеро козлят» | Закрепить знания детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые голоса. | Картинки к сказке «Семеро козлят» | |
май | Диагностика | Определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы). | Диагностический материал. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
- Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
- Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.
- Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7.
- ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2012. – 128с.
- Пожарная безопасность для дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
- К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозайка-Синтез, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-484230-1411233451.jpg)
Проект "Столовый этикет для малышей". Средняя группа.
Материал представляет собой разработку проектной деятельности по теме "Столовый этикет для малышей" для средней группы дошкольного образовательного учреждения, включая перспективное планиров...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-1351762-1633464836.jpg)
Консультация для родителей "Москва для малышей" средняя группа
Расширение кругозора родителей и детей, обогащение словаря детей, для развития семьи, как ячейки общества....
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) Тема: «Экономика для малышей» средняя группа «Березка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим). Тема: "Экономика для малышей"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-979452-1547000957.jpg)
Сценарий Новогоднего утренника «Капризная хлопушка в гостях у малышей» (средняя группа)
Создать праздничное настроение, атмосферу радости и приближение новогоднего чуда. Побуждать детей активно участвовать в песнях, играх, танцах. Развивать творческие и артистические спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/02/picture-1415069-1706877078.jpg)
Консультация для родителей «Мы уже не малыши» (средняя группа)
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В ранн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/25/picture-1173173-1708885613.jpg)
Сценарий на 8 Марта "Все подарки от души мамам дарят малыши"средняя группа 2023г
Сценарий на 8 Марта "Все подарки от души мамам дарят малыши"средняя группаЗвучит музыка, дети входят в зал и становятся полукругом.Ведущая:Праздничное утро в дом стучится к нам.Что за ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/24/picture-1039989-1527141723.jpg)
Программа кружка Фольклор для малышей средняя группа.
Программа кружка Фольклор для малышей средняя группа....