"Использование Триз в педагогике"
статья по теме
В работе с детьми дошкольного возраста очень помогает использование разнообразных методов и приемов теории решения изобретательских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое Триз»
«Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни»
Мишель Монтене.
Дети мудрецы и философы от рождения. Ребенку надо ежедневно перерабатывать такое количество информации, отрывочных знаний, что он до «пятилетнего возраста непременно сошел бы с ума», не будь у него благодатной тяги к преодолению хаоса.
«Являясь таким непризнательным гением систематизации, классификации и координации вещей, ребенок проявляет повышенный интерес к тем умственным играм и опытам, где эти процессы выдвинуты на 1-е место» (К.И.Чуковский)
Что бы мы ни делали: играли в кубики, куклы, конструировали – везде на первом месте игра ума. Везде есть азарт, эмоции, т.е. любое мышление обязательно есть вечное творчество. У взрослых часто утрачена системность грамотного мышления, а вот у малышей волшебство ума сохранено и нам надо его не заглушать, а вот у малышей волшебство ума сохранено и нам надо его не заглушить, а этому надо учиться; в этом мне помогли элементы ТРИЗ, где совместное творчество воспитателя и детей подталкивает и направляет «игру ума».
Сухомлинский говорил: «Если вы хотите, чтобы человек уже в детстве умел выражать свои мысли о тончайших оттенках окружающего мира, человеческих чувств и стремлений, если вы хотите, чтобы слово было для него не заученным звуком, а живы выражением самого себя, умейте выбрать СЛОВА, которые доставили бы человека глубоко переживать свое отношение к тому, о чем он знает, слышит, думает». Я считаю, что познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого-либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющих представлений делать «открытия»
«Им надо как можно меньше объяснять, и как можно больше наводить их на собственные открытия». (Герберт Спенсер) У детей развитие творческих способностей возможно при одновременной активизации процессов мышления и воображения. В моей работе мне помогли элементы ТРИЗа.
Основоположником ТРИЗ является писатель – фантаст Г.Альтов – Альтшуллер Р.С., когда в 1945 г. взялся за разработку научной технологии творчества – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Сначала ТРИЗ – развитие творческого воображения (РТВ), где на технических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, ломаются привычные представления об объектах, жесткие стереотипы, иногда ТРИЗ называют прикладной диалектикой. И недаром «отец» ТРИЗ Альтшуллер перешел к личности (от ТРИЗ к ТРТЛ) как к новой области знаний, элементы ТРИЗ сближают нас с творческой педагогикой, где малыши – мудрецы, где творчество – сама жизнь.
Осень 1987 г. ТРИЗ впервые пришел в детский сад. Произошло это в Находке, случайно, вместо школы слушатели семинара по ТРИЗу пришли в детский сад и были удивлены, как дети мыслят. ТРИЗ – это схема системного талантливого мышления и когда ребенок понимает, что все предметы связаны накрепко не только между собой, но и с человеком, он может взять любые из них и выстроить свою систему. Дело не в количестве знаний, а как грамотно использовать уже имеющиеся. Малыш – это «вулканчик» энергии, он хочет есть, пить, спать играть, думать, он верит во все, думает по-своему и очень важен принцип САМОСТОЯТЕЛЬНОГО мышления.
Есть один древний прием человеческого мышления – метод проб и ошибок, дети, поняв, что можно высказывать любые, даже самые невообразимые предположения, вовсю фантазируют. При этом часто уходят от самой проблемы, для малыша этот метод может быть упражнением, добиться решения надо, значит, они решают задачу – преодолеть противоречие. У детей возникают вопросы: «А что если?», «Почему?», «Зачем?». Мы часто стараемся увести ребенка от противоречий, но этого делать нельзя! Ведь противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а это важнейшая составляющая творческого мышления.
Мне, кажется, каждый ребенок талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире! Когда мы стали разрешать противоречия, у детей появились обоснованные ответы, они были настолько неожиданными, что дети казались умнее нас взрослых. Например, погас свет в группе, мы стали выяснять – это хорошо или плохо, а я говорила, что это плохо, когда в группе темно, дети привели столько противоположных моим аргументов, что это хорошо, когда в группе темно, что мне пришлось согласиться с ними. Они «изобретали» лампочку, которая будет светиться на голове, на каждом пальчике по светящемуся угольку, а глаза, как у совы – видят в темноте, игрушки будут светиться и т.д. Дети научились находить противоречия в окружающем их мире, а самое главное, их разрешать. В игре «Хорошо-плохо» дети познают некоторые законы диалектики, такие ее категории как противоречие, качество, количество, возможность и действительность. Родители тоже включились с нами в игру и дети их порадовали. Игра «Хорошо-плохо» развивает речь ребенка, фантазию, учит рассуждать. При чтении книги Шустермана «Азбука диалектики для маленьких или новые приключения колобка и его друзей» дети с интересом разрешали ситуации, часто их ответы не совпадали с ответами в книге, дети пытались само утверждаться, обосновать и объяснить свой ответ. Читая книгу, дети постепенно знакомились с разными «методами активации и перебора вариантов», морфологическим анализом, методом фокальных объектов, игра «Наоборот», где подходят к разрешению противоречий, а здесь нужна некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения.
Книга Шустермана заинтересовала детей, в 2007-2008 уч. Году я прочитала ее второй раз весной и дети, очень интересно предлагали колобку выбраться из разных ситуаций. Дети овладели приемами игры «Наоборот», сначала не могли понять, что я хочу от них, о чем спрашиваю, как это один и тот же предмет, может быть, и горячим и холодным, мягким и твердым, белым и черным. Рассматривая разные предметы во взаимоотношении, ища ресурсы этого явления, объекта, дети стали более внимательными и дело доходило до абсурда, но я с ними соглашалась, потому что так могло быть, так решили дети. Но не все дети одинаково решили противоречия, для некоторых ребят оказалось трудно, поэтому с ними продолжали работу.
Учила детей придумывать новые предметы, например, давались задания придумать ручку – волшебницу, выйти из закрытого помещения и другие. Познакомила детей с приемами Оживления, Окаменения, - дробление – объединение, увеличение – уменьшение.
Очень интересный метод фокальных объектов, дети называли качества, признаки предметов и переносили их на другие объекты, получались очень интересные решения: так мы выдумали такие ковры-самолеты, на которые бы можно было пересесть и в Африку и на Северный полюс, и в гости к сказочным героям: Чебурашке, Винни-Пуху.
Дети научились составлять девятигранку (системный оператор), при рассматривании разных объектов, выучили наизусть, как составлять такой экран:
- Если мы рассмотрим Что-то (система)
- Это Что-то для чего-то (функция)
- Это Что-то из чего-то (подсистема)
- Это Что-то часть чего-то (надсистема)
- Чем-то было раньше Что-то (прошлые системы)
- Что-то будет с этим Что-то (будущее системы)
Такие занятия, как рассматривание предметов, живых объектов обязательно проходили с составлением шести-девятиэкранки, в конце года дети сами составляли шести и трехэкранку.
Мы провели много игр на классификацию. Вместе сделана схема «Мир вокруг нас», дети любят играть в игру «Да-нет», хотя некоторым трудно было запомнить последовательность задавания вопросов.
Когда дети научились составлять девятиэкранки, я стала знакомить их с морфо таблицей, хотя с простейшими уже они были знакомы; разные герои попадали во времена года, части суток, ходили по цветным дорожкам и т.д. Я сделала морфо таблицы, где расположены: земля, воздух, вода, огонь, человек, объекты попадали в эти ситуации и дети их по-разному с загадочными явлениями, с хитростями, волшебством, но почти всегда выходили победителями из придуманных мною или другими детьми ситуации. Дети научились придумывать сказки, у нас появились свои волшебные предметы (ложка-поварёшка: для детей, которые плохо едят; волшебный телевизор, который все видит, и т.д.) Мы разрешали конфликты, житейские ситуации при помощи волшебных предметов. Дети в своих сказках разрешают простые жизненные истины и мудрость, учатся жить.
Интересно проходили занятия по рассматриванию картины, дети научились замещать предметы, изображенные на картине кружками (хотя сначала мне приходилось все рисовать на отдельных листах), устанавливать взаимосвязи между объектами, умеют пользоваться приемами: дробление, объединение, нравится «находиться» в картине с помощью различных анализаторов, волшебников «Отставай – Забегай», а особенно – «я - объект». Эти занятия стали намного интереснее, рассказы по картинке получаются содержательнее, у детей стала хорошая связная речь, много образных выражений, сравнений.
Детям понравился метод маленьких человечков, знакомя детей со схемой «Мир вокруг нас» мы часто разговариваем с детьми: из чего состоят предметы, и я прочитала им книги: «Огонь, Вова, Воздух, Земля», дети с интересом смотрели опыты, а некоторые делали сами, и к концу года стали свободно составлять схемы любого предмета или нескольких, например: кипящий чайник, термос, чашка чая с сахаром и ложкой, костер, идет дождь, на ладони лед и т.д. Для того чтобы было проще особенно детям с ОНР, я сделала человечков разного цвета на кубиках; твердые – коричневые, жидкие – голубые, газообразные – желтые, соответственно и эмблемы; коричневые квадратики, голубые капельки, желтые шарики, которые использую как раздаточный материал. Дети любят играть в подвижные игры с маленькими человечками «Мы веселые человечки», «Шарик улетел» и другие. Да и наша группа называется: «Мы маленькие человечки» - дети в пятницу рассказывают о себе: как занимались, вели себя целую неделю и что они заслужили, сначала были обиды, а теперь уже понимают, что означают разные человечки в (понимании) нашей группы, доходит до того, что сами просят себя перевести из одного состояния в другое, приводя всякие аргументы, конечно, чаще всего в хорошую сторону.
Провела с детьми очень много игра на развитие творческого воображения, формирование системного мышления. Мною подобрана картотека таких игр, сделаны пособия, схемы, таблицы. Такие игры как «Объяснялки», «Рассуждалки», «Пойми меня» даже детям очень нравятся. Сделаны схемы разного настроения у людей и животных, дети составляют по ним рассказы, сказки.
В 2006-2008 годах я большое внимание уделяла такому методу ТРИЗ, как ИНВЕРСИЯ, т.е. придумывание наоборот, и нами была составлена книга сказок, наоборот, по русским народным сказкам, мы ее на выпускном вечере подарили учительнице будущих ее учеников.
В 2005-2010 учебных годах мы с ребятами много составляли сказок по морфологическим таблицам, т.к. это проще для ребенка, а к нам пришли дети из младшей группы сразу в старшую; я познакомила сначала со всеми сказками, входящими в морфологическую таблицу, а затем дети сами всеми сказками, входящими в морфологическую таблицу, а затем дети сами выбирали героев для таблицы.
Сначала сказки получались точно по сюжету, какой-либо уже знакомой, но к весне уже стали придумывать сами, давали задание написать, нарисовать сказку вместе с родителями, очень интересно получалось и лучшие сказки мы подарили малышам.
В 2008-2009 годах мы начали создавать книжку сказок «маленьких человечков», которые попадают в разные интересные истории и детям нравится слушать друг друга, дополнять сюжеты, речь детей стала более образной, они раскрепощаются, потому что эти беседы проходят в непринужденной обстановке, не торопясь, что очень важно для детей с ОНР и особенно с ЗПР.
В 2008-2009 годах в группе остались 6 детей для продолжения исправления речи, и я продолжила знакомство детей с приемами ТРИЗ: мы учились придумывать задачи по методу А.Нестеренко, составлять новые названия, используя метод поиска среди знакомых названий предметов.
Большое внимание в этот год, я уделила творческому рисованию. Дети, знакомясь с буквой, цифрой придумывали, во что можно ее превратить. Эти занятия так понравились всем, что дома ими занимались все взрослые и школьники.
Интересные коллективные работы «Наш Рукоград» дети обрисовывали свою руку и превращали ее в разные предметы, в этой работе приняли участие и сотрудники нашего детского сада. Так же превращали в разные предметы отпечаток своей ноги.
Читая интересные стихи, сказки, небылицы Д.Родари, дети старались свои впечатления передать в рисунке.
В конце года я сделала выставку рисунков детей, сотрудники детского сада, родители, учителя начальных классов, которых мы пригласили к нам, были удивлены разнообразию сюжетов, замыслу детей, умению воплотить его в рисунке, в придумывании новых версий. А некоторые дети, объясняя и рассказывая о наших работах, покорили зрителей своей эрудицией, умением выйти из любой ситуации находчивостью, необычайностью в изложении своих мыслей, фантазией.
Проводила родительские собрания и открытые занятия, где показали элементы и приемы ТРИЗа родителям, сделала папку на тему «Развитие творческого воображения у детей». Советовала игры из моей картотеки и результаты сказались очень быстро, дети стали сочинять очень интересные сказки, придумывать с родителями небылицы. Родители видят, что речь детей стала образнее, пополнился словарь, им интересно, а главное, радостно играть и заниматься, т.к. методы и приемы ТРИЗ не угнетают ребенка, а наоборот, раскрепощают, дают ему возможность высказывать свои мысли и чувства, переживания, учат разрешать разные ситуации, учат мыслить нестандартно, творчески.
Результаты тестирования в школах показывают хороший уровень подготовки моих детей: дети учатся в немецкой, английской школах и учителя ими довольны.
Результаты весенней диагностики в 2007-2010 годах показали, что мои занятия, игры с использованием методики ТРИЗ, помогли детям в развитии интеллектуальных способностей, у детей стало лучше развито воображение, фантазирование, логическое мышление, а самое главное, помогло им в развитии связной речи, накоплении словарного запаса, образности, выразительности речи.
Дети легко, свободно могут выразить свои мысли: составляют интересные фантастические истории, описывают картинку, предметы, придумывают новые предметы с самыми невероятными качествами и свойствами.
Даже дети с диагнозом ЗПР, ОНР стали интереснее, полнее излагать свои мысли.
Я пришла к выводу, что в работе с детьми дошкольного возраста мне очень помогло использование разнообразных методов и приемов теории решения изобретательских задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?
Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обратиться к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...
Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на ос...
«Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисково...
Выступление на Муниципальном Методическом Объединении по теме «Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технологи...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...
Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике. Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в ...
Выступление на педсовете «Использование ТРИЗ - педагогики в развитии связной речи»
Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систе...