НОД. Формирование элементарных математических представлений "Насекомые"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Акиньшина Людмила Валентиновна

Непосредственно организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений по лексической теме: "Насекомые" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»

         Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах пяти. Формирование умения сравнивать множества. Совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия путем визуального соотнесения элементов множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

       Развивающие задачи. Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания, речевой деятельности, тонкой моторики.

      Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, навыков взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

     Оборудование. Плоскостные изображения цветков, бабочек, божьих коровок,  «пальчиковые бассейны» с  наполнителями, фигурки насекомых, слайды с изображениями муравейника, улья, осиного гнезда, треугольник, квадрат, круг.

Предварительная работа. Знакомство с цифрами от «1» до «5» в игровой и совместной деятельности. Разучивание упражнения «Мотылек».

  1. Организационный момент.

В: Ребята встаньте по пять человек около столиков с тазиком, опустите руки в «бассейны» и нащупайте там сюрприз, который я для вас приготовила. Доставайте то, что вы там нашли. Что это?

1-й ребенок. Это бабочка.

2-й ребенок. Это кузнечик.

3-й ребенок. Это божья коровка.

В: Верно. Как можно назвать их одним словом ?

Д. насекомые.

В. И сегодня мы с вами продолжим разговор о насекомых. Какое сейчас время года?

Д: Весна.

В: А как весна связана с нашей темой? Почему сегодня мы будем говорить о насекомых?

Д: весной они просыпаются, пробуждаются от глубокого сна (если дети не могут ответить на вопрос - даю подсказку, весной зеленеет травка, тает снег,  прилетают птицы….)

В: если вы считаете что насекомое полезное, положите его в квадрат, а если оно вредное то в круг. Молодцы ребята!!!

 Упражнение «На лесной полянке». Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия путем визуального соотнесения элементов множеств и уравнивания множеств разными способами. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.

(воспитатель сообщает детям о начале занятия и приглашает их на полянку где  прикреплены плоскостные изображения цветов и бабочек )

В:(Слышен звук ветра)-Ребята что это?

Д: ветер

В: да действительно и дует он где-то на полянке. Сейчас он унесет наших бабочек, давайте им поможем найдем их и посадим на цветочки.

Подойдите, возьмите по одной бабочке и посадите ее на цветок.

(Звуки насекомых)    

(Дети выполняют задание)

В. Всем ли бабочкам хватило цветков?

Дети. Всем хватило, и еще три цветка осталось.

В. Что можно сказать о количестве цветков и бабочек?

Дети. Цветков больше, чем бабочек. Бабочек меньше, чем цветков.

В. На сколько больше цветков, чем бабочек?

Дети. На три.

В. На сколько меньше бабочек, чем цветков?

Дети. На три.

В. Что нужно сделать для того, чтобы на каждом цветке сидела бабочка?

Дети. Нужно добавить три бабочки.

В. Если прибавить три бабочки, бабочек станет больше или меньше?

Дети. Бабочек станет больше.

В. Прибавьте три бабочки.

(Дети прикрепляют еще три плоскостных изображения)

В. Что теперь можно сказать о количестве бабочек и цветков?

Дети. Их стало поровну, одинаково.

(воспитатель убирает изображения трех бабочек)

В. Как можно по-другому уравнять количество цветков и бабочек?

Дети. Нужно убрать три лишних цветка.

В. Если убрать лишние цветочки, цветов станет больше или меньше?

Дети. Их станет меньше.

В. Уберите три цветочка.

(воспитатель убирает три цветка)

В. Что теперь можно сказать о количестве бабочек и цветков?

Дети. Их стало поровну, одинаково.

В. Верно. Вы правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь! Вы просто молодцы!!!

2. Игра «Кто лишний?» Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания, речевой деятельности.

(воспитатель показывает на слайдах изображения божьих коровок. Одна из них отличается от других количеством точек на крылышках)

В: Сосчитайте божьих коровок по порядку слева направо.

Дети. Первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

В. Теперь рассмотрите божьих коровок и скажите, которая по счету божья коровка отличается от других божьих коровок.

Дети. Третья божья коровка отличается от других.

В. Чем?

Дети. У всех божьих коровок на крылышках по три точки, а у третьей божьей коровки на крылышках по две точки.

В. Молодцы! Вы очень внимательны! (воспитатель убирает пособия.)

Физкультурная пауза «Мотылек». Развитие координации речи с движением. Совершенствование умения бегать друг за другом по кругу.

(воспитатель приглашает детей в центр группового помещения, предлагает им встать в круг и сделать знакомое упражнение.)

Мотылек - вителек,        Дети бегут на носочках, взмахивая

Принеси Нам ветерок:        руками, как крыльями.

От ворот-поворот,        Меняют направление движения.

Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,        Останавливаются, поворачиваются

Натяни парусок,        лицом в круг, тянутся руками вверх.

Гони стружок        Бегут по кругу, взявшись за руки.

С запада на восток.

                                     Русская народная песенка

3. Упражнение «На что похожи?» Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

(Педагог помещает на наборное полотно карточки с изображениями улья, осиного гнезда и муравейника, а также геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник.)

В. Посмотрите, вот это жилище муравьев. Как оно называется?

Дети. Муравейник.

В. Правильно ребята это муравейник. Посмотрите справа от муравейника изображены геометрические фигуры, давайте назовем их по порядку с верху вниз.

Д. треугольник, овал, квадрат,  прямоугольник,  круг

В. Посмотрите внимательно на какую геометрическую фигуру похоже жилище муравьев.

Д. муравейник похож на треугольник. Он треугольный.  

В. А это дом, в котором живут пчелы. Вы знаете, как его называют?

Дети. Да, это улей.

В. Скажите на какую геометрическую фигуру похож дом в котором живут пчелы.

Д. Улей похож на квадрат. Он квадратный

В. А вот это — осиное гнездо, дом, который построили осы. Посмотрите внимательно и подумайте, на какую фигуру похоже жилище ос.

Д. Осиное гнездо похоже на овал. Оно овальное.

В. Верно, молодцы!

(воспитатель убирает пособия.)

Упражнение «Ручеек». Совершенствование навыков прямого счета

В:-ребята слышите журчание это песенка ручейка он зовет нас обратно в группу. Но как нам перейти через ручеек.

Д: -перепрыгнуть.

В:-  надо прыгать на камушек и называть число которое на нем изображено.

Подведение итогов: -ребята вам понравилось сегодня побывать на полянке?

Кому мы сегодня помогли?(воспитатель выслушивает ответы детей что нового они узнали на занятии. Поощряя их.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...