Конспекты занятий по сенсорному воспитанию
план-конспект занятия по математике (младшая, средняя группа) по теме

Горбунова Нина Александровна

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=19079395-18-72&n=21

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=3191928-71-72&n=21

Тема: 1 «Путешествие в Город Чувств»

Цель. Развитие сенсомоторных способностей у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

2. Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, строить предположения, делать выводы.

3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация.

Оснащение: Свеча или (светящийся предмет: мяч, палочку, проектор, аудиозапись спокойной музыки, «Волшебный мешочек» с предметами: мех, резиновый мячик, бумага, наждачная бумага, металлическая ложка, деревянная ложка, музыкальные инструменты, капсулы от киндеров с запахами, фрукты и овощи, повязка на глаза.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам посетить город Чувств. Садитесь на волшебные стульчики, которые нас перенесут в сказочный город. Чтобы нам отправиться в путешествие, нужно сказать, сколько органов чувств у человека и как они называются?

Дети. У человека пять органов чувств: уши, глаза, нос, язык, кожа.

Воспитатель. Правильно. В сказочном городе правит королева Эмоция. Ее верные подданные - чувства - в трудных ситуациях всегда приходят на помощь жителям сказочного города.

Итак, в путь! (Звучит спокойная музыка, дети передают друг другу зажженную свечу, в закрытом подсвечнике либо светящийся предмет: мяч, палочку. В это время воспитатель одевает корону и накидку.)

1 слайд. Королева Эмоция. Здравствуйте дети, я Королева Эмоция. Добро пожаловать в город Чувств. Я приглашаю вас на экскурсию по моему родному городу. Итак

Перед нами дом.

Отгадайте загадку и скажите, кто живет в нем?

Видишь - солнечное лето,

На цветочке стрекоза.

А рассматривать предметы

Помогают нам. глаза. 2 слайд.

Глаза - это орган чувства, а как называется само чувство? (Зрение).

Воспитатель. Глаза помогают нам видеть.

Есть такая поговорка: "Глаза - зеркало души". Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно многое узнать о его характере и настроении. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Какими еще? (Умными, любопытными, добрыми, задумчивыми, грустными, печальными и т. п.)

Воспитатель.  Вы подобрали замечательные слова! Молодцы!

Скажите, для чего человеку необходим этот орган (различать цвет, рисовать, смотреть кино, мультфильмы и т. д.) Я приготовила для ваших глаз интересное задание. Посмотрите внимательно и найдите 12 отличий в картинках. 3 слайд

Я предлагаю вам отдохнуть в дороге.

Физкультурная минутка:

1. Приступили. Для начала

Только глазками вращаем.

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко умеем.

2. Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

3. Поворот за поворотом,

То к окну, то к стене.

Выполняем упражнение.

Чтобы отдых дать спине.

4. Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем.

5. Отдохнули мы чудесно,

А теперь пора на место.

Воспитатель. Теперь поспешим к следующему домику. 4 слайд

Кожа - это орган чувства, а как называется само чувство? (Осязание)

Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание.) Что еще мы можем почувствовать с помощью осязания? (горячий - холодный, мокрый – сухой, пушистый – колючий и т. п.)

Воспитатель. Поспешим в дорогу дальше.

Не гремите, тише-тише.

Пожалейте ушки!

И тогда в тиши услышим

Моря шум в ракушке. 5 слайд

Уши - это орган чувства, а как называется само чувство? (слух). А теперь закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны, скажите, какие звуки вы слышите. Воспитатель играет на музыкальных инструментах, дети отгадывают инструмент по звуку.

Воспитатель. Давайте отправимся в гости к следующему домику.

Запах супа из кастрюли

Так щекочет нос!

Аромат цветов в июле

Ветер нам принес. 6 слайд

Нос - это орган чувства, а как называется само чувство? (Обоняние)

Воспитатель. Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?

Дети. С его помощью различают запахи.

Королева Эмоция. Проведем эксперимент: проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих капсулах (капсулы из под киндера). Дети с закрытыми глазами поочередно определяют содержимое капсул).

Воспитатель. Какие бывают запахи?

(Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. п.)

Воспитатель. Может ли запах предупредить человека об опасности? (Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорело. Если продукты плохо пахнут - они испортились и их нельзя есть.)

Воспитатель. Следующая остановка – конечная.

Лимон кислее, чем арбуз,

Ты это понял вмиг.

И сладкий вкус, и кислый вкус

Распробует язык 7слайд

Как называется ощущение, воспринимать которое человек может языком? (Вкус)

Воспитатель. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим - яблока. Некоторые любят кислое, другие - соленое.

Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды? (Ответы детей.) Скажите, что еще нельзя пробовать на вкус? (Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты)

Воспитатель. Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу, вы пробуете.

Ребенок надевают на глаза повязку, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: "Это - лимон. Он кислый". Если дети не справятся с заданием, помочь наводящими подсказками.

Воспитатель. Ну, вот наше путешествие подошло к концу.

8 слайд. Давайте вспомним, какие чувства живут в волшебной стране? (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.) Как вы думаете, нужны ли нам чувства?

Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними. Ну а на память о путешествии в мою страну Чувств, я подарю вам эмблемы с изображением солнышка. Пусть хорошее настроение не покидает вас.

Ну а теперь пора возвращаться. «До скорой встречи! ».

Тема: 2 «Чудесный мешочек»

Цель: Обогащение сенсорного опыта.

Задачи: Формировать представление о разных оттенках цвета по насыщенности; пробудить интерес к восприятию различных звуков; развивать зрительное и слуховое восприятие;

Подготовить детей к литературно- словесному творчеству,

Упражнять в выкладывании лодки из геометрических фигур.

Ход: 1. Дети, к нам в гости пришел сказочный герой, как вы думаете, кто это?

На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок, покатился (колобок) .

Появляется колобок – кубик. Почему колобок не может быть таким? Затем выставляется колобок, он решил пошутить.

Сравнить эти два персонажа. Проводится д/и «Найди отличия».

2. Колобок долго путешествовал, а сейчас он возвращается домой. На пути у него волшебный дремучий лес и он не сможет его пройти не выполнив задания.

Давайте поможем колобку. Вы согласны? Тогда отправляемся в сказочное путешествие.

Могучие ели преградили колобку дорогу, нам нужно назвать дни недели:

-- Сколько дней в неделе?

-- Назовите выходные дни.

-- Из чего состоят сутки?

Рассматривание картинок: «Части суток».

2. Вы правильно ответили на вопросы и мы отправляемся дальше.

Сказочный лес полон различных звуков, нужно угадать, что это за звуки.

-- Прослушивание грамзапись «Звуки природы».

3. Физминутка. «Разложи по цвету» (обратить внимание на оттенки) .Дети собирают цветные колпачки и раскладывают в коробочки по цвету.

4. Окраска воды в разные цвета. Каждого цвета по два оттенка: светлого и темного. После окраски дети расставляют стаканчики с водой – справа – светлая, слева – темная.

5 Путешествие продолжается. Появляется волк (ребенок). Он спрашивает, знает ли колобок сказки с его участием? (дети называют сказки) .

6. Игра «Чудесный мешочек»

Я – чудесный мешочек, вам, ребята, я дружочек

Очень хочется мне знать как вы любите играть.

Если отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в мешочке.

1.Нет углов у меня и похож на блюдце я

на тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо

кто же я такой, друзья? (круг) .

2. Он давно знаком со мной, каждый угол в нем прямой

все четыре стороны одинаковой длины

 вам его представить рад, а зовут его (квадрат) .

3. Три угла, три стороны могут разной быть длины

 если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам. (треугольник) .

Какие еще геометрические фигуры вы знаете?

д/и «Какой предмет лишний».

7. Волшебный лес остался позади, но колобку нужно переправиться на другой берег, а как это сделать он не знает.

На чем можно переправиться через речку?

-- Сложить лодку из геометрических фигур.

Молодцы! Вы помогли колобку вернуться домой.

Тема:  3 «Мир вокруг нас».

Цели:

Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и органы чувств с использованием оборудования М.Монтессори.

Развивать зрительное восприятие величины цилиндров и закреплять в речи сравнительные степени: высокий-низкий, выше чем- ниже чем, толстый-тонкий, тоньше чем-толще чем.

Развивать слуховое восприятие и упражнять в составлении пар одинаковых шумов разной громкости.

Развивать обоняние детей и продолжать формировать умение различать запахи овощей, фруктов и соотносить их с речевой формой описания.

Развивать рецепторы стопы, тактильную чувствительность рук и закреплять умение передавать свои ощущения в связной речи.

Развивать общую, мелкую моторику, речь, внимание, мышление, память, социальные навыки: умение работать в парах, группе, договариваться, учитывать мнения товарищей.

Закреплять умение узнавать и различать семь оттенков одного цвета, упорядочивать ряд по по светлоте.

Воспитывать интерес к совместной игре, чувства коллективизма, эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную поддержку.

Снятие эмоционального напряжения.

Оборудование:

Сенсорная дорожка( выполнена из материалов разной фактуры), колокольчик, аудиозапись со спокойной музыкой, цветные таблички М.Монтессори ( по семь штук одного цвета, но разного оттенка), нарисованное солнце и радуга, блоки с цилиндрами М.Монтессори, шумовые цилиндры М.Монтессори, сундучок с шестью разными замками, ароматические баночки с запахами ( огурец, банан, лимон, яблоко, груша, персик), поднос с этими же фруктами, накрытые салфеткой.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Улыбнитесь им и скажите : «Здравствуйте!».

-А теперь мы с вами отправимся в путешествие...В «Мир вокруг нас». Это мир, который мы

можем увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, а также рассказать обо всём этом другим людям.

      2.Основная часть:

-Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите.

-Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение, а поможет нам в этом колокольчик. Передавая колокольчик по кругу вы должны сказать другу что-то приятное, о том что в товарище тебе нравится. Говорить будем по очереди, я начну , а вы продолжите. Игра «КОЛОКОЛЬЧИК» начинается...

-Ярослав, ты добрый и заботливый...(дети говорят о друзьях что-нибуть хорошее).

-Ну что, приятно было услышать от друзей хорошие слова? Какое теперь настроение?(дети перечисляют: весёлое, бодрое, радосное,...солнечное).

-От ваших добрых слов проснулось солнышко( воспитатель показывает детям нарисованное солнце, но без лучей). Но посмотрите, солнышко засияет только тогда, когда у него появются разноцветные лучи. Лучи должны располагаться вокруг центра солнца в порядке следования цветов радуги. Вспомните и  назовите по очереди эти цвета. Но обязательно запомните, кто какой цвет назовёт, тот  такого же цвета будет потом выкладывать ряд  вот из  этих  цветных табличек (воспитатель берёт и ставит на стол поднос, на котором в коробке с отделениями лежат цветными табличками М. Монтессори: в каждом отделениии  по семь штук табличек разной цветовой интенсивности от тёмного к светлому.

(Дети называют цвета радуги по порядку.)

-Правильно. А сейчас послушайте задание: выстраивать свой лучик-ряд надо будет от самой светлой до самой тёмной таблички от одного центра (проводится игра «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ».)

-Молодцы, красивые у вас получились солнечные лучики!!!

-Солнце улыбается, путешествие продолжается! Мне кажется, даже жарко стало... Я предлагаю  вам снять носочки и продолжить наш путь босиком вот по этой «волшебной дорожке» (ходьба по сенсорным напольным дорожкам). Идти надо не спеша друг за другом под музыку. Иногда я  буду  останавливать музыку, а вы остановившись расскажите о том, что чувствуют ваши ножки.

(Проводится игра «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА», по ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях: «Что чувствуют твои, Игорь,  ноги?» и т.д.).

-А теперь надевайте носки и переходите на эту зелёную полянку (коврик на котором расставлены цилиндры М.Монтессори: разные по высоте и толщине ).

-Посмотрите, сколько много на ней выросло «волшебных грибов»! Как называются эти геометрические тела? (цилиндры)

-Чем отличаются цилиндры?(высотой и толщиной)

-Чтобы собрать «волшебные грибы» , вам надо разбится на пары. Парой станут те дети, у которых окажутся одинаковые «шумовые цилиндры» из моего мешочка( в мешочке лежат пары шумовых цилиндров М.Монтессори: три цилиндра с красными крышками и соответствующие по уровню громкости три цилиндра с синими крышками)

-Возьмите каждый по цилиндру ( дети достают цилиндр с синими и красными крышками).

Дети, у кого цилиндры  с красными крышками будут по очереди слушать и искать себе пару среди детей, имеющих  цилиндры с синими крышками ( дети ищут себе пары  с помощью игры «ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ»).

-Давайте проверим, правильно ли нашли свою пару? Для этого отклейте бумажку со дна цилиндра и сравните цветные метки-подсказки (одинаковые шумовые цилиндры имеют метки-подсказки одного цвета ).

-Молодцы, пора и за грибами... Теперь каждая из пар возьмёт себе корзину-блок  и будет в неё собирать подходящие по толщине, высоте цилиндры-грибы.  

( Дети играют парами в игру «ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ» ).

-Хорошо потрудились, все грибы-цилиндры собрали!!! Поставьте свои блоки-корзины на стол и подходите ко мне.

-Вас ждёт последняя игра, она называется «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».(дети подходят к стойке, на которой стоит сундучок , внутри которого спрятаны баночки со знакомыми   запахами овощей и фруктов. На отдельном столе стоит накрытая салфеткой корзина с этими же овощами и фруктами).

-Игра находится внутри сундучка. Сундучок закрыт на замочки. Встаньте каждый напротив того замочка, который хотел бы открыть (дети выполняют задание).

-Слушайте задание: открыв замочек вы достанете то, что в нём лежит (дети выполняют задание).

-Это что? (ароматические баночки).

-Слушайте дальше: понюхав свою ароматическую баночку, вы должны догадаться по запаху, что в ней лежит. И   не говоря ответа вслух,  по очереди, будете находить свою отгадку в корзине под салфеткой на ощупь. Она стоит  вот на этом столе.

(Дети выполняют задание и подходят к корзине , в которой лежат натуральные отгадки: огурец, яблоко, лимон, банан, груша, лук или чеснок).

-Назовите, что узнали по запаху и нашли на ощупь!(дети называют и показывают отгаданные овощи, фрукты).

     3.Заключительная часть:

-Итак... Наше путешествие подходит к концу... Вам оно  понравилось???

-Давайте все вместе сядем на ковре в большой круг. Вспомним названия игр, которые вам запомнились. И попробуем догадаться: что за помощники помогали вам в каждой из игр справиться с моими заданиями ? (дети сами или с помощью воспитателя называют органы чувств-помощники, с помощью которых они познавали ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР)

-Ребята, вы сегодня в путешествии были  полны сил, энергии, проявили себя дружными детьми, много узнали нового. Постарайтесь сохранить все эти ощущения и качества не только на сегодня, но и навсегда!!! Наше путешествие в «МИР ВОКРУГ НАС» , В МИР НАШИХ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ закончилось.

-Улыбнитесь гостям и попрощайтесь с ними: «До свидания!!!».

Тема:  4 «Как нам транспорт помогает».

 

Предварительная работа: игры, беседы по теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций с изображением

транспортных средств и игрушек, наблюдения за проезжающим мимо детского сада транспортом, чтение

рассказа М.Ильина и Е.Сегал «Машины на нашей улице».

 Цели: Образовательная: 

Расширять знания детей о видах транспорта (наземном, воздушном, водном) и его назначении в жизни человека ; о профессиях людей, работающих на нём;

Закреплять в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения;

Развивать наблюдательность и пространственное ориентирование в окружающей обстановке;

Учить детей применять личный опыт в игровых ситуациях;

Закреплять навыки счёта в пределах 10;

Развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, образную и тактильную память, ассоциативное и логическое мышление, психические процессы: произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость; умственные способности, память, воображение;

Формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном;

Продолжать развивать у детей способности по саморегуляции, внутреннему раскрепощению, умение управлять своим телом и дыханием, освобождаться от перенапряжения;

Воспитательная:

Воспитывать желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку, дружеские

отношения, чувства коллективизма;

Закреплять правила поведения в транспорте;

Создавать радостно-эмоциональное настроение;

Коррекционно-развивающая:

Развивать у детей общую и мелкую моторику, органы чувств, коммуникативные навыки;

Закреплять умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи;

Обогащать словарь по теме занятия.

Обогащение словаря:

Ехать, плыть, летать, останавливаться, быстрый, пассажирский, грузовой, воздушный, наземный,

водный, машинист, шофёр, лётчик, капитан, космический корабль, ракета, аэропорт, пилот, поезд,

грузовик, самолёт, вертолёт, парусник.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных видов транспорта; игрушки-человечки

(водитель, капитан, лётчик); оборудование М.Монтессори сенсорной комнаты; аквалампа;

магнитофон; грузовая машина; числовые карточки от 1до10; три круга жёлтого, зелёного и красного

цвета; сенсорная дорожка; сухой бассейн.

Ход занятия.

1. Орг. Момент: Игра «Приветствие»:

 -Ребята, к нам сегодня пришли гости, они приехали из другой страны, которая называется — Франция.

Улыбнитесь и весело поприветствуйте наших гостей, скажите: «Здравствуйте!».

 2. Основная часть: Игры-путешествия (на доске размещены иллюстрации с изображением различных

видов транспорта).

 -А как вы думаете, на чём они к нам могли приехать? (ответы детей)

-Назовите одним общим словом все перечисленные вами средства передвижения (это транспорт)

-В зависимости от того, как транспорт передвигается, на какие виды он делится? (водный, воздушный, наземный)

-Для чего нужен транспорт? (перевозить людей и грузы)

-Транспорт значит делится на две группы. Назовите их (пассажирский и грузовой)

-А кто же водит пассажирский и грузовой транспорт? (водители)  2

-Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. К вам сегодня тоже пришли помощники вот эти маленькие человечки (игрушки-человечки: капитан, лётчик, водитель). Кто они по профессии? (

ответы детей).

-Они будут путешествовать вместе с вами по сенсорной комнате и помогать нам передвигаться по станциям- играм.

-Итак, путешествие начинается... Закройте глаза, ничего не бойтесь, отправляемся... (педагог включает аудиозапись «волшебное передвижение»).

-Откройте глаза. Первая игра называется «Весёлый поезд».

 Игра «Весёлый поезд»: (различение геометрических форм и размеров, развитие глазомера, закрепление счёта в пределах 10-ти)

Оборудование для игры: набор геометрических рамок М.Монтессори («Геометрический комод»), игрушка паровозик, поднос с фигурами.

 Дети подходят к столу на котором находится поезд ( вагоны-геометрические рамки, паровоз-игрушка), пассажирами служат фигуры разной формы ( они лежат на отдельном подносе).

-Как называют человека, который водит поезд? (машинист)

-Как называют людей, которые едут в транспорт? (пассажиры)

-Наш машинист не может отправить вот этот поезд, пока все пассажиры-фигуры не займут свои места в вагонах. Помогите фигурам сесть в поезд.

-Объявляю посадку (Дети берут по одной фигуре и находят её место).

-Молодцы, а чтобы поезд отправился, вы должны посчитать число пассажиров и вагонов, а потом  показать числовую карточку, обозначающую это число (числовые карточки расположены рядом на столе)

Дети выполняют задание.

-Хорошо, поезд готов к отправлению. Давайте подадим сигнал отправления: посигналим громко «у-у-у» -поезд рядом. Посигналим тихо «у-у-у»-поезд уже далеко.

-Приехали, остановка «Грибная полянка».

 Игра «Грибная полянка»:( утончение зрительного восприятия, различение толщины и высоты предметов).

Оборудование для игры: блоки с цилиндрами М.Монтессори.

 -Посмотрите, сколько здесь выросло грибов!!! (на ковре расставлены цилиндры, разные по высоте и толщине). Я предлагаю вам — их собрать . А корзинами послужат блоки. Собирать грибы будете парами и только те грибы-цылиндры, которые по высоте и толщине подойдут к отверстиям в вашем блоке-корзине (пустые блоки приготовлены и стоят в кузове игрушечной грузовой машины).

-Перевезти на машине собранные грибы мы попросим нашего помощника-человечка. Кто он теперь по профессии? (шофёр).

Дети выполняют задание.

-На какой машине шофёр ? (грузовой)

-А какие ещё грузы могут перевозить грузовые машины?(ответы детей)

-Вот и нам для следующей игры грузовая машина привезла строительный материал. Аккуратно разгрузите его на коврик, а затем внимательно послушаете моё задание.

 Игра «Строители»: (различение величины предметов, утончение зрительного восприятия, развитие пространственного ориентирования, формирование целостного образа воспринимаемого объекта,

составление целого из частей).

Оборудование для игры: коврик, сенсорное оборудование М.Монтессори («Коричневая лестница», «Розовая

башня»), образец-схема построения башни.

 -Вам надо сначала выложить ряд-лестницу из розовых кубов и коричневых брусков. А потом по плану-схеме построить башню. Работать будете тихо, дружно и по очереди.

Дети выполняют задание.

-Ну а теперь пора продолжить наше путешествие. Вас ждёт следующий помощник (воспитатель обращает внимание детей на человечка-лётчика).

-Это кто? (это может быть и лётчик, и пилот, и космонавт)

-На чём можно летать? (ответы детей)

-Дети, а как вы думаете: какая должна быть погода для полётов? (ответы детей)

-Правильно, должно быть ясно и солнечно, но вот беда... наше солнышко…(педагог показывает жёлтый круг) не может светить, посмотрите: чего у него не хватает??? (лучей)

 Игра «Солнышко»: (развитие цветового восприятия, различение оттенков одного и того же цвета,

построение сериационного ряда в зависимости от изменения тона).  3

Оборудование для игры: набор цветных табличек М. Монтессори, круг-солнышко.

 -Я предлагаю вам выложить солнышко, лучами которого будут все эти разноцветные таблички (педагог показывает детям цветные таблички М. Монтессори: серии по 7 табличек одного цвета, но различных его оттенков: от тёмного до светлого). Выложить солнечные лучи надо по принципу убывания интенсивности окраски, т.е. Построить ряд табличек от самой тёмной до самой светлой.

-Внимательно послушайте и посмотрите, как надо выкладывать лучик из набора табличек. 1) Сначала выберете цвет. 2) Выложить таблички вперемешку на ковёр. 3) Рассмотреть их внимательно и заметить, чем они отличаются (дети могут заметить, что они одного цвета, но разные по тону: светлее - темнее). 4) Найти самую тёмную среди всех и положить к солнышку-центру. 5) Так же поступать до тех пор, пока не получится ряд из всех табличек одного цвета.

-Приступайте к игре «Солнышко»... (групповая игра)

-Замечательное получилось солнышко!!! Погода теперь хорошая, можно и взлетать...

Поиграем в игру «Самолёты».

 Физкультминутка. Игра «Самолёты».

Дети разбегаются по всей группе, руки-крылья в стороны, встали на колено-это посадка, завели мотор.

Сигнал подаёт воспитатель: красный круг-посадка, жёлтый-приготовились и завели мотор, зелёный-полетели.

Игра проводится 2-3 раза.

 -Наше путешествие подходит к концу.

-Послушайте загадку и отгадайте о ком она:

 « ОН НА МОСТИКЕ СТОИТ И ИМЕЕТ ГРОЗНЫЙ ВИД,

УПРАВЛЯЕТ КОРАБЛЁМ И БИНОКЛЬ ВСЕГДА ПРИ НЁМ.» (капитан)

 -Правильно. Эта загадка про нашего последнего помощника-капитана. Он приглашает вас в дальнее плавание... Поднять паруса!!!(дети повторяют за педагогом движения)

 ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ,

(Руки подняты вверх, покачивание влево, вправо; Взмахи руками вперёд-назад)

ОН БЕЖИТ СЕБЕ В ВОЛНАХ НА ПОДНЯТЫХ ПАРУСАХ!

(Руки подняты в стороны, плавные взмахи; Руки поднимают вверх)

 

- Снимайте носки и по сенсорной дорожке , не спеша проходите в «цветное море» (дети снимают носки,

педагог включает лампу-аквариум).

 Игра «Цветное море»: (развитие тактильной чувствительности, координации движений, профилактика

плоскостопия, закаливание, регуляция мышечного напряжения)

Для игры используется «Сенсорная дорожка», «Сухой бассейн»,

 Дети снимают носки и друг за другом проходят по сенсорной дорожке. Воспитатель у нескольких детей спрашивает об ощущениях их ног (мягко, холодно, тепло, и т.д.).

  -Вот вы и на месте !!!. Посмотрите как здесь красиво... Как меняется цвет воды... Как не торопливо плавают рыбки (внимание детей обращается на аква-лампу). Я предлагаю вам превратиться в таких же красивых рыбок и поплавать в море из шариков. Перевернитесь на животик и мягко пошевелите

плавничками, хвостиком. А теперь перевернитесь на спинку. Продолжайте плыть. А теперь спокойно полежите на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря...

3. Заключительная часть:

-Наша игра подошла к концу.

-Кто сегодня помогал вам в играх?

-Чем управляли помощники-человечки?

-Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

-Ребята, вы сегодня были дружными, внимательными друг к другу! Оставайтесь такими всегда!

-Улыбнитесь на прощание гостям. Скажем дружно: «До свидания!».

-Вспоминайте наше путешествие, улыбайтесь чаще и тогда у вас всегда будет хорошее настроение!!!
                                         

Тема: 6 «Вместе весело играть»

Программное содержание. Упражнять детей в различении круга, квадрата, треугольника, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере; развивать зрительное, слуховое восприятие, воображение.

Закрепить умение выделять предметы из группы и объединять их в группу; употреблять слова много, один, ни одного, учить согласовывать числительное один с существительным в роде, числе; продолжать формирование практических знаний о цвете предметов, величине (большой, маленький).

Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, желание играть вместе.

Демонстрационный материал.  Игрушка-медведь, «чудесный мешочек», машина, салфетка.

Раздаточный материал.  Корзина, 5 флажков разного цвета, «номера» машин на каждого ребенка.

Оборудование.   «Гаражи» - стульчики (на них модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника большого размера).

Ход занятия.

      Дети сидят на стульчиках. На ковре в центре под салфеткой спрятан медвежонок.

Воспитатель:    Дети, к нам в гости кто-то пришел и спрятался, отгадайте (загадывает загадку):

             Зверь забавный сшит из плюша

             Есть и лапы, есть и уши

             Меду зверю дай немного

             И устрой ему берлогу.

             Кто это?

Дети: Мишка. Медвежонок.

Воспитатель:    Правильно, это медвежонок.  Посмотрите, какого он  цвета?

Дети:  Коричневого.

Воспитатель: Потрогайте, погладьте,  медвежонка. Какой он?

Дети: Мягкий. Пушистый.

Воспитатель:   Медвежонок пришел поиграть с нами и принес  флажки. Давайте встанем вокруг  медвежонка, возьмемся за руки (дети встают в круг).

Воспитатель:   Дети, какая фигура у нас получилась?

Дети:  Круг! Кружок!

Воспитатель:   Правильно, у нас получился круг. Дети, а какой у нас круг?

Дети:  Большой. Круглый.

Воспитатель:   Верно, у нас получился большой круг, красивый, ровный. Что нужно сделать, чтобы круг стал маленьким?

Дети:  Подойти поближе. Сделать поменьше.

Воспитатель:   Давайте подойдем поближе к мишке (дети подходят к центру).

Воспитатель:  Какой у нас круг?

Дети:  Маленький, тесный.

Воспитатель:  Правильно, у нас получился маленький круг. Как снова сделать круг большим?

Дети:  Отойти назад. Расширить.

Воспитатель:  Сделайте большой круг (дети отходят назад, делают большой круг).

Воспитатель:  Вот какой у нас большой круг. Дети, наш кружок может катиться. Давайте покатим наш круг.

Игра «Кружок» (дети идут по кругу):

        Ой, кружок, кружок, кружок

        Покатился наш кружок.

        Он катился, он катился,

        Вдруг кружок остановился.

        Выходите, девочки, в кружок,

        Наташа, возьми  желтый  флажок,

        Катя – красный флажок,

        Аня – синий флажок,

        Даша – зеленый флажок,

        Катя – белый флажок.

Воспитатель:  Вот какая красота, правильно нашли цвета! Девочки, сколько флажков осталось в корзине?

Дети:  Ни одного. Нет флажков, ни сколько.

Воспитатель:  Правильно, в корзине не осталось ни одного флажка. Катя, сколько у тебя флажков? Аня, сколько у тебя? (отвечают все девочки).

Дети: Один. Один флажок.

Воспитатель:  Правильно, у вас по одному флажку. Что надо сделать, чтобы в корзине опять стало много флажков?

Дети:  Поставить флажки в корзину. Положить в корзину.

Воспитатель:   Поставьте (дети ставят флажки)

Воспитатель:   Сколько стало флажков в корзине?

Дети:   Много.

Воспитатель:   Правильно, молодцы! Девочки, вставайте снова в круг, и он покатится еще раз.

        Ой, кружок, кружок, кружок,

        Покатился наш кружок.

        Он катился, он катился,

        Вдруг кружок остановился.

        Выходите, мальчики, в кружок,

        Ваня, возьми желтый флажок,

        Кирилл – зеленый флажок,

        Глеб – красный флажок,

        Денис – синий флажок,

        Никита – белый флажок.

(дети берут флажки)

Воспитатель: Вот какая красота, правильно нашли цвета! Мальчики, сколько флажков осталось в корзине?

Дети:   Ни одного. Ни сколько, нет флажков.

Воспитатель:   Правильно, в корзине не осталось ни одного флажка. Кирилл, сколько у тебя флажков? А у тебя, Никита? И т.д.

Дети:   Один флажок. Один.

Воспитатель:   Правильно, у вас по одному флажку. Что надо сделать, чтобы в корзине опять стало много флажков?

Дети:   Поставить флажки в корзину. Положить в корзину.

Воспитатель:    Поставьте (дети ставят). Сколько стало флажков в корзине?

Дети:   Много.

Воспитатель:    Правильно, молодцы! Мальчики, вставайте в круг. Мишка, ты запомнил, какая фигура получилась у нас, когда все взялись за руки? (воспитатель обращается к мишке)

Мишка:  Квадрат.

Воспитатель:    Квадрат?

Мишка:  Да, это квадрат.

Воспитатель:    Дети, правильно мишка сказал?

Дети:   Нет! Не правильно!

Воспитатель:    А какая фигура получилась, когда все взялись за руки?

Дети:  Круг.

Воспитатель:    Дети, объясните мишке, чем круг отличается от квадрата?

Дети:  У квадрата углы, у круга – нет углов. Круг может катиться, квадрат не может.

Воспитатель:    Правильно, молодцы, ребятки! Садитесь на стульчики (дети садятся на стульчики).

Воспитатель:    Дети, посмотрите какой красивый у медвежонка мешочек! Просто чудесный! Что он нам принес? Хотите узнать?

Дети:   Да! Хотим!

Воспитатель:    Отгадайте загадку:

              Пьет бензин, как молоко

               Может бегать далеко.

               Возит грузы и людей.

               Ты знаком, конечно, с ней?

                Что это?

Дети:  Машина!

Воспитатель: Правильно, это машина, (достает из мешочка машину, показывает). Какая машина? Какого цвета?

Дети:   Большая. Легковая. Красная.

Воспитатель:  Правильно, дети, молодцы! Давайте поиграем в превращалки, а мишка пусть посмотрит. Глазки закрывайте, в машинки превращайтесь. Раз, два, три – машина загуди! Вот теперь, вы – машины, а я – полицейский.

У каждой машины бывает свой номер. Вот номера, у мишки в мешочке. Возьмите сами из мешочка (дети берут номера в виде руля, в середине с изображением геометрических фигур).

Воспитатель:  Машина Юля, какой у тебя номер? (дети называют свой номер).

Дети: Красный треугольник. Синий круг.

Воспитатель:  Машины, выезжайте из своих гаражей. Поехали! (дети ездят).  Ночь наступает!  Поезжайте в свой гараж! Внимательно посмотрите на номер гаража. Фигура в гараже должна быть такой же, как и фигура на номере машины.

После того, как машины заедут в гараж, воспитатель спрашивает:

- Машина - Катя, почему заехала в этот гараж?

Дети:  Потому что здесь желтый круг и у меня желтый круг. Потому что здесь красный квадрат и у меня красный квадрат (отвечают все дети).

Воспитатель:  Правильно, номер машины такой же, как и номер гаража – одинаковый. Поиграем еще раз!  (машины едут под музыкальное сопровождение,  воспитатель меняет местами гаражи).

Воспитатель:  Молодцы, машины! Правильно заняли свои гаражи. Пора нам в ребяток превращаться! Глазки закрывайте, в ребяток превращайтесь. Раз, два, три! На меня посмотри! Ой, вот она Катя! Вот Наташа, Даша и т.д. Нет больше машин.

Воспитатель обращается к мишке: «Мишка, тебе понравились наши игры?»

Мишка:  Да, понравились, молодцы ребята, цвета знают, флажки не путают, фигуры – круг, квадрат, треугольник тоже запомнили, и дружно играли. Мне такие ребята нравятся, буду с вами жить.

Тема: 7 «Смотрит солнышко в окошко»

Программное содержание: Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас; формировать представление о форме, величине и цвете; вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»);
развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

Лук, чешуйки, лучики.

Материалы и оборудование:

Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель:

Детки, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей.

Скажите своим глазкам:

«Доброе утро, глазки»!

Доброе утр, глазки, вы проснулись? (Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись? (Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись? (Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись? (Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись? (Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись! (Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены в верху под потолком).

Мы сейчас нашим солнышкам стишок расскажем и поздороваемся с ними.

Стихотворение Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.
Греет нашу комнату
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.
(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы:
На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.
Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

Детки, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть». Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане. Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

Звучит веселая музыка. Проводится игра «Мыльные пузыри».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы "Вместе весело играть"

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы....

конспект занятия по сенсорному воспитанию в ясельной группе

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  СЕНСОРНОМУ  ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗнакомство с формой предметовЦель.   Учить детей выполнять простейшие действия с пред...

конспект занятия по сенсорному воспитанию "В гости к нам пришел зайчишка"

Дети отправляются в  путешествие с зайчиком, где учатся группировать объекты по цвету, получают представления об отношениях трех предметов по величине и учаться обозначать словами "больше", "мень...

конспект занятия по сенсорному воспитанию "В гости к нам пришел зайчишка"

Дети отправляются в  путешествие с зайчиком, где учатся группировать объекты по цвету, получают представления об отношениях трех предметов по величине и учаться обозначать словами "больше", "мень...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию 1 младшая группа "В гости к игрушкам"

Конспект занятия направлен на развитие сенсорных способностей детей 1 младшей группы при использовании стихов А. Барто "Игрушки"...

Конспекты занятий по сенсорному воспитанию и развитию

Развитие сенсомоторики«Белка учится считать»Цель:развивать внимание, моторику пальцев рук, зрительную память, закрепить понятия «один», «много», совершенствовать двигательную активность детей, ф...