Памятка для воспитателей на тему "Дидактическая игра как средство развития математических представлений дошкольников"
консультация по математике на тему
Памятка адресована воспитателям ДОУ. В ней представлена классификация игр математического содержания, даны примеры дидактических игр для развития математических представлений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Игра «Живая неделя». Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Примеры игр: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Примеры заданий:
· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
· Работа по собственному замыслу (просто человека)
Дидактические игры для развития логического мышления: «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Для детей 5-6 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
МБДОУ детский сад комбинированного вида
№114 «Чебурашка» г. Брянска
ПАМЯТКА
для воспитателей
«Дидактическая игра как средство развития математических представлений дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Понкратенко Е.И.
2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"
Автором представлены игры для дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....
«Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр . Использование дидактических игр помогает лучшему восприятию материала и поэтому ре...
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...
консультация для воспитателей на тему: " Игра как средство формирования математических представлений дошкольников".
Математика относится к абстрактным наукам, поэтому, чтобы ее понимать необходимо развитое логическое мышление. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, т.е. осно...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников»....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВЧигринец Екатерина Михайловна, воспитатель ГБДОУ №127 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга «Иг...
Методическая разработка «Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....