НОД по познавательно-речевому развитию
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно-речевому развитию на тему: «Стоит в поле теремок» для детей средней группы.
Цель: закрепление знаний, умений и навыков, полученных в НОД по познавательному развитию (математика)
Задачи: закрепление счетных навыков, умений соотносить количество предметов с цифрой; закрепление представлений о величине( длинный, короткий), умений сравнивать полоски по длине способом наложения или приложения; закрепление названий геометрических фигур, цвета; закрепление умений сравнивать по количеству( столько же, поровну, меньше, чем…, больше ,чем…); закрепление названий деталей строительного набора: куб, кирпичик, призма, пластина, полукуб; развитие познавательного интереса; воспитание дружеских взаимоотношений.
Оборудование: магнитофон, компьютер, столик; музыкальные записи. Игрушки животных из сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь; игрушка теремок, раздаточный материал: полоски разной длины, геометрические фигуры, полоски для выкладывания предметов, картонные ёлочки и грибочки, мышки, карточки «Число и цифра» (по количеству детей), схемы для конструирования( по количеству детей и более).
Ход НОД.
1. Вводная часть. Организационно-мотивационный момент.
Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки». Педагог спрашивает у детей, не хотят ли они вместе с ним отправиться в одну из знакомых сказок и превратиться в героев этой сказки. Перечисляет героев сказки, а дети должны угадать ее название.
-Живут в этой сказке мышка, лягушка, зайка, лиса и медведь.
-Правильно, это сказка «Теремок». Располагайтесь удобнее. Сказка начинается. ( Педагог выставляет на столик теремок).
Воспитатель (доставая игрушечную мышку):
-Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок.
Как по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
Звучит музыка (выход мышки).
-Покружились, покружились и в мышат мы превратились. (Дети с педагогом «превращаются» в мышат и выполняют характерные движения под музыку).
- А к терему две дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка ? Ребята, как вы думаете?
-Поможем мышке выбрать короткую дорожку к теремку?
2. Основная часть.
а) сравнение полосок по длине
-Возьмем две полоски разного цвета и мышку (педагог берет раздаточный материал для себя и предлагает выложить дорожки на столах).
-Мышку направим по той дорожке, которая короче. (Дети разбирают мышек и полоски и подходят к столам. Вместе с педагогом выполняют задание).
-Я забыла, как определить, какая полоска длиннее, а какая короче ( выслушиваются ответы детей ).
- Вот мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать(возвращаемся к теремку). Сколько зверушек стало жить в домике?
б) выкладывание бус из геометрических фигур
Воспитатель (доставая игрушечную лягушку):
-Стоит в поле теремок-теремок.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
-Покружились, покружились и в лягушку превратились (под музыку выполняем танцевальные движения, имитируя движения лягушки).
- Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «- Беда! Помогите, детвора!»
- Поможем лягушке? Посмотрите, на подносах лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы для лягушки. Только лягушка хочет, чтобы бусы были точно такими же, как и раньше. Она даже приготовила для нас памятку. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и вместе со мной бусы выкладывайте. Какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе, а я у себя (дети выкладывают бусы, а затем сравнивают с образцом).
-Какие красивые бусы получились. Лягушка очень рада. Но вот, к сожалению, лягушка цвета все позабыла и просит ,чтоб мы ей напомнили. Она будет называть цвет, а мы показывать фигуру такого цвета.
-Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку. И мы с ней. Стала лягушка жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике?
в) установление взаимно однозначного соответствия. Один. Много. Поровну.
- Тут на опушку выскочил зайчик (педагог показывает игрушечного зайца и под музыку все превращаются в зайцев, выполняя танцевальные движения, имитируя движения зайца). И расстроился зайка. Он ожидал увидеть елочки, а их нет. Заплакал зайка. Как мы можем зайку успокоить?
-Посадим елочки для зайки. Здесь полоски лежат и елочки. Посадим елочки в ряд ( дети с педагогом располагаются около столов).
-Сколько елочек?
-Вдруг дождик пошел (дети барабанят пальчиками по ладони или по столу) и под каждой елочкой грибок вырос. Выложите под елочками грибочки.
-Сколько елок и грибов?( поровну, одинаково)
-Сорвал зайка один гриб. Чего больше стало: елочек или грибочков?
г) задание «Число и цифра»
-Тише, тише… не шумите… кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, лиса (педагог показывает игрушечную лису и под музыку все превращаются в лис, выполняя танцевальные движения, имитируя движения лисы).
-Попросилась лиса в теремок. Лиса любила домовничать, все в хозяйстве пересчитывать. А хозяйство было немаленькое. Помощь лисе нужна. Мы ведь умеем с вами считать? И цифры знаем? Тогда пойдемте лисе помогать.
-Перед нами карточки с группами предметов и цифрами. Нужно предметы пересчитать и дорожку к верной цифре нарисовать.
- Посмотрим, сколько уже зверушек живет в теремке?
д) конструирование по схеме, закрепление названий деталей конструктора.
-А по лесу уж медведь идёт (воспитатель достает игрушечного медведя и под музыку все превращаются в медведей, выполняя танцевальные движения, имитируя его движения ).
- Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Как сюда могу я влезть? Места мне не хватит здесь!»
-Что же делать, ребята? Как мишке помочь?
-Мы построим много домов, а мишка выберет себе по нраву. Да и для других зверушек жилище будет (под музыку дети с педагогом «превращаются» в строителей, затем выбирают любую схему и строительный набор).
- Какие детали конструктора у нас есть?
Под музыку дети вместе с педагогом конструируют домик в любом удобном для них месте ( на полу, на подоконнике, на полке, на столе и т.д. и т.п.)
3.Заключение. Итоги и рефлексия.
Дети рассказывают, для кого они построили домик. Расселяют зверушек. Выбирается жилье для медведя.
Самоанализ НОД по познавательно-речевому развитию «Стоит в поле теремок»
В НОД использованы следующие виды деятельности: познавательно-исследовательская (сравнение полосок по длине, выкладывание бус, работа по карточкам «Число и цифра», конструирование по схеме, установление взаимно однозначного соответствия); двигательная, музыкальная ( танцевальные движения под музыку); продуктивная (конструирование домика); восприятие худ. литературы (слушание стихотворных отрывков из сказки); игровая (расселение зверушек в домики и игра с ними); коммуникативная (работа в парах, обговаривание способа выполнения задания); самообслуживание и элементарный бытовой труд (самостоятельно берут материал, необходимый для выполнения задания, убирают рабочее место после НОД).
Рабочее пространство организованно с учетом партнерской формы взаимодействия: педагог находится вместе с детьми (рядом, за общим столом, в круге ); детям разрешено свободное размещение за столами; выполняя танцевальные движения, дети свободно перемещались; самостоятельно выбирали место для выполнения заданий( конструирование, работа в парах по карточкам); разрешено свободное общение детей на разных этапах деятельности.
Использованы индивидуальная, фронтальная и работа в парах.
Цель НОД- развивающая, т.к. дети использовали ранее приобретенный опыт.
В НОД были решены обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Использованы следующие методы: практические (упражнение по установлению взаимно однозначного соответствия, сравнение полосок по длине, конструирование по схеме); наглядные (рассматривание схем для конструирования); словесные (рассказ сказки, беседа, обсуждение выполнения заданий); игровые (расселение зверей в построенные дома, превращения в героев сказки).
В НОД использовалась системно-деятельностная технология (ребенок попадал в ситуацию, когда ему необходимо было действовать и аргументировать свои действия: посадить для зайца елочки, чтоб не плакал, помочь пересчитать лисе все в хозяйстве, для медведя построить большой дом, а мышке помочь выбрать короткую дорожку.
В НОД использовалась игровая мотивация, соответствующая детям среднего возраста: введены персонажи сказок, дети принимали на себя роль персонажей и действовали в ней. Использовалась проблемная ситуация( как помочь персонажу?). Прослеживался сюжет в течение всей НОД.
Были соблюдены гигиенические условия организации пространства группы (проветривание, влажная уборка). Размещение оборудования и материала соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса в ДОО.
Задачи реализованы средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. Основной вид деятельности: познавательно-исследовательская ( комплексная НОД).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...