НОД по познавательно-речевому развитию
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Фихтер Лариса Петровна

Конспект занятия по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД  по познавательно-речевому развитию на тему: «Стоит в поле теремок» для детей средней группы.

Цель: закрепление знаний, умений и навыков, полученных в НОД по познавательному развитию (математика)

Задачи: закрепление счетных навыков, умений соотносить количество предметов с цифрой; закрепление представлений о величине( длинный, короткий), умений сравнивать  полоски по длине способом наложения или приложения; закрепление названий геометрических фигур, цвета; закрепление умений сравнивать по количеству( столько же, поровну, меньше, чем…, больше ,чем…); закрепление названий деталей строительного набора: куб, кирпичик, призма, пластина, полукуб; развитие  познавательного интереса;  воспитание дружеских взаимоотношений.

Оборудование: магнитофон, компьютер, столик; музыкальные записи. Игрушки животных из сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь; игрушка теремок, раздаточный материал: полоски разной длины, геометрические фигуры, полоски для выкладывания предметов, картонные ёлочки и грибочки, мышки, карточки «Число и цифра» (по количеству детей),  схемы для конструирования( по количеству детей и более).

Ход НОД.

1. Вводная часть. Организационно-мотивационный  момент.

Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки». Педагог спрашивает у детей, не хотят ли они вместе с ним отправиться  в одну из знакомых сказок и превратиться  в героев этой сказки. Перечисляет героев сказки, а дети должны угадать ее название.

-Живут в этой сказке мышка, лягушка, зайка, лиса и медведь.

-Правильно, это сказка «Теремок». Располагайтесь  удобнее.  Сказка начинается. ( Педагог выставляет на столик теремок).

Воспитатель (доставая игрушечную мышку):

-Стоит в поле теремок-теремок

Он не низок, не высок.

Как по полю мышка бежала,

Теремок увидала.

Звучит музыка (выход мышки).

-Покружились, покружились и в мышат мы превратились. (Дети с педагогом  «превращаются» в мышат и выполняют характерные движения под музыку).

- А к терему две дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка ? Ребята, как вы думаете?

-Поможем мышке выбрать короткую дорожку к теремку?

2. Основная часть.

а) сравнение полосок по длине

-Возьмем две полоски разного цвета и мышку (педагог берет раздаточный материал для себя и предлагает выложить дорожки на столах).

-Мышку направим по той дорожке, которая короче. (Дети разбирают мышек и полоски и подходят к столам.  Вместе с педагогом выполняют задание).

-Я забыла, как определить, какая полоска длиннее, а какая короче ( выслушиваются ответы детей ).

- Вот  мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать(возвращаемся к теремку). Сколько зверушек стало жить в домике?

б)  выкладывание бус из геометрических фигур

Воспитатель (доставая игрушечную лягушку):

-Стоит в поле теремок-теремок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота.

-Покружились, покружились и в лягушку  превратились (под музыку выполняем танцевальные движения, имитируя движения лягушки).

- Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «- Беда! Помогите, детвора!»

- Поможем лягушке? Посмотрите,  на подносах лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы для лягушки. Только лягушка хочет, чтобы бусы были точно  такими же, как и раньше. Она даже приготовила для нас памятку.  Я буду читать, а вы внимательно слушайте и вместе со мной бусы выкладывайте. Какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе, а я у себя (дети выкладывают бусы, а затем  сравнивают с образцом).

 -Какие красивые бусы получились. Лягушка очень рада.   Но вот, к сожалению, лягушка цвета все позабыла и просит ,чтоб мы ей напомнили. Она будет называть цвет, а мы показывать фигуру такого цвета.

-Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку. И мы с ней.  Стала лягушка жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике?

в) установление взаимно однозначного соответствия. Один. Много. Поровну.

- Тут на опушку выскочил зайчик (педагог показывает игрушечного зайца и под музыку все превращаются в зайцев, выполняя танцевальные движения, имитируя движения зайца). И расстроился зайка. Он ожидал  увидеть елочки, а их нет. Заплакал зайка. Как мы можем зайку успокоить?

-Посадим елочки для зайки. Здесь полоски лежат и елочки. Посадим елочки в ряд ( дети с педагогом располагаются около столов).

-Сколько елочек?

-Вдруг дождик пошел (дети барабанят пальчиками по ладони или по столу) и под каждой елочкой грибок вырос. Выложите под елочками грибочки.

-Сколько елок и грибов?( поровну, одинаково)

-Сорвал зайка один гриб. Чего больше стало: елочек или грибочков?

г) задание «Число и цифра» 

-Тише, тише… не шумите… кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, лиса (педагог показывает игрушечную лису и  под музыку все превращаются в лис, выполняя танцевальные движения, имитируя движения лисы).

 -Попросилась лиса в теремок. Лиса любила домовничать, все в хозяйстве пересчитывать. А хозяйство было немаленькое. Помощь лисе нужна. Мы ведь умеем с вами считать? И цифры знаем?  Тогда пойдемте лисе помогать.

-Перед нами карточки с группами предметов и цифрами. Нужно предметы пересчитать и дорожку к верной цифре нарисовать.

- Посмотрим, сколько  уже зверушек живет в теремке?

д) конструирование по схеме, закрепление названий деталей конструктора.

-А по лесу уж медведь идёт (воспитатель достает игрушечного медведя и  под музыку все превращаются в медведей, выполняя танцевальные движения, имитируя  его движения ).

- Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Как сюда могу я влезть? Места мне не хватит здесь!»

-Что же делать, ребята? Как мишке помочь?

-Мы построим много домов, а мишка выберет себе по нраву. Да и для других зверушек жилище будет (под музыку дети с педагогом «превращаются» в строителей, затем выбирают любую схему и строительный набор).

- Какие детали конструктора у нас есть?

Под музыку дети вместе с педагогом конструируют домик в любом удобном для них месте ( на полу, на подоконнике, на полке, на столе и т.д. и т.п.)

3.Заключение. Итоги и рефлексия.

Дети рассказывают, для кого они построили домик. Расселяют зверушек. Выбирается жилье для медведя.

Самоанализ   НОД  по познавательно-речевому  развитию «Стоит в поле теремок»

В НОД использованы следующие виды деятельности: познавательно-исследовательская (сравнение полосок по длине, выкладывание бус,  работа по карточкам «Число и цифра», конструирование по схеме, установление взаимно однозначного соответствия); двигательная, музыкальная ( танцевальные движения под музыку); продуктивная (конструирование домика); восприятие худ. литературы (слушание стихотворных отрывков из сказки); игровая (расселение зверушек в домики и игра с ними); коммуникативная (работа в парах, обговаривание способа выполнения задания); самообслуживание и элементарный бытовой труд (самостоятельно берут материал, необходимый для выполнения задания, убирают рабочее место после НОД).

Рабочее пространство организованно с учетом партнерской формы взаимодействия: педагог находится вместе с детьми (рядом, за общим столом, в круге ); детям разрешено свободное  размещение за столами; выполняя танцевальные движения, дети свободно перемещались; самостоятельно выбирали место для выполнения заданий( конструирование, работа в парах по карточкам); разрешено свободное общение детей на разных этапах деятельности.

Использованы индивидуальная, фронтальная  и работа в парах.

Цель НОД- развивающая, т.к. дети использовали ранее приобретенный опыт.

В НОД были решены  обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Использованы следующие методы: практические (упражнение по установлению взаимно однозначного соответствия, сравнение полосок по длине, конструирование по схеме); наглядные (рассматривание схем для конструирования); словесные (рассказ сказки, беседа, обсуждение выполнения заданий); игровые (расселение зверей в построенные дома, превращения в героев сказки).

В НОД использовалась системно-деятельностная технология (ребенок попадал в ситуацию, когда ему необходимо было действовать и аргументировать свои действия: посадить для зайца елочки, чтоб не плакал, помочь пересчитать лисе все в хозяйстве, для медведя построить большой дом, а  мышке помочь выбрать короткую дорожку.

 В НОД  использовалась игровая мотивация, соответствующая детям среднего возраста: введены персонажи сказок, дети принимали  на себя роль персонажей  и действовали в ней.   Использовалась проблемная ситуация( как помочь персонажу?). Прослеживался сюжет в течение всей НОД.

Были соблюдены гигиенические условия организации пространства группы (проветривание, влажная уборка).  Размещение оборудования и материала соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса в ДОО.

Задачи реализованы средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними.  Основной вид деятельности: познавательно-исследовательская ( комплексная НОД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...