Непосредственно образовательная деятельность "Поможем доктору Айболиту"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Данное занятие было разработано для профессионального конкурса педагогчисекого мастрества "Воспитатель года - 2012", раздел програмы ФЭМП, средняя группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Поможем доктору Айболиту" | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект конкурсного педагогического мероприятия участника конкурса «Воспитатель года-2012» Найденовой Ольги Дмитриевны, воспитателя муниципального детского сада № 45
Организованная образовательная деятельность - сюжетное комплексное занятие на тему сказки К.И.Чуковского « Доктор Айболит» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, развитие устной речи, развитие свободного общения со взрослым) с участием детей пятого года жизни «Поможем Айболиту»
Программные задачи:
- продолжать учить считать в переделах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько?;
- упражнять в умении сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте, обозначать соответствующие признаки противоположными по смыслу словами: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, большой – маленький;
- совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- закреплять представления о частях суток (день-ночь);
- закреплять умение называть цвета предметов (красный, желтый, синий, зеленый);
- развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа.
- развивать свободное общение со взрослым и компоненты устной речи в процессе расширения представлений детей о мире и предметах, в пределах и за рамками привычного им ближайшего окружения
-упражнять в употреблении слов-антонимов
-развивать умение удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие при первоначальном ознакомлении с простыми схемами
- продолжать работу по формированию образа Я каждого ребенка
Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит»; беседа о растительном и животном мире Африки; беседа о профессии почтальона
Оборудование: посылка, шапочка, халат, сумка Айболита; шапочки зайца, лисы, медведя, тигренка, божьей коровки, предметные картинки: бегемотики – 3 шт., градусники (термометры) – 3 шт., «чудо-дерево», «мяч-кокос»,экран, оборудование для мультимедийной презентации
Методы и приемы: игровые (повышения эмоциональной активности, мотивации), словесные (речь педагога в процессе всего занятия, беседа, напоминание, поощрение), наглядные, практические (показ), обучения и развития творчества (проблемные вопросы), убеждения
Ход занятия:
Сюрпризный момент
(Воспитатель приходит с посылкой в руках.)
Воспитатель: - Ребята, смотрите, что же у меня в руках? (коробка)
- Да, но это не простая коробка, она называется посылка. (несколько детей повторяют новое слово посылка).
- А вы знаете, кто приносит людям посылки?(в случае затруднения воспитатель задает следующий вопрос)
- А кто приносит нам газеты, журналы, письма? (почтальон)
- Сегодня утром, когда я вышла из дома, возле подъезда меня встретил почтальон и вручил эту посылку. Я сразу догадалась,- это ответ на письмо, которое мы с Вами вчера отправили в Африку. Я не стала открывать посылку. Поспешила к вам посмотреть, чтобы вместе посмотреть, что там лежит. Откроем? Узнаем?
Воспитатель: - Сядем рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
(Дети с воспитателем садятся на мягкие модули (подушки).)
- Ой, ребята, тут замок. Как же нам его открыть? (подобрать нужный ключик)
(Дети находят подходящий «ключик»- геометрическую фигуру)
- Отлично! (Похвалить каждого выполнявшего задания ребенка). Теперь можно открыть нашу посылку.
- Вот шапочка лисы. Настя будет лисичкой.
- А это кто? (медведь). Петя будет медведем.
- Маша будет божьей коровкой.
- Саша – тигренком.
- Максим- зайчиком.
- Ой, что это? (халат и шапочка доктора Айболита).
- Какого размера эти вещи? (большого) Они подойдут детям? (нет, дети маленькие).
- Значит доктором Айболитом буду я (воспитатель надевает халат и шапочку).
- Так посмотрим, что же еще лежит в посылке? (достает сумку доктора и назначает помощника, который будет нести эту вещь).
- Ой-ой-ой, а это еще что? (достает письмо, открывает и видит, что некоторые слова письма размыты).
- Ребята, почтальон попал под дождь, и некоторые слова письма размыло. Помогите мне его прочитать. (Айболит читает письмо, а дети ему помогают).
«Здравствуй добрый Ай …(болит). Умоляю, доктор помогите, вылечите меня скорей. Я живу в Аф…(рике), возле самой высокой пальме. Сюда очень долго добираться, сначала лететь на … (орлах, птицах), потом идти пешком и плыть на (корабле, лодке, плоте). Будьте осторожны! По Африке бродит злой Бар…(малей). С уважением …».
Воспитатель: - От кого же письмо?.. Неизвестно. Но с вашей помощью я узнал, что больной живет в Африке, а путь туда не близок. Сначала надо лететь на орлах, потом идти пешком, плыть по воде и опасаться злого Бармалея. А кого искать точно, мы не знаем. Ребята, помогите мне найти больного.
Что мы знаем о больном?_живет в Африке.
Больной человек ?- это животное, доктор Айболит –ветеринар, лечил зверей
( на экране воспитатель открывает схемы-подсказки: картинку с изображением Африки, картинку с условным изображением животного)
Ну что ж, отправляемся в нелегкий путь, будем искать другие подсказки, которые помогут найти автора письма.
(Под музыку все «летят» на орлах, «плывут» по воде. Затем приземляются на поляне перед Чудо-деревом)
Воспитатель:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо!
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки!
Воспитатель: - Дорогие, ребята, чувствую, что где-то здесь, среди листочков чуда-дерева, скрывается подсказка. Будем ее искать.
(Дети садятся на стульчики перед доской с наборным полотном).
- Ваня, подойти к чудо-дереву и сорви верхний листочек слева. Спасибо.
Воспитатель: - На этом листочке не подсказка, а задание. (Вылечить больных бегемотиков).
(На наборном полотне выставляются фигурки бегемотиков)
- Как узнать, сколько всего бегемотиков? (надо посчитать, несколько детей считают бегемотиков, следует напомнить правило счета «считаем слева направо»).
Воспитатель: - И бежит Айболит к бегемотикам…
И ставит, и ставит им градусники.
- Давайте поможем Айболиту поставит градусники бегемотикам. (ребенок кладет под каждым бегемотиком градусник (одного не хватает).
Воспитатель: - Сколько градусников? Сколько бегемотиков? Три бегемотика и два градусника – сравните, что больше? (три бегемота больше, чем два градусника). Два градусника и три бегемота – сравните, что меньше? (два градусника меньше, чем три бегемота). Какое число больше: три или два? Какое число меньше: два или три?
Дети устанавливают равенство между бегемотами и градусниками, любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя: «По сколько теперь бегемотов и градусников? Как получилось три градусника? (Как получилось два бегемотика?)»
Воспитатель помогает детям сделать вывод: «К двум градусникам добавили еще один градусник и градусников стало три». Или «От трех бегемотиков убрали одного и бегемотиков стало два».
Воспитатель дает дифференцированную оценку каждому ребенку.
Воспитатель: - Вы сделали доброе дело. Всем бегемотикам стало весело. Их настроение улучшилось.
- Анечка, сними, пожалуйста, листик, который находится в верху справа. Спасибо (на листике задание « Игра не ошибись»)
- А теперь нам, детвора, подвигаться пришла пора.
Игра «Не ошибись»(на внимание)
(Воспитатель показывает детям геометрические фигуры и объясняет правила игры).
- Как называется эта фигура? (круг, несколько детей повторяют название фигуры). Если я вам покажу круг, вы должны будете прыгать .
- А как называется эта фигура? ( квадрат) Какого он цвета? Правильно. Если я покажу квадрат, то вы должны хлопать в ладоши.
- Как называется эта фигура? (треугольник). Молодец. Если я покажу треугольник, то вы должны приседать.
(Воспитатель дает дифференцированную оценку детям.)
Воспитатель: - Маша, сними, пожалуйста, самый нижний листок с дерева.
(Ребенок снимает с дерева нижний листочек. На нём подсказка – изображение круга коричневого цвета. Воспитатель с детьми анализирует схему-подсказку.)
Воспитатель: - Какая фигура на листике? (круг) Какого цвета это животное (коричневого)? (На экране воспитатель добавляет схему-подсказку-коричневый круг) Вы можете сразу сказать, что это за животное (нет)?
Поспешим на помощь, и снова будем искать подсказки.
(Дети под музыку идут в Африку, на своём пути преодолевая препятствия.)
Воспитатель: - Вот мы и в Африке. Что-то никого не видно. Тишина. Наверное, все звери легли спать.
- Скажите, ребята, в какое время суток все спят? (ночью)
- А что же делают днем? (ответы детей, в том числе «играют»)
-Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот».
Игра «Скажи наоборот» ( с использованием мультимедиа).
(Воспитатель проецирует на экран картинки с изображеними разных по размеру, длине, ширине, высоте предметов, по очереди передает детям «мяч-кокос» и называет слова, характеризующие предметы. Ребенок называет противоположное по смыслу слово).
Длинная дорога - ... короткая дорога
Широкая река - … узкая река
Высокий дом – …низкий дом
Большой мяч -.. маленький мяч
Низкий стул - …высокий стул
Толстая книга -…тонкая книга
Короткое платье - … длинное платье
Узкая лента - … широкая лента
(По окончании игры дети находят подсказку- карточку с изображением банана).
Воспитатель (проецирует на экран схему- подсказку): - Посмотрите и скажите, чем питается животное, которому мы должны помочь, которого мы ищем? (бананом) Какое же животное нам нужно найти (африканское, коричневого цвета, питается бананами)? Можно теперь сказать, кого мы ищем (обезьянку).
- Где же нам ее найти? Кто помнит, возле какой пальмы живет больная обезьянка? (возле самой высокой).
(Дети с воспитателем находят самую высокую пальму и видят на ней обезьянку. Доктор Айболит дает ей витамины, дети обнимают обезьянку. Обезьянка выздоравливает.)
Воспитатель: - Спасибо вам, друзья, за помощь! (Подводит итоги, привлекает детей, дает дифференцированную оценку деятельности на занятии каждому). Я желаю вам не болеть, чаще гулять на свежем воздухе. А мне пора, меня ждут больные животные. До свидания!
Этапы занятия | Что делает воспитатель | Дети |
Предварительный | Во время первой встречи с детьми воспитатель - конкурсант читает детям сказку К.И.Чуковского « Доктор Айболит», беседует об Африке, о работе почтальона., вместе с детьми «пишет» письмо жителям Африке, Педагог, работающий на группе, дифференцирует детей, выделяет подгруппу для участия в занятии. | |
Организационный 1-2 мин. | Обеспечивает мотивацию на совместную деятельность | Эмоционально настраиваются на совместную деятельность |
Основная часть до 15 минут. | ||
Дидактическое упражнение « Подбери ключик к замочку» | Совершенствует умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) | Выделяют особые признаки геометрических фигур с помощью зрительных и осязательно-двигательных анализаторов |
Что в посылке? | использует методы и приемы повышения эмоциональной активности | Разбирают « присланные « маски-шапочки, настраиваются на совместную игру |
«Размытое письмо» | В игровой форме активизирует лексическую и грамматическую стороны речи, развивает воображение и любознательность.. Выслушивает детей, уточняет их ответы, подсказывает слова, более точно отражающие особенности предметов и явлений. Организовывает диалог, соблюдает логическую последовательность в изложении, выделяет главное, сочетает фронтальный подход с индивидуальным, следит за реакцией детей, поддерживает интерес к беседе, создает зону « речевого успеха» каждому ребенку Знакомит с простыми схематическими изображениями | Помогают Айболиту читать письмо и узнать ,кто его написал (образное предвосхищение) Индивидуально и подгруппово воспроизводят речевые умения и навыки, вступают в диалог |
Динамическая пауза | Решает здоровьесберегающие задачи, не прерывая хода занятия, оптимизирует работоспособность, подготавливает переход к математической деятельности | Летят на орлах, плывут по воде» и т.д., |
«Чудо-дерево» | Дает образец чтения стихотворного текста, развивает художественное восприятие Развивает умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа. Усиливает интерес к математической деятельности созданием игрового побудительного мотива | Слушают стихотворение, ищут среди листочков «чудо-дерева» подсказки, снимая листочки по словесной инструкции (слева-сверху, снизу и т.д.) |
Работа с наборным полоном | Формирует умение уравнивать неравные группы двумя способами | Дети «лечат больных бегемотиков»:устанавливают равенство между бегемотами и градусниками, любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя: «По сколько теперь бегемотов и градусников? Как получилось три градусника? (Как получилось два бегемотика?) |
Игра «Не ошибись» (на внимание) | Решает задачи здоровьесбережения без прерывания хода занятия, совершенствует умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), развивает внимание | Выполняют движения в соответствии с правилами игры |
Подсказка | Развивает представления детей о геометрических фигурах(круг).цвете(коричневый), продолжает знакомство с простыми схематическими изображениями, способствует проявлению образного предвосхищения | Пробуют узнать , какое животное заболело |
Вот мы и в Африке | Решает задачи здоровьесбережения без прерывания хода занятия, закрепляет представления о частях суток (день-ночь), упражняет в умении сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте, обозначать соответствующие признаки противоположными по смыслу словами: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, большой – маленький; продолжает знакомство с простыми схематическими изображениями, способствует проявлению образного предвосхищения | Рассказывают о частях суток, называют их характерные особенности, играют в игру «Наоборот», с опорой на схему подсказку , ищут и находят больное животное |
Заключение 2- 3-мин. | Закрепляет впечатления от занятия, воспитывает чувство удовлетворения от совместной деятельности ребенка и взрослого, подводит итоги, дает развивающую оценку деятельности каждого ребенка. Привлекает детей к оценке результатов совместной деятельности своей и других детей. | Самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, взаимооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ ПУТЕШЕСТВИЕ К ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ
Материал по освоению образовательной области " Физическая культура" для подготовительной группы общеразвивающей направленности....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Доктор Айболит» во второй младшей группе .
Интеграция:Коммуникация, социализация, познание, здоровье.Цели:· Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), ...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Доктор Айболит» во второй младшей группе .
Интеграция:Коммуникация, социализация, познание, здоровье.Цели:· Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Помощники Айболита»в старшей группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности«Помощники Айболита»в старшей группе....
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физкультурное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Книга доктора Айболита «Волшебные тайны здоровья». (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка» КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельн...