Эвристическая технология как средство оптимизации образовательной деятельности ДОО
статья по математике (старшая группа) по теме

Борисова Ульяна Геннадьевна

        Сейчас ФГОС определяет пути развития сферы дошкольного образования. Дошкольные учреждения отошли от традиционного учебно-дисциплинарного подхода к воспитанию детей. Педагоги проводят НОД не как занятие, а как игру, ищут новые пути и средства образовательной деятельности и воспитания. Дошкольное образование должно стать действительно образовывающим, развивающим, формирующим личность ребенка, раскрывающим самоценность данного периода жизни.  Эристическая технология в образовательной деятельности предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evriticheskaya_tehnologiya.docx803.05 КБ

Предварительный просмотр:

" Эвристическая технология как средство оптимизации образовательной                                     деятельности в ДОО».

Сейчас ФГОС определяет пути развития сферы дошкольного образования. У современных педагогов есть большие возможности для конструирования авторских программ, опираясь на апробированных подходов. Педагоги проводят НОД не как урок, а как игру, ищут новые пути и средства обучения и воспитания. Актуальность заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Есть следующая гипотеза: предполагается, что образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются:

-развитие мотивации у дошкольников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;

-поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;

-создание на НОД ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.

Термин "эвристика" происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина:

1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);

2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;

3) метод обучения;

В эвристической технологии цель формулируется самостоятельно или с помощью воспитателя, но она исходит из внутренней потребности, мотива и тогда - цель, как правило, одна – «усвоение, присвоение изучаемого содержания темы». Затем совместно определяются задачи «что нужно сделать, чтобы усвоить тему, т.е. достичь цели?». Мы считаем, что это могут быть, например, такие задачи: «что узнать, какие знания?», «что воспроизвести, понять? В чем сущность изучаемого?», «Чему научиться? как и где применять изученное содержание?».

Есть следующие правила эвристической технологии:

  • как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же вовлекать в строгую и стройную формулу. В противном случае дети  будут понимать ее, будут в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они не будут полными владетелями ее в каждый данный момент;

  • не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть.

Таким образом, эвристическая технология направлена на формирование творческих способностей детей, направлена на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости «передачи» детям информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы дети  использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Эвристическая технология обучения позволяет педагогу предоставить детям больше самостоятельности и творческого поиска.

Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристической технологии педагог должен учитывать:

а) общий уровень развития детей;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности детей;

г) специфические черты и особенности изучаемого  предмета;

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы  обучения;

б) интерес детей;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в группе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.                                 К эвристическим формам занятий относятся: эвристические минуты, олимпиады, деловые игры, интерактивные формы обучения.

«Эвристическая минута» включает в себя задание на собственное творчество детей. Примеры таких заданий:

-изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

-дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;

-сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

-придумать образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

-изготовить поделку, модель, макет, маску, математическую фигуру, геометрический сад, фотографию.

«Эвристическая олимпиада» имеет целью предоставить детям возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет детям создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации: «Идея», «Образ», «Знак». «Символ», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных  детьми продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек». «Придумай и опиши общий для всех людей язык».

Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде формы «круглого стола», группового выполнения коллективной работы и т.д.

На НОД или в кружковых занятиях в игровой форме моделируется деятельность по решению реальной для нее проблемы. Применяя те или иные методы, педагог должен предполагать, что ребенок может и должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это «добытое» знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать.

Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова «эвристика», что означает «нахожу».

DSC02079.JPG

DSC02156.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство совершенствования образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра  являет...

Социо-игровая технология как средство индивидуализации образовательного процесса

Знакомство с основными особенностями социо-игровой технологии...

Консультация для педагогов "Педагогическая диагностика как средство оптимизации образовательного процесса"

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка. Педагогическая диагностика ...

АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ

В статье обосновывается связь личностного потенциала воспитателя и процесса самореализации его в профессиональной деятельности.  Подчеркивается роль активизации личностного потенциала педагогов в...

Создание картотеки как средство оптимизации образовательной работы с дошкольника

                 Из всех разнообразных способов сбора и хранения информации лучше всего использовать такой способ как создание картотеки. Они у...