Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья по математике (младшая группа) по теме
Консультация для родителей.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Каждый ребенок в жизни сталкивается с разными предметами домашнего обихода. Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Форма, цвет, величина, осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т.д.); развитие умений воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, звуков родной речи имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие величины, цвета, формы, умение группировать однородные предметы; необходимы для успешного усвоения многих предметов в школе. От него зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На третьем году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). Важно, чтобы дети научились понимать слова: "цвет", "такой же", "разный". Названия отдельных цветов употребляются педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.
Все виды заданий даются подгруппам в 5-8 человек. Они выполняют следующие действия: раскладывают карандаши, втыкают грибочки в отверстия, собирают цветные пирамидки и т. д. (Это предметная деятельность). Выкладывают мозаику, рисуют красками (это элементарная продуктивная деятельность).
В процессе выполнения этих заданий дети учатся использовать внешние приемы сравнения цветовых объектов (прикладывают вплотную друг к другу для определения сходства или различия), с тем, чтобы в дальнейшем перейти к определению цвета на глаз.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету (шарики можно катать, а кубики накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т.д.)
Подсказывать детям названия форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Одновременно они учатся подбирать к геометрическим фигурам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет можно определить его форму.
От сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному определению формы предметов, их обобщению по признакам формы. В течение пятого года жизни у детей должно быть выработано умение зрительно расчленять форму предмета на заданные части.
Дети 3-х летнего возраста начинают устанавливать отношения по величине сначала между 3-мя, потом 5-ю однородными предметами. В результате таких упражнений у детей развивается глазомер.
В процессе ознакомления с формой существенную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов, ощупывая контуры кончиками пальцев. В ряде случаев можно использовать прикладывание сравниваемых предметов друг к другу и постепенный переход к зрительному сравнению.
Поэтому, обучая детей выполнять простейшие продуктивные действия, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.
Обогащайте чувственный опыт детей, развивайте умение фиксировать его в речи. Совершенствуйте восприятие (активно включая все органы чувств). Развивайте образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...
Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...
Интеллектуально-познавательный проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала и игр»
Цель проекта - формирование и развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)
Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...