Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через использование ИКТ и логических блоков Дьенеша. "Лесныая математика"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Чернечкова Вера Валентиновна

разработка данного  конспекта непосредственной образовательной деятельности направлена на закрепление у детей 4-5 лет элементарных математических представлений, а именно: навыков счета в пределах 4, умения сравнивать равные и неравные группы предметов, обозначать результаты словами больше, меньше, поровну; закреплять умение классифицировать блоки Дьенеша по 4-м свойствам (форма, цвет, размер и толщина). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp.docx22.98 КБ
Файл презентация к конспекту2.3 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 2 «Ягодка»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

По формированию математических представлений

у детей 4-5 лет

С использованием блоков Дьенеша и ИКТ

«Лесная математика»

Автор: Чернечкова Вера Валентиновна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 «Ягодка»

Программное содержание:

- закреплять навыки счета в пределах 4, упражнять в сравнении равных и неравных групп предметов, обозначать результаты словами больше, меньше, поровну;

- закреплять умение классифицировать блоки Дьенеша по 4-м свойствам (форма, цвет, размер и толщина);

- развивать логическое мышление;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный: использование ИКТ «Лесные друзья»;
  2. Наглядный: блоки Дьенеша, карточки-символы, логические карточки, дидактический материал для игр «Угощение для медвежат», «Магазин», «Художники»;
  3. Словесный: указания, задания;
  4. Игровой: игры на основе блоков Дьенеша «Магазин», «Художники», «Угощение для медвежат», «Построим домик для зверят».

Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша.

Необходимый материал: блоки Дьенеша, проектор, дидактический материал для игр.

Ход занятия

Дети садятся полукругом. Звучит музыка со звуками леса.

- Дети, послушайте, какая красивая музыка. Откуда же она может звучать (Из леса). Почему? Я тоже думаю, что это лесная музыка. Наверное, кто-то пришел к нам в гости из леса.

 На экране появляются Зайка и Мишка, между ними корзинка.

- Дети, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (Мишка и Зайка). Но пришли они не просто так, а хотят попросить совета. Они нашли в лесу корзинку, но не знают что там. Как же им быть, что делать? (Ответы детей). Надо узнать, что в корзинке, а чтобы это сделать, надо отгадать загадки.

1. Три вершины тут видны,

    Нет углов у меня,

    И похож на блюдце я,

   Три угла, три стороны, -

   Ну, пожалуй, и довольно! –      

   Что ты видишь? - ...(Треугольник)

2. На тарелку и на крышку,

    На кольцо, на колесо.

    Кто же я такой, друзья?

   (Круг)

3. Растянули мы квадрат

    И представили на взгляд,

    На кого он стал похожим

    Или с чем-то очень схожим?

    Не кирпич, не треугольник -

    Стал квадрат… (прямоугольник)

4. Не овал я и не круг,

    Треугольнику я друг,

    Прямоугольнику я брат,

    Ведь зовут меня... (Квадрат)

После каждого ответа детей, задавать проблемные вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Как ты догадался?» и т.д.

- А как можно их назвать, одним словом? (Геометрические фигуры). А посмотрите, у нас тоже есть геометрические фигуры.

На столе лежат блоки Дьенеша, рядом дидактический материал для игры «Угощение для медвежат».  

- Дети, посмотрите, сколько здесь фигур и все они такие разные. Давайте с вами подумаем,  а чем они различаются (ответы детей).

Использовать обобщающие слова (по форме, цвету, толщине, размеру).

- Мишка привел своих друзей, маленьких медвежат. А как вы думаете, что любят кушать медвежата (ответы детей). А еще они любят печенье, давайте угостим их. Но у нас, к сожалению, печенья нет, как же нам быть? (Заменить геометрическими фигурами).

Игра «Угощение для медвежат».

 Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Описание игры: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно "превратить" в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (или другое свойство). Например, если в левой лапе у медвежонка круглое "печенье", в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное  (не круглое). По мере развития игры, в старшем возрасте «печенье» выбирается по 3-4 свойствам.

- Вот какие вы молодцы, медвежат печеньем угостили. А где мы с вами покупаем печенье (в магазине)? Дети, а вы знаете, что в лесу тоже есть магазинчик, и не простой, а волшебный,  в котором продаются необычные вещи. Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, почему они необычные? (Слайд с изображением магазина геометрических фигур). Ответы детей (состоят из геометрических фигур).

- В этом магазине продаются предметы, состоящие из геометрических фигур, и купить можно те, в которых есть те фигуры, которые есть у вас. Например. Если у вас есть синий круг, вы можете купить предмет, в котором тоже есть синий круг. Мишка и Зайка предлагают нам ребята поиграть вместе в магазин.

Игра «Магазин».

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.

Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "деньги". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Постепенно игру можно усложнять выбором игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

 - Вам понравилось, дети? И Мишке с Зайчиком тоже понравилось с вами играть. А вы знаете, что Мишка – спортсмен. И он предлагает вам превратиться в медведей и вместе с ним сделать зарядку.

Физкультминутка

Три медведя шли домой            (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой.    (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом,  (Руки на уровне груди.)

А сынок — малютка просто.      ( Присесть.)

Очень маленький он был,           (Присев,   качаться  по-медвежьи.)

С погремушками ходил.             (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.          (Дети имитируют игру с погремушками.)

Дети присаживаются на стульчики.

- Вам понравилась Мишкина зарядка? А вот Зайка любит рисовать, он художник. Посмотрите, какие картинки он нарисовал. (Картинки из игры «Художники»). Красивые? Но кое-что Зайка дорисовать не успел, видите. И очень расстроился. Как думаете, мы можем ему помочь? А как? Давайте дорисуем Зайкины картинки, но не красками, а с помощью чего? (Геометрических фигур). А почему?

Игра «Художники».

Материал: "Эскизы картин" - листы большого цветного картона,
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
набор блоков.

Описание игры: Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. Картины также можно «дорисовывать», используя плоские логические фигуры.

- Какие вы замечательные художники. Зайка и Мишка очень рады, что вы такие сообразительные ребята и так ловко играете с геометрическими фигурами. А у зверят тоже есть к вам просьба. Они просят вас построить для них домик из геометрических фигур. Поможем им?

Дети садятся на стульчики.

Работа с проектором, строим домик для зверей.

- Замечательный домик получился. А Мишке и Зайке он так понравился, что они уже заселились в домик. А теперь им пора прощаться с нами, давайте скажем им до свидания.

        Дети прощаются с гостями из леса.        

- Вот какие интересные зверята приходили к нам в гости. А вам понравилось играть с ними? А что запомнилось больше? А было ли что-то сложное?

- Дети, мне тоже очень понравилось играть с лесными гостями, и вы все сегодня были сообразительные и ловкие. (Подводиться итог по группе в целом и по детям в отдельности).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе  с общим недоразвитием речи на тему: «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием развивающих игр Воскобовича «Математическое путешествие в страну Знаний»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группыс использованием развивающих игр Воскобовича«Математ...