В Корлевстве Математики
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада в соответствии с ВГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
схемы к конспекту | 77.16 КБ |
конспект занятия | 35.37 КБ |
схема офтальмотренировки | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
воспитателя с детьми
по формированию элементарных математических представлений
на основе интегрированного подхода
в старшей группе детского сада (5 – 6 лет)
Цель:
закреплять знание числового ряда в пределах 6, познакомить с числом 7, формировать обобщенное представление о геометрических фигурах четырёхугольной формы, формировать умение ориентироваться в пространстве.
Задачи:
- Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата, прямоугольника, ромба;
- Закреплять умение детей составлять целое из частей;
- Развивать умение составлять группу однородных предметов разного цвета;
- Показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7;
- Продолжать развивать умение сравнивать до 7 предметов по высоте, раскладывать их в возрастающем порядке;
- Закрепить понятия «дерево», «куст», учить детей составлять изображение из геометрических фигур по заданной схеме;
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве, упражнять в счете и отсчете шагов в пределах 7 на слух
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать желание оказывать кому-либо помощь;
- развивать любознательность;
- учить детей работать в группе, взаимодействовать друг с другом
- Образовательная область «Речевое развитие»:
- закреплять в речи детей слова «вперед», «назад», «влево», «вправо»;
- продолжать учить детей отвечать на вопрос;
- закреплять в речи детей названия основных цветов и геометрических фигур, познакомить с названиями дней недели
- Образовательная область «Физическое развитие»
- Развивать мелкую моторику рук;
- Предупреждать утомление;
- Укреплять глазные мышцы
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Учить изображать в рисунке знакомые предметы (корабль), выделяя его основные части;
- Закреплять навыки аккуратного рисования и закрашивания изображения.
Предварительная работа:
- знакомство с цветами радуги;
- знакомство с нотами и нотным станом;
- дидактические игры на развитие умений составлять целое из частей;
- обучение детей составлению изображений по схемам;
- игры с лабиринтами;
- знакомство с видами транспорта.
Оборудование и материалы:
- ноутбук, проектор, экран, диск с видеозаписью обращений Королевы Математики;
- магнитофон, диск с записью песен В.Шаинского на слова Ю.Энтина из мультфильма «Катерок» и М.Минкова на слова С.Козлова и О.Анофриева из мультфильма «В порту»;
- лазерная указка – фонарик;
- коврограф с набором геометрических фигур (прямоугольников и треугольников) на липучках;
- магнитная доска с изображением нотного стана и скрипичного ключа;
- коробка – посылка;
- карта Математического Королевства из фольгированного вспененного полиэтилена (утеплителя) с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур и набор вставок соответствующих форм и размеров;
- картонные дуги и овалы красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов (дуг – по 2 штуки каждого цвета, овалов – по 1);
- картонные карточки с цифрами от 1до 5, на обороте которых написаны задания;
- схемы для выкладывания деревьев и кустов из геометрических фигур;
- наборы геометрических фигур для выкладывания изображений деревьев и кустов – овалы, круги, прямоугольники, треугольники, ромбы, - различных цветов;
- листы с лабиринтами;
- схема движения глаз при офтальмотренировке;
- листы для рисования;
- цветные карандаши.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ |
Вводный этап, продолжительность – 3 мин. | |
Цель: создать положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность | Цель: уметь эмоционально откликаться на что-то необычное, внимательно слушать обращенную к детям речь |
Дети с воспитателем заходят в группу и видят экран, на который через проектор выведено изображение Королевы Математики, под экраном стоит коробка - посылка | |
- Ребята, интересно, что это? Мне кажется, что это видеописьмо. Давайте посмотрим. | Встают перед экраном |
Демонстрируется видео с обращением Королевы Математики.(приложение 1) - Ну что, ребята, поможем Королеве? | Да! |
Основной этап, продолжительность – 20 мин. | |
Цель: Дать представление о четырехугольнике; познакомить с числом 7; Закреплять умение ориентироваться в пространстве; Учить изображать в рисунке знакомые предметы (корабль) | Цель: помочь Королеве Математики и жителям Математического Королевства; получить новые знания в математике (число 7,четырехугольник); показать свои математические знания и проявить свои математические и коммуникационные способности. |
Разворачивает посылку, достает карту. - Ой, а карта-то рассыпалась на кусочки. Наверное, это тоже проделки Неуча. давайте попробуем ее собрать. | Дети собирают фигуры из частей и вставляют их в отверстия.(схема коврика - приложение 2) |
- Ребята, а какие фигуры у вас получились? | - Квадрат, прямоугольник, ромб |
- А давайте посмотрим внимательно, чем похожи все эти фигуры? | - У них 4 стороны и 4 угла. |
- Давайте подумаем, как можно назвать все эти фигуры одним словом. | - Четырехугольники. |
- Правильно, а какой формы наша карта? | - Четырехугольная. |
- Совершенно верно. Четырехугольник – это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла. Воспитатель переворачивает карту. На обороте изображены цифры и дорожка – «маршрут».( приложение 3) - Как вы думаете, что это за цифры и линии? | Ответы детей |
- Ой, а тут в посылке записка: «Дорогие ребята, это – карта Математического Королевства, цифры обозначают номера заданий, которые вам следует выполнить, что бы исправить проделки Неуча, а линии – ваш маршрут.» Давайте подумаем, откуда нам следует начать наше путешествие по Королевству Математики? | - С цифры 1. |
- Я с вами согласна. Давайте встанем и поищем глазами цифру 1. А поможет нам волшебный огонек. Водит лазерной указкой по стене, полу, потолку, постепенно подводя взгляды детей к карточке с цифрой 1. | Следят глазами за лазерной указкой (гимнастика для глаз). (Схема движения глаз при офтальмотренировке – приложение 4) Находят цифру 1. |
Подходит к карточке с цифрой 1, переворачивает ее и читает задание: «ребята, соберите, пожалуйста, все, что разбросал вредный Неуч». | Подходят к разложенным на полу разноцветным дугам и овалам (элементы радуги и нотки). Собирают их. |
- Ребята, а на что похожи эти разноцветные дуги? | - На радугу. |
- Давайте соберем радугу и посчитаем, сколько у нее цветов. | Дети выкладывают на столе радугу и считают цвета (их шесть). |
- Ребята, а какого цвета не хватает у этой радуги? | - Фиолетового. |
Добавляет фиолетовую полоску. - Давайте теперь посчитаем, сколько стало цветов у радуги? | Считают вместе с воспитателем: - Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь! |
- Молодцы, а теперь давайте посмотрим, на что похожи эти цветные овалы. Располагает «нотки» на нотной линейке со скрипичным ключом на магнитной доске. | - На ноты. |
- Верно, давайте их посчитаем. | - Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть! |
- А чего больше, цветов радуги или ноток? | - Цветов радуги. |
- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? | - Добавить нотку. |
Предлагает одному из детей добавить нотку – овал. - Сколько стало ноток? | - Семь. |
Воспитатель читает стихотворение: Цифра семь – особый случай: | |
- А чего еще бывает по семь? | Ответы детей. |
- Молодцы. А еще бывает семь дней недели. Давайте попробуем их вспомнить. | Называют дни недели вместе с воспитателем: - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. |
- Что бы лучше запомнить дни недели, повторяйте за мной слова и движения: В понедельник я купался, А во вторник — рисовал, В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. | Дети повторяют слова и движения за воспитателем: Изображают плавание, Прыгают, Кружатся на месте, Хлопки в ладоши, Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают. |
- Ну что ж, отлично. Но это еще не все. Здесь еще одно задание. «Дорогие ребята, злой Неуч не только намусорил в моем Королевстве, но еще и сломал все дома. Помогите их отремонтировать, но помните, что домов должно быть 7. В нашем Королевстве много домов: В одноэтажном живет семейство слонов, В двухэтажном – семейство зайчат, В трехэтажном – рыжих бельчат, В четырехэтажном – с птенцами синица, В пятиэтажном – сова, очень умная птица, В шестиэтажном живут медведь и куница, А в доме с семью этажами проживает тигрица. | Дети выкладывают дома на коврографе из цветных прямоугольников (этажи) и треугольников (крыши).( пример выкладывания – приложение 5) |
- Отлично, с этим задание мы справились. Ну что, двигаемся дальше? | - Да. |
- Какую цифру мы теперь будем искать? | - Цифру 2. |
Водит лазерной указкой. | Находят цифру 2. |
Читает задание на обороте карточки с цифрой: «Злой Неуч сломал деревья и кусты. Вот так они выглядели раньше», - показывает схемы, -«Помогите их восстановить.» Каждому ребенку выдается схема конструирования дерева или куста в зависимости от уровня развития ребенка (трехуровневые задания). | Из разложенных геометрических фигур дети выбирают нужные и по схеме выкладывают изображения деревьев и кустов.(схемы конструирования деревьев и кустов – приложение 6) |
- Ребята, какие фигуры вы использовали? | - Прямоугольник, треугольник, ромб, овал. |
- Все верно, молодцы. Идем дальше. Следующее наше задание под цифрой… | - 3. Ищут цифру 3 самостоятельно, без лазерной указки. |
Переворачивает карточку с цифрой 3. читает задание: «Ребята, Неуч искривил и спутал все дорожки в нашем Королевстве. помогите жителям найти дорожки к своим домам.» Раздает детям листки с лабиринтами (3 уровня сложности) и карандаши. | Дети «проходят» лабиринты (приложение 7), чертя путь к домику карандашом. |
- Ну вот, как хорошо, теперь все жители Королевства смогут попасть к себе домой. Куда пойдем дальше? | - К цифре 4. Самостоятельно ищут цифру 4. |
Переворачивает карточку с цифрой 4. читает задание: «Ребята, вы просто молодцы. Но чтобы пройти дальше, вам придется вспомнить, что такое слева и справа, вперед и назад. Готовы? Итак, встаньте у двери, пройдите пять шагов вперед, семь шагов вправо, два шага назад и повернитесь кругом. Затем сделайте один шаг влево и четыре шага вперед. Стоп. Вот вы и пришли». | Вместе с воспитателем отсчитывают нужное количество шагов в заданном направлении. Останавливаются около проектора, но не находят никакой цифры, никакого задания. |
- Ничего не понимаю, где же цифра 5. Ведь на карте она есть и мы все сделали правильно. Может, мы что-нибудь забыли? давайте еще раз посмотрим обращение Королевы Математики. Открывает ноутбук и видит файл с цифрой 5. - Ой, ребята, посмотрите, вот и цифра 5. Запускает файл. На экран выводится обращение Королевы Математики, часть 2 (приложение 8). | Дети слушают Королеву, отгадывают загадку: - Корабль. |
- Предлагаю вам нарисовать такой кораблик, на котором вы бы хотели вернуться домой. Звучит запись песен В.Шаинского на слова Ю.Энтина из мультфильма «Катерок» и М.Минкова на слова С.Козлова и О.Анофриева из мультфильма «В порту» | Дети рассаживаются за столы и рисуют кораблики. |
Вывешивает рисунки на видное место, предлагает детям полюбоваться рисунками друг друга. | |
Заключительный этап, продолжительность 2 мин. | |
Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, а также повышению эмоционального настроения воспитанников; способствовать самооценке детской деятельности и закреплению полученных знаний и умений. | Цель: получить положительную оценку своей деятельности, закрепить полученные знания и умения. |
- Ну что ж, ребята, На этих замечательных корабликах мы возвращаемся в наш детский сад. Давайте встанем парами, сделаем руками кораблики, и поплывем обратно в наш детский сад. | Дети встают парами, расставляют руки в стороны и соединяют их «корабликами», покачиваются, по показу воспитателя. |
- Скажите, пожалуйста, а вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? - Мне тоже очень понравилось. А где мы с вами были? А зачем мы отправились в королевство Математики? Как и чем мы помогли Королеве и жителям королевства? - Я обратила внимание на то, что… (далее воспитатель отмечает успехи детей в различных видах деятельности. Обязательно похвалить всех детей). А что вам запомнилось больше всего? Где еще вы бы хотели побывать? | Ответы детей. |
Информационные ресурсы
Содержание конспекта непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы детского сада на основе интегрированного подхода по теме «На помощь Королеве Математики»» является авторской разработкой воспитателя МБДОУ «Детский сад № 75» Костоправовой С.Г.
- К. В. Шевелев. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5 -7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2005. – 80 с.
- Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Подготовительная группа./авт.-сост. Н. В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко. – Волгоград: Учитель, 2014, 165 с.
- www.brodilki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...