В Корлевстве Математики
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Костоправова Светлана Геннадьевна

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада в соответствии с ВГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Карта Математического Королевства – с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур и набор вставок соответствующих форм и размеров


Приложение 3

Карта Математического Королевства – оборотная сторона


Приложение 6.

Схемы для конструирования «Деревья, кусты»






Предварительный просмотр:

НА ПОМОЩЬ КОРОЛЕВЕ МАТЕМАТИКИ

Непосредственно образовательная деятельность

воспитателя с детьми

по формированию элементарных математических представлений

на основе интегрированного подхода

в старшей группе детского сада (5 – 6 лет)

Цель:

закреплять знание числового ряда в пределах 6, познакомить с числом 7, формировать обобщенное представление о геометрических фигурах четырёхугольной формы, формировать умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»:
  • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата, прямоугольника, ромба;
  • Закреплять умение детей составлять целое из частей;
  • Развивать умение составлять группу однородных предметов разного цвета;
  • Показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7;
  • Продолжать развивать умение сравнивать до 7 предметов по высоте, раскладывать их в возрастающем порядке;
  • Закрепить понятия «дерево», «куст», учить детей составлять изображение из геометрических фигур по заданной схеме;
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве, упражнять в счете и отсчете шагов в пределах 7 на слух
  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
  • воспитывать желание оказывать кому-либо помощь;
  • развивать любознательность;
  • учить детей работать в группе, взаимодействовать друг с другом
  1. Образовательная область «Речевое развитие»:
  • закреплять в речи детей слова «вперед», «назад», «влево», «вправо»;
  • продолжать учить детей отвечать на вопрос;
  • закреплять в речи детей названия основных цветов и геометрических фигур, познакомить с названиями дней недели
  1. Образовательная область «Физическое развитие»
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Предупреждать утомление;
  • Укреплять глазные мышцы
  1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
  • Учить изображать в рисунке знакомые предметы (корабль), выделяя его основные части;
  • Закреплять навыки аккуратного рисования и закрашивания изображения.

Предварительная работа:

  • знакомство с цветами радуги;
  • знакомство с нотами и нотным станом;
  • дидактические игры на развитие умений составлять целое из частей;
  • обучение детей составлению изображений по схемам;
  • игры с лабиринтами;
  • знакомство с видами транспорта.

Оборудование и материалы:

  • ноутбук, проектор, экран, диск с видеозаписью обращений Королевы Математики;
  • магнитофон, диск с записью песен В.Шаинского на слова Ю.Энтина из мультфильма «Катерок» и М.Минкова на слова С.Козлова и О.Анофриева из мультфильма «В порту»;
  • лазерная указка – фонарик;
  • коврограф с набором геометрических фигур (прямоугольников и треугольников) на липучках;
  • магнитная доска с изображением нотного стана и скрипичного ключа;
  • коробка – посылка;
  • карта Математического Королевства из фольгированного вспененного полиэтилена (утеплителя) с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур и набор вставок соответствующих форм и размеров;
  • картонные дуги и овалы красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов (дуг – по 2 штуки каждого цвета, овалов – по 1);
  • картонные карточки с цифрами от 1до 5, на обороте которых написаны задания;
  • схемы для выкладывания деревьев и кустов из геометрических фигур;
  • наборы геометрических фигур для выкладывания изображений деревьев и кустов – овалы, круги, прямоугольники, треугольники, ромбы, - различных цветов;
  • листы с лабиринтами;
  • схема движения глаз при офтальмотренировке;
  • листы для рисования;
  • цветные карандаши.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ

Вводный этап, продолжительность – 3 мин.

Цель: создать положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность

Цель: уметь эмоционально откликаться на что-то необычное, внимательно слушать обращенную к детям речь

Дети с воспитателем заходят в группу и видят экран, на который через проектор выведено изображение Королевы Математики, под экраном стоит коробка - посылка

- Ребята, интересно, что это? Мне кажется, что это видеописьмо. Давайте посмотрим.

Встают перед экраном

Демонстрируется видео с обращением Королевы Математики.(приложение 1)

- Ну что, ребята, поможем Королеве?

Да!

Основной этап, продолжительность – 20 мин.

Цель: Дать представление о четырехугольнике;

познакомить с числом 7;

Закреплять умение ориентироваться в пространстве;

Учить изображать в рисунке знакомые предметы (корабль)

Цель: помочь Королеве Математики и жителям Математического Королевства; получить новые знания в математике (число 7,четырехугольник); показать свои математические знания и проявить свои математические и коммуникационные способности.

Разворачивает посылку, достает карту.

- Ой, а карта-то рассыпалась на кусочки. Наверное, это тоже проделки Неуча. давайте попробуем ее собрать.

Дети собирают фигуры из частей и вставляют их в отверстия.(схема коврика - приложение 2)

- Ребята, а какие фигуры у вас получились?

- Квадрат, прямоугольник, ромб

- А давайте посмотрим внимательно, чем похожи все эти фигуры?

- У них 4 стороны и 4 угла.

- Давайте подумаем, как можно назвать все эти фигуры одним словом.

- Четырехугольники.

- Правильно, а какой формы наша карта?

- Четырехугольная.

- Совершенно верно. Четырехугольник – это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла.

Воспитатель переворачивает карту. На обороте изображены цифры и дорожка – «маршрут».( приложение 3)

- Как вы думаете, что это за цифры и линии?

Ответы детей

- Ой, а тут в посылке записка: «Дорогие ребята, это – карта Математического Королевства, цифры обозначают номера заданий, которые вам следует выполнить, что бы исправить проделки Неуча, а линии – ваш маршрут.» Давайте подумаем, откуда нам следует начать наше путешествие по Королевству Математики?

- С цифры 1.

- Я с вами согласна. Давайте встанем и поищем глазами цифру 1. А поможет нам волшебный огонек.

Водит лазерной указкой по стене, полу, потолку, постепенно подводя взгляды детей к карточке с цифрой 1.

Следят глазами за лазерной указкой (гимнастика для глаз). (Схема движения глаз при офтальмотренировке – приложение 4) Находят цифру 1.

Подходит к карточке с цифрой 1, переворачивает ее и читает задание: «ребята, соберите, пожалуйста, все, что разбросал вредный Неуч».

Подходят к разложенным на полу разноцветным дугам и овалам (элементы радуги и нотки). Собирают их.

- Ребята, а на что похожи эти разноцветные дуги?

- На радугу.

- Давайте соберем радугу и посчитаем, сколько у нее цветов.

Дети выкладывают на столе радугу и считают цвета (их шесть).

- Ребята, а какого цвета не хватает у этой радуги?

- Фиолетового.

Добавляет фиолетовую полоску.

- Давайте теперь посчитаем, сколько стало цветов у радуги?

Считают вместе с воспитателем:

- Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь!

- Молодцы, а теперь давайте посмотрим, на что похожи эти цветные овалы.

Располагает «нотки» на нотной линейке со скрипичным ключом на магнитной доске.

- На ноты.

- Верно, давайте их посчитаем.

- Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть!

- А чего больше, цветов радуги или ноток?

- Цветов радуги.

- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

- Добавить нотку.

Предлагает одному из детей добавить нотку – овал.

- Сколько стало ноток?

- Семь.

Воспитатель читает стихотворение:

Цифра семь – особый случай:
Мелодична и певуча.
Это ноты к новой песне,
Семь чудес в ней интересных.
Семь в пословицах всегда
Очень яркая звезда.
Семь в неделе разных дней,
Семь на радуге лучей.
С этой цифрой мы друзья,
Потому что мы – СЕМЬЯ!

- А чего еще бывает по семь?

Ответы детей.

- Молодцы. А еще бывает семь дней недели. Давайте попробуем их вспомнить.

Называют дни недели вместе с воспитателем:

- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

- Что бы лучше запомнить дни недели, повторяйте за мной слова и движения:

В понедельник я купался,

А во вторник — рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Дети повторяют слова и движения за воспитателем:

Изображают плавание,
Изображают рисование,
Умываются,
Бег на месте,

Прыгают,

Кружатся на месте,

Хлопки в ладоши,

Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.

- Ну что ж, отлично. Но это еще не все. Здесь еще одно задание. «Дорогие ребята, злой Неуч не только намусорил в моем Королевстве, но еще и сломал все дома. Помогите их отремонтировать, но помните, что домов должно быть 7.

В нашем Королевстве много домов:

В одноэтажном живет семейство слонов,

В двухэтажном – семейство зайчат,

В трехэтажном – рыжих бельчат,

В четырехэтажном – с птенцами синица,

В пятиэтажном – сова, очень умная птица,

В шестиэтажном живут медведь и куница,

А в доме с семью этажами проживает тигрица.

Дети выкладывают дома на коврографе из цветных прямоугольников (этажи) и треугольников (крыши).( пример выкладывания – приложение 5)

- Отлично, с этим задание мы справились. Ну что, двигаемся дальше?

- Да.

- Какую цифру мы теперь будем искать?

- Цифру 2.

Водит лазерной указкой.

Находят цифру 2.

Читает задание на обороте карточки с цифрой: «Злой Неуч сломал деревья и кусты. Вот так они выглядели раньше», - показывает схемы, -«Помогите их восстановить.»

Каждому ребенку выдается схема конструирования дерева или куста в зависимости от уровня развития ребенка (трехуровневые задания).

Из разложенных геометрических фигур дети выбирают нужные и по схеме выкладывают изображения деревьев и кустов.(схемы конструирования деревьев и кустов – приложение 6)

- Ребята, какие фигуры вы использовали?

- Прямоугольник, треугольник, ромб, овал.

- Все верно, молодцы. Идем дальше. Следующее наше задание под цифрой…

- 3.

Ищут цифру 3 самостоятельно, без лазерной указки.

Переворачивает карточку с цифрой 3. читает задание: «Ребята, Неуч искривил и спутал все дорожки в нашем Королевстве. помогите жителям найти дорожки к своим домам.»

Раздает детям листки с лабиринтами (3 уровня сложности) и карандаши.

Дети «проходят» лабиринты (приложение 7), чертя путь к домику карандашом.

- Ну вот, как хорошо, теперь все жители Королевства смогут попасть к себе домой. Куда пойдем дальше?

- К цифре 4.

Самостоятельно ищут цифру 4.

Переворачивает карточку с цифрой 4. читает задание: «Ребята, вы просто молодцы. Но чтобы пройти дальше, вам придется вспомнить, что такое слева и справа, вперед и назад. Готовы? Итак, встаньте у двери, пройдите пять шагов вперед, семь шагов вправо, два шага назад и повернитесь кругом. Затем сделайте один шаг влево и четыре шага вперед. Стоп. Вот вы и пришли».

Вместе с воспитателем отсчитывают нужное количество шагов в заданном направлении. Останавливаются около проектора, но не находят никакой цифры, никакого задания.

- Ничего не понимаю, где же цифра 5. Ведь на карте она есть и мы все сделали правильно. Может, мы что-нибудь забыли? давайте еще раз посмотрим обращение Королевы Математики.

Открывает ноутбук и видит файл с цифрой 5.

- Ой, ребята, посмотрите, вот и цифра 5.

Запускает файл. На экран выводится обращение Королевы Математики, часть 2 (приложение 8).

Дети слушают Королеву, отгадывают загадку:

- Корабль.

- Предлагаю вам нарисовать такой кораблик, на котором вы бы хотели вернуться домой.

Звучит запись песен В.Шаинского на слова Ю.Энтина из мультфильма «Катерок» и М.Минкова на слова С.Козлова и О.Анофриева из мультфильма «В порту»

Дети рассаживаются за столы и рисуют кораблики.

Вывешивает рисунки на видное место, предлагает детям полюбоваться рисунками друг друга.

Заключительный этап, продолжительность 2 мин.

Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, а также повышению эмоционального настроения воспитанников; способствовать самооценке детской деятельности и закреплению полученных знаний и умений.

Цель: получить положительную оценку своей деятельности, закрепить полученные знания и умения.

- Ну что ж, ребята, На этих замечательных корабликах мы возвращаемся в наш детский сад.

Давайте встанем парами, сделаем руками кораблики, и поплывем обратно в наш детский сад.

Дети встают парами, расставляют руки в стороны и соединяют их «корабликами», покачиваются, по показу воспитателя.

- Скажите, пожалуйста, а вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

- Мне тоже очень понравилось.

А где мы с вами были?

А зачем мы отправились в королевство Математики?

Как и чем мы помогли Королеве и жителям королевства?

- Я обратила внимание на то, что… (далее воспитатель отмечает успехи детей в различных видах деятельности. Обязательно похвалить всех детей).

А что вам запомнилось больше всего?

Где еще вы бы хотели побывать?

Ответы детей.

Информационные ресурсы

Содержание конспекта непосредственной  образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей  группы детского сада на основе интегрированного подхода по теме «На помощь Королеве Математики»» является авторской разработкой воспитателя МБДОУ «Детский сад № 75» Костоправовой С.Г.

  1. К. В. Шевелев. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5 -7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2005. – 80 с.
  2. Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Подготовительная группа./авт.-сост. Н. В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко. – Волгоград: Учитель, 2014, 165 с.
  3. www.brodilki.ru


Предварительный просмотр:

Приложение 4. 

Схема движения глаз при офтальмотренировке.

 

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...