Знакомимся с цифрами
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Мануилова Елена Николаевна

Программное содержание:

   Обучающие задачи:

- Закреплять умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр,  выделять в задаче условия, вопрос, ответ.

-Закреплять умение применять  анализ и синтез, конструктивное мышление: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.

-Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 20.

-Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

-Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

-Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

-Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

- Закрепить знания о водных пространствах нашей планеты.

-Закрепить знания о водном транспорте.

Развивающие задачи:

-Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Словарная работа: путешествия, Числоград, мель, стражник, сокровище.

Методические приёмы:

-Успокаивающие упражнения перед занятием.

-Игровой (использование сюрпризных моментов).

-Наглядный (использование иллюстрации).

- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

- Поощрение, анализ образовательной деятельности.

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, магнитофонная запись (шум моря).

Демонстрационный материал: цветок, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра, глобус.

Окружающая обстановка: «острова» с заданиями.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.

Индивидуальная работа с детьми на непосредственной образовательной деятельности: помогать детям не справляющих с заданиями.

 

Начало образовательной деятельности:

Воспитатель: (показывая глобус) что это? (ответ). Это макет нашей планеты. Ребята сегодня, я хочу вам предложить путешествие в  страну «Математики». А  путь будет проходить   по морю. А какие вы знаете  моря? А какие еще водные пространства изображены на глобусе? Каким цветом? По какому морю, вы бы хотели путешествовать? (ответы) давайте найдём его. Мы поплывём к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Вы согласны?

Воспитатель:  Для начала мы проведем разминку, что бы проверить, готовы вы для дальнего путешествия: Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плаванье? (ответы) А почем вы выбрали именно этот вид транспорта? Для того, что бы построить корабль необходимо вспомнить какие бывают геометрические фигуры. На столе разложены геометрические фигуры, необходимо их разложить на многоугольники и круги с овалами. Из разноцветных многоугольников строим радугу.

Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из коробочки. Постройте из них корабль, и мы отправимся в путешествие. Приступайте к строительству.

Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Какие вы использовали игуры? Молодцы, вы оказались умелыми строителями. И так отправляемся, приготовьте пульты управления. Начнём отсчёт (от 1 до10). Вот мы и в море.

Воспитатель: Что бы дорога показалась быстрей, ответьте мне на вопрос  какое сейчас время года? (ответы детей)

Ребенок:

В году четыре времени,

И все они дружны.

Эти четыре времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается
Всё снегом покрывается,
Весною продолжается
Листочки появляются.
Летом солнце греет
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет,
Ветер сорвёт её
И по полям развеет.
А после осени опять 
Зима год будет продолжать. 

Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их.

Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову, на нём растут необыкновенные цветы, на которых – задания. Что бы нам достигнуть цели необходимо выполнить все задания.

1.Пять лисят песок копают.
Три на солнце загорают
Два купаются в золе
Сколько всех, скажите мне. (10)
 
2.Пять индюков купили сапоги
   Сосчитать их помоги. (10)
 
3. На дереве сидят 4 птицы:
    2 воробья, остальные вороны.
    Сколько ворон? (2)
 
4.Назовите соседей чисел 5, 7, 9 и поставьте знаки между ними: 4 * 5 * 6;
 6 * 7 * 8;  8 * 9 * 10. Читается 5 больше 4, но меньше 6. 

Воспитатель: Очень хорошо! Так мы быстро доберёмся до острова. Следующее задание:

5.Решение примеров со звёздочкой: 7*3=10; 5*3=8; 4*5=9; 2*5=7.

Воспитатель: Внимание ! Внимание! Наш корабль сел  мель чтобы спастись от неё нам нужна минутка не простая, а спортивная минутка.

Физкультминутка.

По утрам всех солнышко поднимает нас

Поднимаем руки мы по команде раз.

А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон,            
И два – наклон
Зашумел листвою клён (Наклоняемся вперёд, руки в стороны)
Ветер дует, задувает
Нашу мельницу вращает. (Вдох через нос, руки через стороны вверх. Руки опускаем – выдох).

Воспитатель:  Наш корабль плывёт дальше. Проплывает огромный город Числоград. Следующее задание – помочь жителям города Числограда. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами.

Воспитатель: Вот мы и подплываем к острову. Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание . Рисование по клеткам под диктовку воспитателя: 2 – вверх 3 – вверх 6 – вверх 2 – вправо 1– влево 2 – влево 1 – вверх 4 - вниз 2 – вправо 1 – влево 1 – вверх 3 – вверх 1 – вправо 4 – влево 4 – вниз 3 – вниз 6 – вправо 1 – влево 2 – вверх 3 - вверх 1 – вправо 1 – влево 8 – вниз 3 – вниз 1 – влево 1 – влево. (на схеме получился образ собаки) .  Воспитатель: Кто же охраняет этот остров? (ответы детей).

Воспитатель: С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, но где же искать клад? Для этого надо разгадать ребус:

Воспитатель: Где искать клад мы знаем, но дверь заперта, и мы не можем туда попасть. Поэтому,   необходимо решить задачи на сложение и вычитание.

1 задача: Три поросёнка гуляли на лужайке. Но наступила осень, и пора настала строить свои домики. Наф-наф ушёл строить свой дом, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось на лужайке? (Записываем эту задачу 3 – 1 = 2 с помощью цифр и знаков).

2 задача: Под ёлочкой росло 4 гриба. Прошёл дождь и выросло ещё 2. Сколько всего грибов стало расти под ёлкой?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. И ещё один вопрос: Я загадала число, если к этому числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я загадала? (9).

Воспитатель: Открываем сундук, а там учебник математики. Дети! Это самая важная книга. По ней вы научитесь решать задачи, примеры. Это будет ваш учебник в школе. Вот мы и нашли клад, с помощью сложных заданий. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Возьмите пульт управления в руки и дадим обратный отсчёт от 10 до 0. Закройте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад.

    Вот и закончилось наше путешествие. Кто считает, что он занимался хорошо? Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище. 

Итог занятия:

1.     Закрепили умение различать понятия: выше – ниже; шире – уже; длиннее – короче; толще – тоньше; старше – младше.

2.     Закрепили знания геометрических фигур и научились составлять из них более сложные.

3.     Закрепили прямой и обратный счёт от 1 – 10.

4.     Закрепили знание времён года, месяцев года.

5.     Закрепили знание о составе числа 10 их двух меньших.

6.     Закрепили умение ориентироваться на листе бумаги.

Закрепили умение решать примеры с неизвестными

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: 

   Обучающие задачи: 

- Закреплять умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр,  выделять в задаче условия, вопрос, ответ.

-Закреплять умение применять  анализ и синтез, конструктивное мышление: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.

-Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 20.

-Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

-Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

-Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

-Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

- Закрепить знания о водных пространствах нашей планеты.

-Закрепить знания о водном транспорте.

Развивающие задачи: 

-Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: 

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Словарная работа: путешествия, Числоград, мель, стражник, сокровище.

Методические приёмы: 

-Успокаивающие упражнения перед занятием.

-Игровой (использование сюрпризных моментов).

-Наглядный (использование иллюстрации).

- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

- Поощрение, анализ образовательной деятельности.

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, магнитофонная запись (шум моря).

Демонстрационный материал: цветок, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра, глобус.

Окружающая обстановка: «острова» с заданиями.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.

Индивидуальная работа с детьми на непосредственной образовательной деятельности: помогать детям не справляющих с заданиями.

Начало образовательной деятельности:

Воспитатель: (показывая глобус) что это? (ответ). Это макет нашей планеты. Ребята сегодня, я хочу вам предложить путешествие в  страну «Математики». А  путь будет проходить   по морю. А какие вы знаете  моря? А какие еще водные пространства изображены на глобусе? Каким цветом? По какому морю, вы бы хотели путешествовать? (ответы) давайте найдём его. Мы поплывём к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Вы согласны?

Воспитатель:  Для начала мы проведем разминку, что бы проверить, готовы вы для дальнего путешествия: Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плаванье? (ответы) А почем вы выбрали именно этот вид транспорта? Для того, что бы построить корабль необходимо вспомнить какие бывают геометрические фигуры. На столе разложены геометрические фигуры, необходимо их разложить на многоугольники и круги с овалами. Из разноцветных многоугольников строим радугу.

Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из коробочки. Постройте из них корабль, и мы отправимся в путешествие. Приступайте к строительству.

Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Какие вы использовали игуры? Молодцы, вы оказались умелыми строителями. И так отправляемся, приготовьте пульты управления. Начнём отсчёт (от 1 до10). Вот мы и в море.

Воспитатель: Что бы дорога показалась быстрей, ответьте мне на вопрос  какое сейчас время года? (ответы детей)

Ребенок:

В году четыре времени,

И все они дружны.

Эти четыре времени

Ребята знать должны!

Зимой год начинается

Всё снегом покрывается,

Весною продолжается

Листочки появляются.

Летом солнце греет

И листья зеленеют.

Осенью листва желтеет,

Ветер сорвёт её

И по полям развеет.

А после осени опять

Зима год будет продолжать.

Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их.

Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову, на нём растут необыкновенные цветы, на которых – задания. Что бы нам достигнуть цели необходимо выполнить все задания.

1.Пять лисят песок копают.

Три на солнце загорают

Два купаются в золе

Сколько всех, скажите мне. (10)

2.Пять индюков купили сапоги

   Сосчитать их помоги. (10)

3. На дереве сидят 4 птицы:

    2 воробья, остальные вороны.

    Сколько ворон? (2)

4.Назовите соседей чисел 5, 7, 9 и поставьте знаки между ними: 4 * 5 * 6;

 6 * 7 * 8;  8 * 9 * 10. Читается 5 больше 4, но меньше 6.

Воспитатель: Очень хорошо! Так мы быстро доберёмся до острова. Следующее задание:

5.Решение примеров со звёздочкой: 7*3=10; 5*3=8; 4*5=9; 2*5=7.

Воспитатель: Внимание ! Внимание! Наш корабль сел  мель чтобы спастись от неё нам нужна минутка не простая, а спортивная минутка.

Физкультминутка.

По утрам всех солнышко поднимает нас

Поднимаем руки мы по команде раз.

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде два.

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон,        

И два – наклон

Зашумел листвою клён (Наклоняемся вперёд, руки в стороны)

Ветер дует, задувает

Нашу мельницу вращает. (Вдох через нос, руки через стороны вверх. Руки опускаем – выдох).

Воспитатель:  Наш корабль плывёт дальше. Проплывает огромный город Числоград. Следующее задание – помочь жителям города Числограда. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами.

Воспитатель: Вот мы и подплываем к острову. Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание . Рисование по клеткам под диктовку воспитателя: 2 – вверх 3 – вверх 6 – вверх 2 – вправо 1– влево 2 – влево 1 – вверх 4 - вниз 2 – вправо 1 – влево 1 – вверх 3 – вверх 1 – вправо 4 – влево 4 – вниз 3 – вниз 6 – вправо 1 – влево 2 – вверх 3 - вверх 1 – вправо 1 – влево 8 – вниз 3 – вниз 1 – влево 1 – влево. (на схеме получился образ собаки) .  Воспитатель: Кто же охраняет этот остров? (ответы детей).

Воспитатель: С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, но где же искать клад? Для этого надо разгадать ребус:

Воспитатель: Где искать клад мы знаем, но дверь заперта, и мы не можем туда попасть. Поэтому,   необходимо решить задачи на сложение и вычитание.

1 задача: Три поросёнка гуляли на лужайке. Но наступила осень, и пора настала строить свои домики. Наф-наф ушёл строить свой дом, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось на лужайке? (Записываем эту задачу 3 – 1 = 2 с помощью цифр и знаков).

2 задача: Под ёлочкой росло 4 гриба. Прошёл дождь и выросло ещё 2. Сколько всего грибов стало расти под ёлкой?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. И ещё один вопрос: Я загадала число, если к этому числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я загадала? (9).

Воспитатель: Открываем сундук, а там учебник математики. Дети! Это самая важная книга. По ней вы научитесь решать задачи, примеры. Это будет ваш учебник в школе. Вот мы и нашли клад, с помощью сложных заданий. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Возьмите пульт управления в руки и дадим обратный отсчёт от 10 до 0. Закройте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад.

    Вот и закончилось наше путешествие. Кто считает, что он занимался хорошо? Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.

Итог занятия: 

  1. Закрепили умение различать понятия: выше – ниже; шире – уже; длиннее – короче; толще – тоньше; старше – младше.
  2. Закрепили знания геометрических фигур и научились составлять из них более сложные.
  3. Закрепили прямой и обратный счёт от 1 – 10.
  4. Закрепили знание времён года, месяцев года.
  5. Закрепили знание о составе числа 10 их двух меньших.
  6. Закрепили умение ориентироваться на листе бумаги.
  7. Закрепили умение решать примеры с неизвестными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно-методическая разработка по теме "Знакомимся с цифрами"

ГБДОУ № 9 компенсирующего вида Василеостровского р-на      Электронно-методическая разработка на тему: « Знакомимся с цифрами»....

НОД по ФЭМП "Знакомимся с цифрой 1"

В материале представлен план-конспект НОД по ФЭМП для второй младшей группы...

Рекомендации для родителей и воспитателей "Знакомим с цифрами"

4—5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Час...

"Знакомимся числом и цифрой"

Познакомить детей наглядно с цифрой и числом "1"  "2"...

Конспект занятия «Смешарик Би-би знакомит с цифрой 5»

Конспекты занятий по ФЭМП (средняя группа) в период самоизоляции в помощь родителям.Тема: Смешарик Би-би знакомит с цифрой 5. Слева, в центре, справа, снизу, сверху.Цель: познакомить детей с цифр...

Конспект НОД. По теме: Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9

Конспект НОД                        Подготовил воспитатель: Омеленюк Т.В. Тема: Продо...

Знакомимся с цифрами

Знакомимся с цифрами...