Программа дополнительной образовательной услуги по ФЭМП «Логика» для детей 4 – 5 лет.
рабочая программа по математике (средняя группа)

Охотникова Алсу Зуфаровна

Программа дополнительной образовательной услуги по ФЭМП «Логика» для детей 4 – 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_logika_v_sredney_gruppe.docx61.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Программа

дополнительной образовательной услуги по ФЭМП

«Логика» для детей 4 – 5 лет.

                                                                                                                    Составила:

                                                                                                                    Воспитатель I квалификационной категории

                                                                                                                    ОхотниковаАлсуЗуфаровна

г. Нижнекамск

2020-2021 уч. г.

Оглавление

 

1. Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

            2.1.Организационно-методическое обеспечение программы.

            2.2.Методы, используемые в обучении дошкольников.

            2.3.Ожидаемые результаты.

3. Содержание программы.

            3.1. Календарно-тематическое планирование.

            3.2. Мониторинг освоения детьми программного материала.

4. Список литературы.

 

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста «Логика»

Целевая группа

Группа воспитанников среднего дошкольного возраста в количестве 15 человек

Автор программы

Воспитатель – Охотникова Алсу Зуфаровна

Цель программы

Цель программы — овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.

Задачи программы

Задачи программы:

1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

2. Развивать элементарные математические представления детей через обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний детей, приобретенных ими на предыдущих этапах.

3. Углублять представления детей о свойствах и отношениях объектов (в основном, через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур).

4. Развивать у детей умения и способности:

— Оперировать свойствами, отношениями предметов, выявлять простейшие изменения и зависимости по их    форме, размеру.

— Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.

— Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.

— Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

5. Развивать познавательные и творческие способности детей через вовлечение их в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность.

6. Развивать умственные способности детей, смекалку и сообразительность, самостоятельность и гибкость мышления,    мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, пространственного воображения.

7. Учить детей использовать знания и навыки математического содержания в разных видах детской деятельности, проявлять волевые усилия, приучаться действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца.

8. Воспитывать привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.

9. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопомощь в выполнении заданий.

Ожидаемые результаты

В результате кружковой деятельности дети будут уметь:

1. Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2. Сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3. Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

4. Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

5. Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6. Называть главную функцию (назначение) предметов;

7. Расставлять события в правильной последовательности;

8. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

9. Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

10. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

11. Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

12. Проводить аналогию между разными предметами;

13. Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

14. Проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Срок реализации программы

Октябрь 2020-Май 2021

 

Пояснительная записка

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенок достигнет стадии формально — логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил, что может привести к  угасанию интереса к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».

Логические приемы — сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие — применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика)

Занятия  создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место на занятиях занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цель программы —  овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.

Задачи программы:

1.Воспитывать у детей устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

2.Развивать элементарные математические представления детей через обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний детей, приобретенных ими на предыдущих этапах.

3.Углублять представления детей о свойствах и отношениях объектов (в основном, через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур).

4.Развивать у детей умения и способности:

— Оперировать свойствами, отношениями предметов, числами, выявлять простейшие изменения и зависимости по их    форме, размеру.

— Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.

— Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.

—  Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

5.Развивать познавательные и творческие способности детей через вовлечение их в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность.

6.Развивать умственные способности детей, смекалку и сообразительность, самостоятельность и гибкость мышления,    мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, пространственного воображения.

7.Учить детей использовать знания и навыки математического содержания в разных видах детской деятельности, проявлять волевые усилия, приучаться действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца.

8.Воспитывать привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.

9.Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопомощь в выполнении заданий.

Программа построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

  1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
  2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
  3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
  4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
  5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 

Организационно-методическое обеспечение программы.

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Логика» разрабатывалась для детей среднего до школьного возраста.

Временной период

Кол-во занятий

Длительность занятия – 20 минут

В неделю

1

В месяц

4

В год

32

 

Главными методами обучения дошкольников являются:

1.практические (игровые);

2.исследования;

3.экспериментирование;

4.моделирование;

5.воссоздание;

6.преобразование;

7.конструирование.

 

Ожидаемы результаты:

В результате проведения занятий дети будут уметь:

1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2.сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

4.разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

5.сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6.называть главную функцию (назначение) предметов;

7.расставлять события в правильной последовательности;

8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

9.применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

12.проводить аналогию между разными предметами;

13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

14.проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Календарно-тематическое планирование

Цель

Содержание

Октябрь

1

1.Продолжать развивать умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять предметы в группу,   в употреблении слов: много, один, по одному, ни одного; умение видеть признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части ее предметов.

2.Упражнять в различении круга, квадрата, треугольника;

сравнении их свойств.

3.Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник;

узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете; находить предметы с заданными свойствами.

4.Развивать умение анализировать, находить признаки сходства и различия.

5. Закреплять умение сравнивать группы предметов между собой, уравнивать их двумя способами.

1.Игра «Фигуры».

В корзине лежат фигуры по количеству детей (круги, квадраты, треугольники). Педагог спрашивает: «Сколько всего фигур в корзине?» Предлагает взять детям понравившуюся фигуру и назвать ее.  Далее спрашивает: «Сколько фигур у каждого ребенка? Сколько фигур осталось в корзине». После этого предлагает поиграть в игру, объясняет правила игры: На полу раскладываются три обруча, в каждый из которых кладется картинка с фигурой. Каждый обруч – это домик определенных видов фигур. По команде дети под музыку гуляют по группе,  держа каждый свою фигуру, после слов «Фигуры по домам», дети занимают место в обруче в соответствии со своей фигурой. Педагог совместно с детьми проверяют, правильно ли все заняли свои места. Игра повторяется несколько раз. Во время игры меняются картинки с фигурами в обручах.

2.Работа с раздаточным материалом.

Дети выбирают все треугольники и раскладывают на верхней полоске, затем все квадраты на  нижней полоске, сравнивают их количество, располагая фигуры парами, называют каких фигур больше и меньше, совместно с педагогом уравнивают группы двумя способами (добавляя или убирая одну фигуру)

3.Игра «Геометрическое лото».

Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры, разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением  геом. фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляют фигуры. Ребенок, у которого есть на карточке данная фигура, берет ее, обводит пальцем (отмечает форму, особенности)  и накладывает на такую же фигуру. Дети рассказывают в каком порядке расположены фигуры.  

2

1.Расширять умение детей в нахождении совокупностей предметов (много) и единичных предметов (один) в окружающей обстановке.

2.Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом  приложения, в обозначении результатов сравнения словами:

больше, меньше, столько, сколько, поровну.

3.Продолжать развивать умение находить и на ощупь определять геом. фигуру, ее форму; использовать в речи прилагательные:

круглой, квадратной, треугольной формы.

1. Игра «Найди предметы».

Задание: найти, каких предметов в комнате много и каких встречаются только по одному. Вопросы: « Посмотрите, много ли у нас столов? А стульев? Сколько у нас окон? А шкафов?»

2.Работа с раздаточным материалом.

«Какие фигуры перед вами? Как узнать, каких фигур больше: квадратов или треугольников?» Задание детям: положить на верхнюю полоску карточки квадраты, а на нижнюю – треугольники, одни под другими так, чтобы было видно, каких фигур больше (меньше). Вопрос: «Больше (меньше) квадратов или треугольников? Как сделать, чтобы их стало поровну? Сколько стало треугольников?»

3.Игра «Угадай, что в мешочке».

Дети рассматривают геом. фигуры. Затем фигуры прячутся в мешочек, дети на ощупь определяют форму фигуры, называют ее.

3

Учить детей закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать воображение, творческие способности.

«Дерево». Моделирование из веточек и пластилина.

4

1.Продолжать развивать умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, пользоваться словами: длиннее, короче, шире, уже, одинаковые по …

2. Развивать умение сравнивать пять предметов по ширине и длине, раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

3.Совершенствовать умение детей брать предметы правой рукой и раскладывать в направлении слева направо.

4.Развивать внимание, память детей.

1. «Сравнение предметов по длине, ширине».

Педагог предлагает сравнить 2 полоски (разной длины, но одинаковой ширины) по длине (ширине). Дети сначала на глаз (левая длиннее, правая короче, одинаковые по ширине), затем приемом приложения сравнивают полоски.

Педагог обращает внимание детей на ленточки одинаковых и разных цветов. Дети сравнивают их (ленточки одинакового цвета приемом приложения, разных – приемом наложения) по ширине (длине).

2. «Разложи предметы в ряд». После закрепления понятий ширины и дляны, педагог предлагает поиграть в игру «разложи предметы в ряд». Дети рассматривают предложенные картинки с изображением предметов разных по длине и ширине и раскладывают их в возрастающем или убывающем порядке с лева на право.

3.Игра «Что изменилось?»

На столе в ряд стоят 6-7 предметов. Дети запоминают их и их расположение. Предметы меняют местами или изменяется их количество. Дети должны отметить изменения.

Ноябрь

5

1.Познакомить детей с прямоугольником.

2.Учить различать прямоугольник, квадрат и треугольник по характерным признакам.

3.Совершенствовать умение сравнивать, ранжировать по высоте, длине.

4.Показать способ соотнесения предметов.

5.Развивать умение анализировать предметы по признакам: форма – цвет, форма – размер, размер – цвет.

1. «Знакомство с прямоугольником».

Предлагается таблица, на которой квадрат и прямоугольник разного цвета. Дети узнают и называют квадрат. Педагог знакомит с прямоугольником, говорит: «Сегодня мы поучимся различать прямоугольник и квадрат». По очереди обводит пальцем фигуры, указывая направление движения («Провожу слева направо, поворачиваю палец и веду сверху вниз» и т.д.). Дети показывают движение в воздухе. Вопросы: Чем отличается прямоугольник от квадрата? Берет квадрат и прямоугольник, у которого 2 стороны равны стороне квадрата, а  2 другие – короче ее. Прямоугольник накладывает на квадрат. Затем педагог накладывает квадрат на второй прямоугольник. Вывод: прямоугольник удлинен, этим он и отличается от квадрата. Чем похожи квадрат и прямоугольник? Сравнение этих фигур и сопоставление с треугольником.

2.Игровое упражнение «Строимся на зарядку».

Предлагается построить заячью семью на зарядку по возрастанию и убыванию, а затем угостить зайцев морковками, разложив их по порядку. Установить соотношение между зайцами и морковками.

3.Игра «Найди лишнюю фигуру».

Детям раздаются карточки. Они обводят фигуры пальцем, выясняют, чем отличаются фигуры, похожи, какая фигура лишняя.

6

Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина.

«Дорожка из камешков». Мозаика на пластилиновой основе.

7

1.Познакомить детей с цилиндром.

2.Дать детям представление о некоторых свойствах объемных тел: шара, куба, цилиндра (устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов).

3.Продолжать учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем;

устанавливать размерные соотношения между 2-4 предметами по объему.

4.Уточнить представление о части суток – утро, связав ее название с деятельностью детей и  близких им взрослых.

5.Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.

1. «Знакомство с цилиндром и некоторыми свойствами объемных тел».

Воспитатель предлагает взять шар, дети обследуют его, катают по столу. Затем предлагает покатать куб. « Почему куб не катится? Обведите пальчиком куб, ощупайте его! Что есть у куба (углы, много углов)? Есть ли углы у шара? Покатайте шар между ладонями.» Знакомит детей с цилиндром. «Может ли цилиндр катиться? Стоять? Что лучше катится?» Из цилиндров дети строят башенку, из кубов лесенку, характеризуют размер фигур (в порядке их расположения). «На какие плоские фигуры похожи шар, куб, цилиндр?»

2. Беседа: «Утро».

Вопросы: Что вы делаете утром дома? В детском саду? Что делают утром другие люди?

Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения

С. Баруздина. Рассматривание картинки – «Утро», нахождение его признаков.

3. Игра « Найди свой автобус».

На 4 стульях прикреплены модели треугольника, круга, прямоугольника, квадрата. Детям раздаются билеты с такими же фигурками. По сигналу дети должны построиться за своим стульчиком.

8

1.Уточнить представление о части суток – вечер.

2.Развивать воображение, умение решать логические задачи на определение качественных признаков предметов.

3.Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве относительно себя (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади).

1.Беседа: «Вечер».

Чтение стихотворения А.Барто. Вопросы: Когда это бывает? Почему вы так думаете? Что вы делаете вечером в детском саду? А дома?

Рассматривание иллюстраций о деятельности людей вечером.

Рассматривание картинки «Вечер». Выделение его признаков.

2.Решение логических задач «Логические цепочки»

Дети отвечают на вопросы – задачи, находят недостающую фигуру в цепочке выявляя закономерность.

3. «Расположи игрушку правильно». Педагог предлагает взять из корзины понравившуюся игрушку и правильно расположить ее в пространстве относительно себя в соответствии с заданием.

Декабрь

9

1.Уточнить представление о части суток – день.

2.Продолжать развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть (цвет, форму, размер, толщину) одновременно 2 свойства (форма и цвет, форма и размер, размер и цвет…).

3.Продолжать упражнять в назывании геом. фигур, их свойств.

4.Развивать творческое мышление.

1.Беседа – день.

Детям предлагаются картинки: «Утро»,

«Вечер». Дети узнают части суток,

аргументируют свой ответ. Выставляется третья картинка – «День». Отметить характерные признаки дня, связать с деятельностью людей в данную часть суток. Найти общее на картинках «День».

2.Д./и. «Найди клад» (Блоки Дьенеша).

Перед детьми 16 блоков. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад (маленькую предметную картинку). Кладоискатели ищут его, по названным 2 различным свойствам блока. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Выигрывает тот, кто находит больше кладов.

3. Игра «Волшебные фигуры» (плоскостное моделирование из геометрических фигур).

Детям предлагается набор геометрических фигур.

Педагог показывает, как можно составить фигуры, предлагает самим придумать свою. Дети составляют различные силуэты из геом. фигур, называют использованные.

10

1.Уточнить представление о части суток – ночь. Закрепить знание всех частей суток и их последовательность.

2.Упражнять детей в счете однородных и разнородных предметов в пределах 3, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения.

3.Закрепить умение детей в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений (вперед, назад, налево, направо).

1.Беседа: «Ночь».

Чтение стихотворения

А. Блока. «Когда это бывает? Почему вы так решили? Что вы делаете ночью?»

Дети рассматривают картинку – «Ночь», выделяют основные признаки, находят общее и на других картинках с изображением деятельности людей. Выставляются все 4 картинки частей суток.

Д./и. «Лото – Части суток» – соотнесение сюжетных картинок с частями суток.

2.Ситуация «Число предметов не зависит от их размера и формы расположения».

Педагог расставляет на столе в один ряд слева 3 больших куба, а справа на некотором расстоянии – 3 маленьких. Вопросы: «Что это? Что можно сказать о размерах кубов?» Прикладывает маленький куб к большому. « Каких кубов больше? Как можно это узнать?» (На каждый большой куб поставить маленький.) Ребенок ставит кубы один на один. Внимание детей обращается на то, что кубов хватило, и нет лишних.

Далее педагог говорит о том, что кубы можно посчитать и предлагает детям научиться это делать. Дети совместно с педагогом считают кубы. Больших и маленьких кубов по 3. Педагог знакомит детей с числовой карточкой обозначающей число 3.

*На фланелеграфе  2 группы предметов (яблоки и груши). Яблоки расположены в ряд, а груши – в разброс. « Как расположены фрукты? Сейчас мы поучимся считать предметы расположенные по-разному и узнаем, поровну ли их». Дети вместе с воспитателем считают яблоки и груши. Выясняют, что их поровну, по 3, хотя они расположены по-разному. Для проверки равенства, ребенок накладывает, прикладывает фрукты. «Мы увидели, что 3 предмета можно расположить по-разному, все равно их будет поровну, по 3.»

3.Игра «Куда пойдешь и что найдешь?»

Педагог в отсутствии детей прячет игрушки. Задание: «Сегодня мы будем учится отыскивать спрятанные игрушки» Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь – мишку найдешь, назад пойдешь – матрешку найдешь». «На право пойдешь – машинку найдешь, на лево пойдешь – мячик найдешь». «Куда ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок выбирает направление. Найдя игрушку, он говорит — какую игрушку и где нашел.

11

Продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

«Красивый браслет». Моделирование из бусин.

12

1.Учить делить круг на 2 равные части путем складывания пополам. Познакомить с понятиями – часть, целое.

2.Упражнять детей в использовании в речи результатов деления (сложили пополам, получили 2 равные части, половина целого, одна из 2 частей).

3.Обобщить все части суток в одно понятие — «Сутки».

Помочь детям осознать, что отсчет последовательности частей суток можно начинать с любой из них.

4.Развивать умение различать контрастные и смежные части суток.

5.Совершенствовать умение детей в количественном счете, познакомить с правилом: Количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета).

1.В гости к детям приходит Медведица и просит о помощи. Проблемная ситуация «Накормить медвежат» (один пирог, а медвежат двое, как это сделать?).

Дети вместе с педагогом ищут пути решения проблемы, предлагают варианты. Вопросы: Что нужно сделать? Что получилось?

Педагог знакомит детей с понятиями – целое, часть.

Равны ли части? Как называют получившиеся кусочки целого пирога? Что больше (меньше): половина целого или целый пирог?

2.Беседа: «Сутки».

Перед детьми картинки 4 частей суток. Педагог предлагает назвать их и расположить в правильной последовательности. Д/и: «Когда это бывает?»

Д./и. «Назови соседей».

3.Пробл. ситуация:

«Как Медведица считала медвежат».

Медведица удивляется, почему у нее получилось одно и то же число, когда она считала медвежат слева направо, а затем справа налево? Вопрос:

Почему у Медведицы получилось одно и то же число?

Дети решают проблему и приходят к выводу: количество предметов не зависит от направления счета.

*Предлагается детям  выложить на столе яблоки одно под другим. Дети считают яблоки в разных направлениях и приходят к такому же выводу подводят итог.

Январь

13

1.Раскрыть значение порядковых числительных и дать навыки порядкового счета в пределах 4.

2.Показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное  значение имеет направление счета.

3.Совершенствовать знания о строении геометрических фигур, умение находить предметы окружающей обстановки, подобные геометрическим фигурам с 1-2 заданными свойствами.

4.Упражнять в сравнении карандашей по длине.

5.Развивать мелкую моторику руки, умение ориентироваться на листе, выполнять задание в соответствии с устными указаниями педагога.

1.Ситуация 2: «Который гномик будет вратарем?»

На фланелеграфе 4 гномика, 3-й в темном колпачке. Педагог предлагает громко сосчитать гномиков. «Что вы делали? Что узнали? Когда хотят узнать сколько предметов, их считают так, как считали вы, 1, 2, 3, 4.  Считая так находят ответ на вопрос — сколько? Сколько всего гномиков? Да, всего 4 гномика. Все гномики захотели участвовать в футбольном матче. Решили, что вратарем будет гномик в темном колпачке. Нам нужно узнать  на каком по счету месте находится гномик с темным колпачком.» Гномики спорят о занимаемом месте. В ходе решения проблемы дети приходят к выводу: Когда предметы стоят в ряд, номер предмета зависит от направления счета.

2.Игровая ситуация «Найди похожий предмет».

Педагог выставляет на мольберте разные геом. фигуры. Дети называют их, рассказывают об их строении, ищут  предметы похожей формы в окружающей обстановке (с 1-2 заданными свойствами).

3. Д./и. «Разноцветные карандаши».

На рабочих листах дети раскрашивают карандаши в соответствии с заданием от педагога. Сравнивают их по длине.

14

Закреплять приемы лепки, учить моделировать используя скорлупу грецкого ореха и пластилин. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

«Черепашка». Моделирование из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

15

1. Закрепить знание противоположных по смыслу слов, умение быстро отвечать на вопрос.

2.Продолжать совершенствовать умение выделять одновременно 2 свойства предметов, ориентироваться на плоскости (слева, справа, посередине).

3.Способствовать развитию комбинаторных способностей путем комбинирования цвета и формы; творческого воображения, пространственного мышления.

1.Игра «Вопрос – ответ, скажи на оборот».

Дети ловят мяч и отвечают на вопросы педагога.

2. Игра с 2 обручами.

Кролик угощает Винни-Пуха и Пятачка конфетами. На полу 2 обруча. В один обруч нужно положить все желтые конфеты для Винни-Пуха, в другой – все прямоугольные для Пятачка. Педагог уточняет, что конфеты, которые подходят обоим друзьям, нужно класть в отдельную коробку. В процессе выполнения задания условия меняются. (Блоки Дьенеша)

3. Игра «Продолжи узор по образцу».

У детей на столе полоски и наборы геометрических фигур. Педагог предлагает детям украсить шарфик для Кролика узором из геометрических фигур. Фигуры выкладываются в заданной последовательности. Дети продолжают выкладывать фигуры на полоску самостоятельно, после выполнения задания сравнивают результат с образцом.

16

1.Учить детей преобразовывать геометрические фигуры, группировать их по форме.

2.Упражнять:  в ранжировании по высоте, ширине, длине (5 предметов),

в использовании в речи слов: выше, ниже, толще, тоньше, тяжелее, легче, одинаковые.

3.Продолжать развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы; умение согласовывать свои действия и желания с мнениями других.

1.Игра «Составь фигуру».

Дети получают по набору геометрических фигур, группируют их по форме (треугольники, квадраты, прямоугольники). Затем внутри каждого вида фигур  составляют новые геом. фигуры (два треугольника образуют квадрат, два прямоугольника образуют квадрат, два квадрата образуют прямоугольник)

2.Игра «Разложи по порядку»

А) Предложить сравнить и выложить елочки по высоте (в возрастающей, а потом в убывающей последовательности)

Б) Сравнение и выкладывание ленточек  по ширине.

В) Сравнение и выкладывание дорожек по длине.

3.Игра «Сложи узор».

Дети делятся на подгруппы по 3-4 ребенка и составляют узор на квадрате по заданному образцу. Затем сами придумывают узоры по желанию.

Февраль

17

1.Учить составлять целое из частей.

2.Развивать умение опираясь на карточки-коды, выделять предметы одновременно с 3 свойствами (форма, цвет, размер).

3. Развивать у детей зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность.

1.Игра «Составь картинку».

Медвежонок  нашел мешок с конвертами. В конвертах – разрезанные на части картинки. Побеждает тот, кто соберет картинки первым.

2.Игра «Угадай какая фигура?»

На полу разложены карточки. Дети рассматривают их и определяют какие фигуры зашифрованы, находят нужную фигуру в коробке.

 3. Задание на рабочих листах «Найди два одинаковых предмета и раскрась их».

18

Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

«Снеговик». Аппликация из ваты.

19

1.Продолжать учить группировать фигуры по форме, обобщать их признаки.

2.Развивать умение сравнивать и обобщать геометрические фигуры (по толщине…) по качественным признакам.

3.Способствовать развитию логического мышления, комбинаторных способностей.

1. А) Игра «Найди лишнюю».

На таблице нарисовано по 5 фигур. Одна из них лишняя. Дети  находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму.

Б) «Счетные палочки». Из определенного количества счетных палочек дети строят геометрические фигуры.

2.Игровая ситуация: «Медвежонок предлагает поиграть».

Из набора блоков Дьенеша дети строят постройки. Затем сравнивают фигуры по толщине и т.д. Думают, как сделать одинаковые.

20

1.Дать представление о временных понятиях: вчера, сегодня, завтра.

2.Уточнить представление о частях суток, понятии – сутки.

3.Упражнять в группировке фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) по форме, размеру, цвету.

4.Совершенствовать умение устанавливать соответствие по величине.

1.Беседа:

« Вчера, сегодня, завтра».

Вопросы: из чего состоят сутки? Сколько их? Назовите их. Сутки могут начинаться с любой части суток”.

Д./и. «Назови соседей». «Как вы понимаете, сегодня – это когда? Это название суток, в которых мы живем. Как называются сутки, которые прошли? (Вчера) Которые скоро наступят? (Завтра) Что мы видели сегодня? Когда мы рисовали? (Вчера) Куда пойдем завтра?»

2. Игра «Танграм». Дети сначала рассматривают фигуры и группируют по форме. Затем составляют рисунок по образцу.

3. Игра  «Где, чей дом?»

У детей листы, на которых изображены контуры недостроенных домов: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: Устанавливают соответствие по величине.

Март

21

1.Учить моделировать по образцу.

2.Упражнять детей в определении пространственного расположения предметов относительно себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).  

3.Совершенствовать умение выкладывать силуэты, узоры из счетных палочек по образцу.

1. Моделирование по образцу «Танграм».

Злой колдун превратил всех зверей в фигуры. Лесной царь просит вернуть зверюшкам прежний вид. Составление силуэтов зверей по образцу.

2.Игра «Угадай, что, где находится».

Ребенок встает и рассказывает, что находится вокруг него. После этого предложить ребенку повернуться  направо или налево. Ребенок отмечает новое расположение предметов.

3.Игра с счетными палочками.

Дети берут по набору  палочек и карточки-таблицы (у всех разные). Выкладывают силуэты по образцу. После выполнения задания, совместно с педагогом, проходят и рассматривают получившиеся изображения.

22

1.Познакомить с образованием числа 5.

2.Учить вести счет и отсчет предметов в пределах 5 по образцу.

3.Совершенствовать умение и навыки плоскостного моделирования из счетных палочек.

4.Развивать внимание, творческое воображение.

1.Игра со счетными палочками.

Воспитатель предлагает отсчитать столько палочек, сколько кружков на карточке (4). Дети считают кружки сначала вслух, затем про себя, выкладывают перед собой четыре палочки. Педагог выставляет карточку с 5 кружками. «Сколько кружков на первой карточке? Сколько на второй? На какой карточке кружков больше? Меньше? На сколько больше (меньше) кружков? Сколько нужно добавить палочек, чтобы их стало столько же сколько и кружков на второй карточке? Одну» Дети добавляют одну палочку.

Считает вместе с детьми, интонацией выделяя новое число – 5. «Сколько было палочек? Сколько стало палочек? Сколько добавили  к числу 4, чтобы получилось число 5?».

2.Игры со счетными палочками.

Дети выкладывают изображение предметы по образцу.

3.Игра «Что мы видели не скажем, а что делали, покажем».

Взрослый вызывает ребенка, говорит на ушко кого нужно изобразит, ребенок изображает, другие дети отгадывают.

23

Учить видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги.

1. Найди одинаковые.

2. Что здесь лишнее?

3. Продолжи узор.

24

1.Учить сравнивать предметы одновременно по нескольким качественным признакам, выделяя их составлять загадки.

2.Упражнять детей в преобразовании фигур, умении составлять задачи на преобразование.

3. Развивать внимание детей.

1. Игровая ситуация «Придумай загадку».

В городе Неразгаданных Загадок живут птицы, животные, игрушки, которые потеряли загадки про себя. Дети придумывают их, ориентируясь на признаки предметов.

2.Игра «Придумай головоломку».

Дети самостоятельно придумывают и составляют фигуры, преобразовывают их.

3. Игра «Что изменилось?»

Дети запоминают 5-6 картинок, расположенных на столе. Воспитатель вносит изменения. Дети определяют, изменилось ли количество, расположение предметов.

Апрель

25

1. Продолжать развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину – и находить предметы с заданными свойствами.

2.Упражнять в подборе предметов по цвету, соблюдая их чередование.

3.Развивать память, внимание, зрительное восприятие детей.

1. «Дети в городе Геометрических фигур».

Дети определяют форму, цвет, величину каждой фигуры и обозначают эти свойства  с помощью знаков-символов. Затем педагог показывает знаки – дети находят фигуру.

2. Игра  «Кто быстрее соберет гирлянду». Каждый ребенок получает набор кружков-огоньков и карточки с началом гирлянды. Победит тот, у кого окажется самая длинная гирлянда.

3. «Найди 5 отличий». Детям предлагаются для рассматривания две одинаковые картинки, но имеющие пять отличий. Дети рассматривают, сравнивают, находят и называют отличия.

26

1.Продолжать учить считать и отсчитывать предметы в пределах 5 по образцу, по звуку, по числу.

2.Упражнять в воспроизведении определенного количества движений по числу.

3. Учить видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

1.Игровое упражнение «Подними картинку».

Детям предлагается сосчитать кружки на карточках и расположить их так: слева на столе положить карточку с 3 кружками, посередине – с 4, справа от них – с 5. На полу ставят несколько игрушек, дети считают их и поднимают карточку, на которой нарисовано столько же кружков.

2. Игровое упражнение: « Сосчитай звуки».

Педагог предлагает детям сосчитать звуки и показать их с помощью числовых карточек.

3. Игровое упражнение: «Сделай столько же движений». Педагог или ребенок называет число – дети столько раз поднимают руки или приседают.

4. Задание на рабочих листах «Найди пару. Продолжи ряд»

27

Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

«Ежик». Моделирование из семечек и пластилина.

28

1.Продолжать упражнять детей в умении обобщать 3-5 групп предметов по свойствам;

2.Закрепить умение сравнивать треугольники по размеру, составлять из них новые геометрические фигуры.

3. Учить находить предметы в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

1.Игра  «Кто где живет?»

На полу 3 обруча. Жители игрушки, отличающиеся по величине, цвету, форме. В каждый обруч кладется знак-символ, обозначающий характерный признак предметов. Дети распределяют игрушки по признакам. Вне обруча остаются лишние игрушки. Счет игрушек.

2. Игра  «Танграм».

Отобрать все треугольники и сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой. Из 2 больших треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник…

3. Игра «На какую фигуру похож предмет?» Дети называют предмет из окружающей обстановки и соотносят его форму с геометрической фигурой.

Май

29

1.Познакомить детей с фигурой овальной формы.

2.Продолжать учить детей обследовать фигуры, используя осязательно-двигательный прием обследования моделей.

3.Развивать умение словесно описывать фигуру.

1.Учить ориентироваться на листе бумаги. Активизировать словарь детей за счет использования слов и словосочетаний:  в середине, снизу, сверху, справа, слева, названия геометрических фигур.

5.Развивать внимание, аналитическое восприятие, умение составлять целое из частей, умение работать в парах.

1.«Знакомство с фигурами овальной формы».

На фланелеграфе геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Дети называют их. Ребенку предлагают показать круг.  «Чем он отличается от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его катить. (У него нет углов.) На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы. (Есть ли круги?) Знакомит с фигурами овальной формы, учит отличать их от кругов. Дети обводят круги и фигуры овальной формы.  «Чем круги и фигуры овальной формы похожи? (У них нет углов.) Чем отличаются?» (Фигуры овальной формы как бы удлинены, вытянуты.)

2. Задание на листах «Нарисуй фигуры под диктовку». Педагог поочередно называет фигуру и место ее расположения на листе. Дети рисуют фигуры и после выполнения задания сравнивают результат с образцом.

3. Игра  «Разрезные картинки».

Дети составляют из разрезанных частей картинку по образцу (работа в парах).

30

Учить выкладывать семена тыквы в виде ромашки на пластилиновую основу. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

«Ромашка». Плоскостное моделирование из семян тыквы на пластилиновой основе.

31

1.Учить классифицировать множества по 1-2 свойствам (цвет и форма, размер и форма, цвет и размер).

2.Продолжать совершенствовать детей в количественном счете, в умении подводя итог, обводить предметы движением руки и называть итоговое число.

3.Продолжать развивать умение согласовывать числительные с существительными (один, одно).

3. Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание.

1.Игра с 2 обручами.

На полу 2 пересекающихся, разноцветных обруча.

Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. Дети должны сообразить, что  в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие общими свойствами (красные и круглые). То же с другими свойствами.

2.Работа с раздаточным материалом.

На первой полоске карточки дети выкладывают медвежат. Считают (1, 2, 3…- всего 5 медвежат).

На второй полоске – яблоки. Считают, сравнивают  с медвежатами, добавляют (убавляют), уравнивают.

3. Задания на рабочих листах «Четвертый лишний. Продолжи ряд, соблюдая закономерность».

32

Контрольно-проверочное занятие «Все мы умеем»

Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно-проверочных занятий.

 

Мониторинг освоения детьми программного материала

№ п/п

Ф.И. ребенка

Знает и пользуется числами от 1 до 5

Осознано считает и соотносит число с количеством предметов

Уравнивает количество предметов путем уменьшения (увеличения) количества на один.

Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их

Группирует с опорой на 1, 2 признака.

Устанавливает закономерность размеров 5 предметов по длине, ширине, высоте, располагает их в возрастающей и убывающей последовательности

Знает временные понятия сутки, части суток, год, время года располагает их в правильной последовательности.

Знает пространственные понятия – справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди.

Умеет ориентироваться и работать на рабочем листе

В процессе выполнения заданий пользуется приемами логического мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, умозаключение, выявление зависимости)

Итоговый результат

1

2

3

Критерии оценивания:

«Высокий» – 3 балла (ребенок справляется со всеми заданиями самостоятельно без помощи педагога);

«Средний»– 2 балла (ребенок справляется со всеми заданиями, но с помощью дополнительных разъяснений и помощи со стороны педагога);

«Низкий»– 1 балл (ребенок с трудом справляется с заданиями даже после дополнительных разъяснений  и помощи со стороны педагога).

По итогам мониторинга выводится среднее арифметическое значение и определяется уровень освоения программы по следующей шкале:  От 1 до 1,6 – низкий уровень, от 1,7 до 2,4 – средний уровень, от 2,5 до 3 – высокий уровень.

Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень сформированных знаний, умений и навыков приобретенных в процессе кружковой деятельности, показывает, на что следует обратить внимание в последующей работе с детьми.

Список использованной литературы:

1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991.

3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,1997

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru

3. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

5. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.Светлова И. Логика. М., 2000

6. Дидактические игры по формированию количественных представлений у дошкольников 4-7 лет. ФГОС/Афанасьева М.В., 2020

7. Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников/Задорожная М.А.,2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Программа дополнительной образовательной услуги «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики для детей 5-7 лет»

Программа по дополнительной платной образовательной услуге «Логика» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя...

Программа дополнительной образовательной услуги «Зеленый светофор Здоровья» для детей дошкольного возраста

Актуальными задачами на сегодняшний день, в рамках выполнения требований ФГОС ДО, является обеспечение  условий для всестороннего развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья через...

Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...

Программа дополнительной образовательной услуги "Календарь Старика-годовика" для детей дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планир...

Программа по дополнительной образовательной услуге по развитию логико-математических способностей у детей "Эврика"

Программа дополнительной образовательной услуги "Проведение занятий по развитию логико- математических способностей у детей «Эврика»...