Занятие "Путешествие с геометрическими фигурами"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Мешалкина Ирина Евгеньевна

Развитие у детей интереса к математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл закрепление и игры с фигурами68.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по ФЭМП в подготовительной группе

«Путешествия с геометрическими фигурами»

Подготовила:

Мешалкина Ирина Евгеньевна

МБДОУ №67 «Буратино»

Мытищи

2014

Цель занятия:  

развитие познавательных процессов,  зрительной, тактильной  памяти.

образовательные задачи:

  • тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных  заданий;
  • учить применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах;
  • формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;

коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие памяти;
  • коррекция графомоторных навыков;
  • развитие произвольной регуляции деятельности, самоконтроля;

воспитательная задача:

  • создание  интереса к саморазвитию через игровые приемы.

продолжительность урока:   30 минут

оборудование:  компьютер, цветные карандаши, трафареты на каждого ребёнка с шестью кругами по 6 серий,  геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник в частях на каждого ребёнка.

Организационный этап.

Цель: подготовка детей к занятию.

Приветствие: прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям.  Тихонько пожмите ручки стоящим рядом с собой ребятам.

Посадка на рабочие места: сядьте правильно, чтобы между вами и столом было расстояние равное вашему сжатому кулачку.

 Проверка готовности к занятию:  нам сегодня на занятии  необходимы цветные карандаши  и ваше внимание.  

Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки.  

 Вам, было, необходимо вместе с родителями ,  по образцу   сделать трафареты с шестью кругами, в шесть рядов. Давайте проверим,  как у вас это получилось.  Дети  предъявляют  выполненные трафареты, необходимо определить и исправить имеющиеся недостатки.

- Молодцы, вы хорошо постарались и все выполнили задание верно, положите трафареты на край стола, они нам понадобятся в процессе работы.

Введение в тему занятия.

Цель: организовать познавательную деятельность детей, сообщение темы, цели и задач данного занятия;  привлечь внимание и вызвать интерес к изучаемому материалу.

Сегодня мы с вами будем путешевствоавть с геометрическими фигурами и по этому   наше занятие имеет название – "Путешествие с геометрическими фигурами".    слайд №1   

Мы будем выполнять различные  упражнения, которые помогут нам  улучшить память.  Вместе с кругом выполним гимнастику для глаз. Будем запоминать в какой  цветовой  последовательности расположены круги в ряду. В конце занятия мы с вами сможем поиграть в игру  "Собери с закрытыми глазами"

В процессе занятия необходимо применить те знания, которые вы уже накопили: это знания о цвете, геометрических формах, умение правильно работать с трафаретом – не выходить за линии.  Вам необходимо будет четко и точно выполнять задания за определенное время.   Свои работы вы будете анализировать самостоятельно и сравнивать с образцом.

        Для начала, представьте  предмет – карандаш.  Все помнят, что это за предмет? Опишите мне его, как он выглядит  (дети описывают предложенный для представления предмет, если у детей не получается начать, то придется помочь).  А как вы смогли это сделать?  Можно для активизации детских ответов задавать наводящие вопросы:  вы раньше много раз видели карандаш?   вам много раз говорили на карандаш, что именно он карандаш? И вы запомнили?

Вот и сегодня мы будем запоминать и зарисовывать то, что запомнили.  Садитесь поудобнее,  отправляемся в путешествие.

Работа по теме.

Цель: дать детям  конкретное представление о  способах и методах развития памяти.

Создание ситуации успеха, через оказание посильной помощи в припоминании элементов в заданиях.

1 упражнение       "Какая фигура была первая "   Слайд "2

 цель: развитие  зрительной памяти.

Инструкция:  на экране монитора будут появляться  геометрические фигуры – круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал.   Вам необходимо запомнить все геометрические фигуры, в какой последовательности они появлялись и  какого  цвета данные фигуры.

Ход  упражнения:  на экране в определенной последовательности появляются геометрические фигуры - круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Затем они исчезают.

 Детям необходимо  выполнить предложенное задание.   Перечислите какие геометрические фигуры и каким цветом вы увидели?                  В заключение задается вопрос: "Какая фигура была первой и какого цвета?"  Ответы детей  подкрепляются проверкой  - на экране монитора высвечиваются все фигуры.  И дети определяют, что первая фигура была круг. (чтение стихотворения)

Послушайте стихотворение :      ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ
Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает матером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.

2 упражнение  "Танец круга"  мультимедийная гимнастика для глаз.   

слайд №3

3 упражнение   "Цветные ряды"

цель: развитие зрительной памяти.

  • развитие умения сравнивать с образцом;
  • развитие произвольной  регуляции деятельности и планирования деятельности;
  • развитие  мелкой моторики пальцев рук

Инструкция:   У вас на  столах лежат карточки с кругами. Круги расположены по рядам, в каждом  ряду по 6 кругов, всего  6 рядов.  Я буду показывать вам ряд кругов в определенной цветовой последовательности, вам необходимо в течении 20 секунд запомнить как расположены круги в какой цветовой последовательности, затем разукрасить круги именно так, как было показано на образце.

Сейчас мы попробуем, что у нас получиться.

Дети  совместно с воспитателем  выполняют пробное  задание  - слайд №4 

слайд №5

        

1.

2.

3.      

4.

5.

6.

слайд №6      давайте проверим правильно ли вы зарисовали, то что запомнили.  Каждый ряд по очереди проверяется самостоятельно участниками занятия.  Самоанализ: напротив правильно выполненного ряда ставиться  "+". В конце проверки подсчитываются плюсы, дети сообщают о количестве плюсов.

3 упражнение.  "Собери с закрытыми глазами"

цель: развитие осязательной памяти и мышления.

Детям предлагается круг, разделенный на части. Предлагается его  собрать, по окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема – образец. Слайд № 7

Теперь нужно разделить и перемешать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. Тоже самое нужно выполнить с другими геометрическими фигурами. После выполнения всех заданий у детей можно спросить: "Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?".

Образцы деления на части:

        

        

        

Подведение итогов:

Цель: сделать вывод и подвести итоги, как  работали дети на занятии, отметить работу лучших, выяснить какие задания были наиболее сложными, что нового получили дети на уроке.

Слайд №8    -    Урок закончен, всем спасибо

Цель использования данной презентации:  

 Презентация используется на протяжении всего занятия, поддерживая основную цель занятия:

Тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных  заданий.  

Обеспечивая при этом:

  • усиление мотивационной направленности учебного поведения;
  • усвоение учебной информации в доступной и игровой форме;

что позволяет  построить занятие динамично,  соблюдать  последовательность этапов занятия, логику изложения материала.

        Предъявленный  в презентации  материал  в наглядной форме позволяет детям лучше воспринимать  стоящую перед ними познавательную  задачу и легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий. Так же дети с легкостью осуществят самопроверку выполненных заданий, оценят самостоятельно свои способности к запоминанию.  

        Данная методическая разработка содержит  коррекционно-развивающий материал, дидактические игры, развивающие  у детей:

          1. психические процессы:

  • зрительную, механическую,  тактильную память;
  • мелкую моторику пальцев и кисти рук
  • графомоторных навыков.

  2.  сенсорные эталоны: цвет, форма.

 В процессе занятия от детей требовалось выполнение элементов заданий за определенный отрезок времени. За счёт этого происходит формирование адекватного оценивания своих способностей и тем самым у детей появляется мотив   на улучшение собственных достижений.

При построении занятия  используются элементы технологии:

  • музыкотерапия;
  • рефлексия;
  • интеграционные технологии;
  • игровые технологии.

Методы обучения:

  • объяснение;
  • демонстрация;
  • игра;
  • упражнения;
  • самостоятельная работа;
  • применение технических средств обучения;
  • художественное слово.

        Для реализации  поставленных задач на занятии использованы  дидактические игры:    "Какая фигура была первая ",  "Цветные ряды",   "Собери с закрытыми глазами",  мультимедийная гимнастика для глаз: "Танец круга".

        Использование ИКТ на занятии  позволяет обеспечить:

  • доступность  и наглядность демонстрируемого  материала для детей;
  • повышает продуктивность развития  познавательных возможностей детей;
  • снижает нагрузку воспитателя  в разъяснениях для детей и позволяет применять групповую форму работы.

Использование музыки создает благоприятную обстановку и улучшает настроение.

РЕСУРСЫ:

1. Перечень используемых Интернет – ресурсов (ссылки): Картинки на узле www.yandex.ru.

2. А.Ф. Ануфриева  С.Н. Костромина как преодолеть трудности в обучении  – М.: Издательство "Ось-89",2001. – 272с.

3. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Автор-составитель Ю.В.Останкова – Волгоград: Учитель, 2008-130с.

Вывод:   Все занятие построено на игровом сюжете, в интересной,  наглядной и увлекательной форме без заучивания, запоминания, и повторения правил.

Дети работают с интересом, активно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»

Интегрированное занятие в средней группе на тему  « Геометрические фигуры при обучении счету и  аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод

Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...

"Геометрические фигуры" Закрепляем знание геометрических фигур.

Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат...

Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»

Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений о геометрических фигурах. Тема «Геометрические фигуры»

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах Образовательные:закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);умение классифицировать фигуры п...