"Формирование у дошкольников элементарных математических представлений"
статья по математике по теме

Сергеева Любовь Александровна

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. В данной статье, написанной, в первую очередь, для родителей, автор обращает внимание на то, какое большое значение имеют начальные математические представления для последующего умственного развития ребенка-дошкольника, его познавательных интересов и любознательности. Также автор подробно раскрывает особенности и методику ознакомления детей дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями, описывает наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений

Ознакомлению дошкольников с элементарными математическими понятиями отводится определённое место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые часто спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Усилие педагогов и родителей надо направлять на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать у детей интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Следует не допускать вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Пополнять свои знания по математике ребенок должен не только в процессе занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите Вы, родители ребенка. Здесь Ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам надо помнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?»

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра дело добровольное. Посвятите ребенку немного своего времени и не обязательно свободного. По дороге в детский сад или домой, на кухне, когда одеваетесь на прогулку, в магазине и др. В программе по формированию элементарных математических представлений для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям Вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших детей: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (слив больше, их 5, а груш меньше, их 4). Если Вы варите суп, то спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил Ваш ребенок 2 башенки, домика, спросите какой выше, ниже.

На улице или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Если Ваш ребенок рисует, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван), толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки и др. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, вместо того, чтобы они до школы употребляли слова «большой-маленький». Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с Вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке). Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» Вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а Вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и во времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Для детей 5-6 лет называйте день недели, спрашивайте: а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, а когда находит, говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в Вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Засеките время и обратите внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

В непосредственной обстановке, на кухне, Вы можете познакомить ребенка с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Таким образом, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, р...

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое м...

Дидактическая игра "Математическая шкатулка" для формирования у дошкольников элементарных математических представлений

Игра рассчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Математическая шкатулка может быть полезна воспитателям, а так же родителям для группового и индивидуального обучения детей э...

Газета для родителей "Радужные странички" Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений.

Использование игровых технологий при формировании у дошкольников элементарных математических представлений....

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Автор проекта:Воспитатель средней группы "Лягушата"Эргарт Людмила ФедоровнаРодителиИнтеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально-коммуникатив...

План-конспект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в подготовительной группе.

1. Вступительная часть. Орг. Момент.В.  Ребята, давайте вспомним русскую  народ. сказку «Лиса и журавль». Сначала лиса      с журавлем жили дружно, они х...

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры

Большое значение в развитии мышления ребенка, чувства коллективизма, соперничества, развитии мелкой моторики, а отсюда и речи, играют дидактические игры с математическим содержанием. Игры, содержание ...