Методические рекомендации для родителей "УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ"
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Чекунова Екатерина Владимировна
Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать, еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов и родителей "УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ"
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать, еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решить одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и  составной меркой  (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.
В процессе выполнения заданий используются инструкция (целостная для старших, расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались   со   столом   наибольшей   поверхностью,   в   таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т. д.
• Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую,  белую, черную,  оранжевую,  голубую,  розовую палочки.
• Возьми в правую руку столько палочек,  сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
• Возьми   с  закрытыми   глазами  из  набора  любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
• Перечисли цвета всех палочек на столе.
• Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.
• Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор', дом для куклы, гараж и т. д.
• Возьми  синюю  и  красную  палочки  и   сложи  их концами друг к другу- Получился поезд. Составь поезд из белой и  синей;  красной,  зеленой и синей;  голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
• Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подравняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
• Найди  в  наборе  длинную  и  короткую  палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
• Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины.
• Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
• Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка.
• Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи   друг  на  друга)   и,   подравняв  концы   с   одной стороны, проверь свой ответ.
• Покажи  какую-нибудь  палочку,   которая  короче синей, длиннее красной, короче голубой и т. д.
• Я спрятала палочку длиннее зеленой. Назови, какую палочку я спрятала. (Коричневую)   Теперь покажи ее.
• Назови и покажи все палочки длиннее (короче)... (Называется цвет любой палочки.)
• Сделай   лестницу   из   белой,   голубой   и   желтой палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)? Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
• Составь лесенку из оранжевой, бордовой и фиолетовой палочек. Найди среди них место для синей и черной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спускаясь, назови цвета каждой ступеньки.
• Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их  по  порядку от  низкой к  высокой  (в  вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
• Упражнение  в   игровой  форме:   «Угадай,   какую палочку  я  выбрала?».   Ведущий  выбирает  (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме ее цвета. Ответ на вопрос дается: «да», «нет». Например: Эта палочка короче желтой?» — «Нет». Значит, речь идет не о белой, розовой, голубой или красной палочках. Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную (задуманную) ведущим.
Варианты разной сложности:
А. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».
Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные), но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя.
• Возьми    самую    короткую    палочку.    Придвинь белые  палочки  близко  друг  к  другу,  чтобы  казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была   бы   точно   такой   же   длины,   какую   имеют   две белые палочки,  сложенные вместе.  Розовая палочка — это число  «два»,  потому что  она имеет  ту же длину, что и  две  белые.
• Найди   палочку,   равную   по   длине   трем   белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка — это число «три». (По аналогии вводятся все остальные числа до 10.)
• Упражнение в игровой форме  «Назови число — найди   палочку».   Ведущий   называет  число,   играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает  палочку,   а  дети  называют  число,   которое  она обозначает  (например:   белая  —  один,   розовая  —  два, голубая — три, красная — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем вразбивку.
• Составь поезд из каких хочешь палочек. Посади в каждый вагон столько пассажиров (игрушек), какое число им обозначается. Рядом с ним поставь нужную карточку с кружочками (цифрой).  Сколько пассажиров в первом (втором и так далее) вагоне? Почему? В каком вагоне пассажиров много (мало, больше, меньше)?
• Возьми   любую   палочку   из   набора.   Найди   две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки   с   цифрами   (или   числовыми   фигурами)   и знаками   (+,   =).
• Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).
Варианты разной сложности:
• Из каких палочек можно составить число? (Называется число в пределах 10}   Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек. Составь число... (указывается число) из палочек определенного цвета.
• Составь поезд так, чтобы: в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором 9 белых вагонов (в первом — 2 розовых, а во втором — 4 розовых вагона; в первом 6 красных вагонов, а во втором — 1 красный вагон). На сколько вагонов один из поездов короче другого?
• Составь поезда так, чтобы в одном из них было три розовых вагона, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на один вагон длиннее (в одном из них было 8 красных вагонов, а другой, состоящий тоже из красных вагонов, был на 4 вагона короче).
• Сколько розовых палочек в оранжевой (бордовой, фиолетовой, красной)?
• Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками

Данная работа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений с целью оказания помощи в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры с прос...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

Практические рекомендации "Увлекательная математика палочками Кьюзенера"

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...