"Занимательная математика"
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию элементарных математических представлений
для дошкольников средней группы
на 2014-2015 год
«Занимательная математика»
Воспитатель:
Иванова Ирина Владиславовна
Кружок «Занимательная математика» для детей средней группы на 2014/2015 гг. будет проходить по понедельникам 4 раза в месяц
с 15.00 до 15.16
Пояснительная записка
1.1.Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры Б.П. Никитина и игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также игры – головоломки «Счетные палочки», направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
1.2. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
- Обучение пониманию и решению логических задач.
- Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
- Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
- Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
- Развитие ориентировки во времени: дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
- Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
- Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
- Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
1.4. Возраст детей – 4-5 лет
1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2014-2015 учебного года.
К концу года дети научатся:
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Формирование интереса к развивающим играм.
Формы и методы обучения:
Групповой – занятия проводятся по подгруппам; Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение диагностики;
Перспективный план работы:
Месяц | Темы занятий | Цель | Используемые игры |
Октябрь | «Давайте вместе поиграем» | - формировать умение решать логические задачи - развивать умение применять счет, сравнение, упорядочивание - учить различать геометрические фигуры - Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. | «Что изменилось?» «Составь картинку» «Чудо-крестики» |
«Волшебные фонарики» | - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. -освоение количественного счета --учить детей, ориентируясь на образец, выкладывать фигуру | «Волшебные фонарики» - конструирование по схемем «Веселые фигурки» | |
«Игры с палочками Кюизенера» | - знакомство с палочками Кюизенера - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. - учить детей, ориентируясь на образец, выполнять постройку | «Спортсмены строятся» «Строим дом» | |
«Волшебные блоки» | - знакомство с блоками Дьенеша - развитие сенсорных способностей - совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики рук | «Помоги муравьишкам» | |
Ноябрь | «Жили-были точки» | -развивать у детей способности к анализу, синтезу, комбинированию - умение делать выводы - активизировать умственную деятельность | «Сложи узор» «По три в трех» «Какая фигура следующая» |
«Самые большие волшебники» | -развитие комбинаторных способностей, умения рассуждать - развитие логики, мышления -Развитие воображения, творчества | «Сложи узор» «Дорисуй и назови предмет» «Составь фигуру» | |
«Волшебные блоки» | - продолжать знакомство с блоками « Дьенеша - развитие сенсорных способностей - совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики рук | «Дорожки» | |
«Придумаем сказку» | -развитие комбинаторных способностей, умения рассуждать - развитие логики, мышления -Развитие воображения, творчества, составлять картинку из одинаковых геометрических фигур | «Реши задачу» «Составь картинку» «Найди ключи» | |
Декабрь Декабрь | «Ты ковер «Ты, ковер - самолет, отпраляйс отправляйся в полет» | - развивать смекалку и сообразительность - способствовать умению определять фигуры на ощупь - учить детей составлять фигуры из палочек | «Подбери ключ к замку» «Угадай фигуру» « Составь фигуру из счетных палочек» |
Ноябрь «Решим задачи с помощью счетных палочек» | - учить находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму - учить решать головоломки с помощью счетных палочек -закрепить знания геометрических фигур -развивать смекалку, умение заканчивать предложение | «Найди лишнюю» «Я начну, а ты закончи» «Умные палочки» «Игры с блоками Дьенеша» | |
«Игры с « «Игры с палочками Кюизенера» Кюизенера» | - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки (3 и 4, 4 и 5) | «Строим лесенку из 3 полосок» «Шагаем по числовой лесенке» | |
« «Волшебные блоки»» | - развивать смекалку и сообразительность - учить классифицировать блоки по схемем | «Где чей гараж» | |
Январь | «Игры с «Игры с палочками Кюизенер Кюизенера и блоками» | - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - учить соотносить палочки, блоки по цвету, размеру | «Дорожки» «Домино»
|
«Играем с блоками» | - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки в группу - развитие логики, мышления | «Составь фигуру» | |
«Игры «Волшебные кубики» | - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. - учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор | «Сложи узор» | |
Февраль | «Играем с треугольниками» | - Знакомство с игрой «Танграм» - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта, логического мышления - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. - учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор | «Танграм» |
Жители города Геометрических фигур | - освоение умения классифицировать множества по 2 свойствам - развитие пространственного воображения - развитие умения составлять числовой ряд | Игра с обручами «Рассели фигуры» «Мастерская ковров» «Исправь и раскрась лесенку» | |
«Игры с « «Игры с палочками Кюизенера» Кюизенера» | - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки | «Строим лесенку из 4 полосок» «Шагаем по числовой лесенке» «Дорисуй картинку к сказке «3 медведя» | |
«Играем с блоками» | - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки в группу - развитие логики, мышления | «Засели домик» | |
Март | «Игры «Волшебные кубики» | - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. - учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор | «Сложи узор» |
« «Полет на ракете» | - развитие пространственного воображения - развитие умения раскладывать картинки в порядке увеличения предметов - развивать способность к комбинированию | «Волшебные квадраты» «Найди недостающую» «Сложи узор» | |
«Игры с « «Дерево с геометрически- ми фигурами» Кюизенера» | - познакомить с рисунками-кодами - развитие логического мышления - развитие мелкой моторики, речи | «Блоки Дьенеша» | |
«Играем с блоками» | - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки в группу - развитие логики, мышления | «Составь бегемота, лягушку, козы» | |
Апрель | « «Учимся записывать признаки геометрических фигур» | - учить самостоятельно записывать признаки геометрических фигур - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. | «Найди фигуру» с использованием блоков Дьенеша |
«Волшебные фигуры» | -закреплять умение находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника -учить вырезать круг из квадрата -ориентировка в пространстве - тренировка мелкой моторики руки, тактильно | «Танграмм» «Выложи из палочек» «Чудесный мешочек» | |
«Игры с « «Игры с палочками Кюизенера» Кюизенера» | - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - соотносить па по цвету, размеру -анализировать | «Улитка на солнышке» «Птичий двор» «Дорожки» «Домино» | |
«Играем с блоками» | - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки в группу - развитие логики, мышления | «Геометрическое дерево» «Гаражи» | |
Май | «Весна наступила» | -учить выкладывать картины из палочек, блоков - развитие логики, мышления - тренировка мелкой моторики руки | «Палочки Кюизенера» «Блоки Дьенеша» |
Используемая литература:
Т.М. Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей в средней группе детского сада»
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»
Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»
«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М.А. Васильевой
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...
Занятие по математике "Занимательная математика"
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...
Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"
Итоговое занятие по математике для старшей группы....
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...