Мастер класс Танграм
консультация по математике (подготовительная группа) на тему
В материале изложена историческая справка о возникновении игры танграм. Способы работы с геометрическими фигурами набора игры танграм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tangram_1.docx | 633.63 КБ |
tangram_2.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Как сделать танграм
Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".
Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.
Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.
Как играть в танграм
Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.
Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Схемы и фигуры игры танграм
Предварительный просмотр:
Игру "Танграм" можно использовать в детском саду, как на занятиях по математике, так и в свободное от занятий время на математических викторинах и досугах, в индивидуальной работе с детьми и дома, в семье. Дети выкладывают картинки из танов, заучивают лексический материал к ним. При этом у детей развивается и тренируется память, автоматизируются поставленные логопедом звуки, решаются образовательные и коррекционные задачи.
Одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические представления в детском саду” является игра “Танграм”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.
Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам <Приложение №1>.
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом <Рисунок №1>.
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных <Приложение №1>. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Этапы работы по введению игры “Танграм” с детьми старшего дошкольного возраста были следующими.
Сначала игра “Танграм” проводилась как часть занятия по математике в течение 5-7 минут. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям понравилась. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.
Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.
Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой, Т.И.Тарабариной, Н.В.Елкиной. и др.
Много картинок разрабатывалось воспитателем. Ряд картинок придумали дети подготовительной группы. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.
Были ребята с диагнозом “общее недоразвитие речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов, замкнутые. Они чаще играли в одиночку. С такими детьми воспитатели играли индивидуально, предлагали картинки для игры дома всей семьей. Результаты были неожиданными, дети стали выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но они уже не отставали от сверстников в выкладывании картинок и даже опережали некоторых. Победив свою застенчивость, замкнутость, эти ребята стали быстрее овладевать азбукой, чтением, математикой и в школу уходили из детского сада с чистой речью, умея хорошо читать и считать.
Следующим этапом по усложнению данной игры был подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. В логопедическом детском саду этот речевой материал для детей с нарушениями звукопроизношения и речи стал особенно полезен. Играя в “Танграм”, дети заучивали этот материал, закрепляли и автоматизировали звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащалась речь, тренировалась память.
Во время игры в “Танграм” у детей закреплялись навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов).
Дети практически овладевали порядковым счетом. Так, если считать таны картинки “Ракета” сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте <Приложение №1>.
Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.
Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.
Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).
Играя, переставляя маленькие картонные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.
В логопедических группах детского сада работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. По многим темам разработаны картинки к игре “Танграм” (дикие и домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель, игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы, грибы, насекомые, рыбы и др.). По теме “Дикие животные” разработаны картинки: заяц, лиса, волк, медведь, белка, лев, кенгуру <Приложение №1>. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.
Предлагаю вашему вниманию речевой материал к картинке заяц:
Чистоговорки (автоматизация звука “ч”):
Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
Скороговорки (автоматизация звука “з”):
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка,
А Зининого зайку зовут Всезнайка.
Зина – зайкина хозяйка,
У Зины в корзине заснул зайка.
“Доскажи словечко”:
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал… (заяц)
- Ой! – кричат вокруг хозяйки,
- В огород забрались… (зайки)
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадайте-ка, кто же?.. (зайка)
Веселые стихи:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
“Если я купил билет,
Кто я? Заяц или нет?”
Заяц зайцу говорит: “Мне бы волчий аппетит!”
- В аппетите мало толку, мне бы зубы как у волка!
Зайке холодно в лесочке, свяжем зайчику носочки,
Чисто поле исписал, на другое поскакал.
Без конца он пишет фразу, чтоб лиса прочла не сразу.
Загадки:
Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится,
Зимою под елкою так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Кто прыгает ловко и любит морковку,
Портит в огороде грядки, удирает без оглядки?!
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы – другого цвета.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул 10 раз.
(прыжки на одном месте и с продвижением)
Считалки:
Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк; он зубами щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты, прячься, заинька, и ты!
Ты, волчище, погоди, как попрячемся – иди!
Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал – капустку нашел,
Морковку нашел, сидит, грызет. Хозяин идет!
Бежит заяц через мост, длинны уши, куцый хвост.
Ты далеко не беги, посчитать нам помоги.
Раз, два, три – выйди ты!
После выкладывания картинки животного для закрепления материала по теме можно предложить детям следующие речевые игры и задания:
- “Назови других животных”
- “Назови ласково” (предмет или его части – лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик)
- “Сосчитай до 5” (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)
- “Назови слова-действия” (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит)
- “1 и много” (лиса – лисы, медвежонок – медвежата, ухо – уши)
- “Кого нет?” (Медведей, зайчат, кенгуру, волчат)
- “Назови слова-признаки” (Какой щенок? – добрый, ласковый, доверчивый)
- “Из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги - быстроногий)
- “Скажи наоборот” (подбор слов-антонимов: смелый – трусливый, добрый - злой)
- “Назови, чей, чья, чье?” (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, медвежье ухо, заячья губа, волчьи следы)
Рассказывая про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в употреблении прилагательных сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий).
Дети составляют предложения простые и сложные, можно составить даже рассказ о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.
Речевой материал к картинкам для игры “Танграм” подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.
Предлагаем примерный конспект досуга по математике в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи.
Тема: “Развитие речи на занятии по математике с использованием загадок, скороговорок, чистоговорок, коротких стихов в игре “Танграм”.
Цель: сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур (танов) с речевым материалом (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, “доскажи словечко”, физминутки с пальчиками).
Образовательные задачи:
- учить детей выкладывать контурную картинку (картинка зайчика, нерасчлененная на 7 геометрических фигур, 7 танов);
- продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги в клетку;
- закрепить знание геометрических фигур, дней недели по порядку, счет от 5 до 10, от 7 до 10, от 4 до 1, от 6 до 1;
- закрепить речевой материал по теме “Животные”;
- развивать память детей.
Коррекционные задачи:
- учить четко проговаривать скороговорки, чистоговорки, речевой материал из физминуток с пальчиками, правильно согласовывать прилагательные с существительными (какая елочка?), существительные с глаголами (что делает зайчик?), учить образовывать слова с двумя корнями (у зайца длинные уши – длинноухий, косоглазый, короткохвостый);
- развивать у детей логическое мышление;
- автоматизировать поставленные логопедом звуки в речи детей (“з”, “р”, “с”, “ш”);
- развивать мелкие мышцы пальцев в работе с Танграмом и в игре “Узнай наощупь” (используются цифры из наждачной бумаги).
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать желание прийти на помощь товарищу.
Предварительная работа:
- Вырезание вместе с детьми из бумаги и картона танов из квадрата.
- Выкладывание простейших фигур, картинок путем наложения на изображение танов.
- Включение игры “Танграм” в занятие по математике (5-7 минут).
- Индивидуальная работа в свободное время в группе и домашнее задание родителям поиграть всей семьей.
- Знакомство и заучивание речевого материала к картинкам, использование его в игре “Танграм”, в закреплении поставленных звуков.
Материал:
Раздаточный: конверты с танами, картинки из игры “Танграм”, лист, тетрадь в клетку, ручка; мяч, наклейки для каждого ребенка.
Демонстрационный: “Чудесный мешочек” с цифрами из наждачной бумаги, картинки из игры “Танграм”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Объявляется тема занятия и предлагается “Разминка для ума” в кругу с мячом. (Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок отвечает и бросает мяч воспитателю).
Вопросы:
- Считай дальше – 5 (ребенок считает: “6, 7, 8…”)
- Считай дальше – 7 (8, 9, 10)
- Считай обратно – 4 (3, 2, 1)
- Считай обратно – 6 (5, 4, 3, 2, 1)
- Назови дни недели по порядку
- Назови соседей числа 5
- Назови соседей числа 7
- Назови соседей вторника и др.
Предложить сесть за столы. Работа в тетрадях.
- Задание “Нарисуй от точки” (не отрывая ручки на бумаге в клетку под диктовку воспитателя: нарисуй 2 клетки вверх, одну вправо, 2 вверх, 1 вправо, 4 клетки вниз, дети рисуют изображение). Если дети задание выполнили верно, то должен получиться зайчик <Приложение №1>.
Кого мы нарисовали? Зайчика (проверить у ребят, похвалить).
- Физминутка. Ребенок произносит слова из физминутки, дети прыгают на месте и с продвижением.
“1, 2, 3, 4, 5 – начал заинька скакать,
- Прыгать заинька горазд, (Слова сопровождаются прыжками на месте)
Он подпрыгнул 10 раз”. (Прыжки с продвижением по кругу)
- Предложить вспомнить чистоговорку (на закрепление поставленного звука “ч”):
- Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
- Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
- Задание. “Составим из двух слов одно новое” - у зайца длинные уши – длинноухий, косые глаза – косоглазый, короткий хвост – короткохвостый и т.д.
Игра “Танграм”
Воспитатель задает вопросы:
- Из чего мы вырезали части для этой игры?
- Из квадрата.
- Давайте выложим из танов квадрат <Приложение №1>.
- Сколько сторон, вершин, углов у квадрата?
- По четыре.
- Сколько танов в игре “Танграм”?
- Семь.
- Вспомните загадку-стишок про квадрат.
- Не овал я и не круг,
- Треугольнику не друг,
- Прямоугольнику я брат,
- А зовут меня … (квардат).
При этом нужно следить, чтобы дети четко произносили звук “р”.
II. Воспитатель показывает детям картинку, которую они вместе составили из рисунков игры “Танграм” и сочинили сказку про девочку Машу <Приложение №2>.
Вспоминают сказку про Машу, и воспитатель предлагает следующие задания, опираясь на содержание сказки.
- Пальчиковая гимнастика. Дети указательным и средним пальцами “бегают” по столу взад-вперед. Это они имитируют, как Маша бегала по тропинке.
- Задание. Вспомнить загадки про елочку:
“Зимой и летом одним цветом”.
“Что же это за девица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год” и др.
- Задание. Выложить елочки из танов: один ряд детей – самую низкую, другой ряд – самую высокую, третий – среднюю по высоте елочку <Приложение №2>.
- Задание. Рассказать о совместных действиях: “Я выложила самую высокую елочку, а Саша – самую низкую”.
- Задание. Придумать слова-признаки про елочку. Какая елочка? (Высокая, низкая, пушистая, зеленая и т.д.).
- Задание. Выложить на фланеграфе бегущего зайчика (нерасчлененного).
- Задание. Вспомнить веселый стишок и скороговорку про зайца:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает!
Если я купил билет,
Кто я, заяц или нет? (Стишок)
Зининого зайку зовут Зазнайкой,
А Зоиного зайку зовут Всезнайка (скороговорка)
Следить, чтобы дети четко произносили звук “з”.
- Придумать слова-действия про зайчика.
- Что делал зайка в сказке про Машу?
- Сидел, испугался, убежал, спрятался, трусил, скакал, стоял, ел, дрожал (словарь глаголов).
В сказке девочка Маша нашла волшебный цветок. Провести физминутку с пальчиками про цветок. Проводит ребенок. Дети выполняют движения пальчиками и ладонями.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши нежные цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
- Маша очутилась в домике, и там был Чудесный мешочек, давайте поглядим, что в мешочке? (Цифры из наждачной бумаги)
Проводится игра “Узнай наощупь цифру”.
Воспитатель вместе с детьми анализирует их работу, поощряет и раздает призы.
Подобные занятия, досуги, викторины можно разрабатывать и проводить с детьми, используя другие картинки из игры “Танграм”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс. Танграм.
После оканчания проекта и самообразования по теме "танграм", я решила поделиться накопившейся информацией и моими разработками, с коллегами!...
Мастер класс для родителей в средней группе по теме: Головоломка «Танграм»
Помочь родителям подобрать игры для занятий с детьми дома, вовлечь родителей в игровую и совместную деятельность с детьми,...
Мастер-класс для педагогов "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"
Танграм в переводе с китайского языка означает - "семь дощечек мастерства".а представляет из себя квадрат разрезанный на семь частей определенным образом....
Мастер-класс «Изготовление головоломки «Танграм» для дошкольников»
На полках магазинов сегодня можно отыскать множество игр, но можно сделать настольную игру самостоятельно. Процесс ее создания может оказаться для ребенка очень занимательным! ...
Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...
Мастер-класс "Танграм"
мастер-класс...
Мастер - класс "Танграм" (презентация игры) для родителей детского сада.
Конспект мастер - класса для родителей детского сада ...