Перспективное планирование работы по формированию у детей первой младшей группы представлений о форме, цвете, величине на год.
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа) на тему
Подбор дидактических игр по сенсорике по разделам: цвет, форма, величина. Указаны ступени работы по данной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_na_god_po_sensorike.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Задачи | Содержание | Дидактические игры | Форма организации |
Раздел «Цвет» | ||||
1. | Знакомство с цветом предметов | Цвета: красный, синий, желтый, зеленый (основные цвета). | «Найди игрушку такого же цвета». «Помоги Зайчику найти жёлтые кубики для стройки». «Какого цвета твоя одежда?» | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
Понимание и использование в речи при действиях с предметами разного цвета слов «цвет», «такой же», «не такой», «другой». | ||||
2. | Соотнесение предметов по цвету | Размещение предметов двух цветов в емкостях соответствующих цветов. | «Посади грибочки». «Пуговицы для платья». «Помоги куклам найти свои игрушки». «Найди цветочек для бабочки». «Собери чашку». «Ленточки для шариков». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
Размещение предметов различных цветов в ёмкостях соответствующих цветов. | ||||
Соотнесение по цвету разных предметов. | ||||
3. | Выделение и группирование предметов по цвету | Раскладывание предметов, резко различных по цвету, на две группы, используя наглядный образец («делай, как я»). | «Найди такую же игрушку». «Разложи в коробочки». «Помоги кукле выбрать конфеты». «Собираем урожай». «Прицепи к паровозику вагончики». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
Группирование по цвету разных предметов. |
№ п/п | Задачи | Содержание | Дидактические игры | Форма организации |
4. | Формирование отношения к цвету как к постоянному признаку предмета | Использование деталей мозаики и мелкого строителя для горизонтального, вертикального, попарного и поочередного размещения цветовых элементов, обозначающих определенные предметы. | «Завтрак для Маши и Вани». «Кто что ест?» «Курочка и цыплята». «Ёлочки и грибочки». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
Рисование красками определенных предметов при самостоятельном выборе цвета (с использованием цветных предметных картинок). | ||||
5. | Учить устанавливать тождество и различие между предметами по цвету, переходя от внешних приемов сопоставления к зрительному сопоставлению | Идентификация предметов по признаку цвета, используя зрительный гнозис. | «Цветное лото». «Найди домик». «Помоги куклам найти свои игрушки». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
6. | Закреплять знание цветов | Употребление названий цветов во всех видах деятельности. |
№ п/п | Задачи | Содержание | Дидактические игры | Форма организации |
Раздел «Форма» | ||||
1. | Знакомство с фигурами | Фигуры: квадрат, круг, треугольник. | «Бассейн для пальчиков». «Весёлая геометрия». «Подарки для Мищутки и Зайчишки». «Найди шарик (кубик)». «Волшебный мешочек». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
Визуальное и тактильное обследование предметов по форме. | ||||
Узнавание соответствующей фигуры, понимание слов: «фигурка», «такая же», «другая», «не такая». | ||||
Учитывание свойств предметов во время действий с ними. | ||||
2. | Соотнесение предметов по форме | Размещение вкладышей с изображением животных в соответствующих по форме отверстиях. | «Весёлая геометрия». «Почини одеяло (различные варианты)». «Найди домик». «Закрой окошко». «Домик для зверюшки». «Спрячь мышку от кошки». | Индивидуальная, самостоятельная деятельность |
Размещение (проталкивание) предметов, резко различающихся по форме, в соответствующих отверстиях. | ||||
Размещение (проталкивание) предметов более близких по форме, в соответствующих отверстиях. | ||||
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех: «где такая же», «покажи такую же». |
№ п/п | Задачи | Содержание | Дидактические игры | Форма организации |
3. | Выделение и группирование предметов по форме | Раскладывание предметов разной формы на две группы по сходному признаку. | «Бусы». «Подарки для Мишутки и Зайчишки». «Подарки для Матрёшки и Карлсона». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
4. | Соотнесение и группирование предметов с учетом двух сенсорных признаков (величины и формы) | Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме в соответствующих отверстиях. | «Помоги жирафу». «Укрась ёлочку». «Почини одеяло». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
5. | Формирование отношения к форме как характерному признаку предмета | Выполнение простейших продуктивных заданий, направленных на формирование представлений о форме конкретных предметов. | Серия игр «Здравствуй, Кубик». Серия игр «Колобок». «Что это?» «На что похоже?» | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность |
Выделение формы конкретного предмета: колесо, мячик, солнышко – «как шарик»; флажок, окошко – «как кирпичик»; подушка, картина – «как кубик» и т.д. |
№ п/п | Задачи | Содержание | Дидактические игры | Форма организации |
6. | Целое и часть | Составление картинки из двух половинок; составление фигурки из двух частей. | «Половинки». «Собери фигурки». | Индивидуальная, самостоятельная деятельность |
7. | Способность устанавливать тождество и различие между предметами по форме, переходя от внешних приемов сопоставления к зрительному | Накопление сенсорно-двигательного опыта; накладывание предметов друг на друга для сравнения по форме с постепенным переходом к сравнению на глаз. | Игры с пирамидками; вкладышами; деревянными треугольниками, квадратами, кругами; со строительным материалом; рамками Монтессори; блоками Дьениша. | Индивидуальная, самостоятельная деятельность |
8. | Называние фигур | «Кубик», «шарик», «кирпичик» (прямоугольник), «крыша» (призма), «столбик» (цилиндр). |
№ п/п | Задачи | Содержание | Дидактические игры | Форма организации | ||||
Раздел «Величина» | ||||||||
1. | Знакомство с величиной предметов | Формирование понятия «величина» в сравнении одного предмета с другим. | «Найди детёныша». Игры с природным материалом; с крышками и вкладышами. Игры со строительным материалом (мелким и крупным). | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность | ||||
Установление тождества и различия величины с использованием слов: «большой», «маленький», «такой же». | ||||||||
2. | Учить различать контрастные размеры | «Большой», «маленький», «такой же». | «Собери пирамидку». «Построй лесенку». «Помоги Цыплёнку добраться до Курочки». «Построй башенки». Игры с предметными картинками. | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность | ||||
Сопоставление размеров предметов способом накладывания, прикладывания, использования условных мерок с постепенным переходом к визуальному сравнению по величине. | ||||||||
3. | Соотнесение предметов по величине | Размещение вкладышей разной величины в соответствующих по размеру отверстиях. | «Почини одеяло (различные варианты)». «Сбор урожая». «Разложи по ведёркам». | Индивидуальная, самостоятельная деятельность | ||||
Размещение вкладышей в отверстиях с учетом двух заданных сенсорных свойств (величины и формы). | ||||||||
Сортирование предметов двух размеров по ёмкостям соответствующих размеров по наглядному образцу. | ||||||||
№ п/п | Задачи | Содержание | Дидактические игры | Форма организации | ||||
4. | Группирование предметов по свойству величины | Раскладывание предметов разной величины на две группы по наглядному образцу. | «Разложи по коробочкам». «Бусы». Игры с природным материалом (шишки, палочки, листики, камни). | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность | ||||
5. | Учить устанавливать причинно-следственные связи по убыванию и по возрастанию величины между тремя предметами | Выстраивание сериационного ряда от самого большого до самого маленького и наоборот, используя слова «большой» - «поменьше» - «маленький». | «Собери Матрёшку». «На зарядку становись!» «Собери Снеговика». «Построй лесенку». «Сбор урожая». | Подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность | ||||
6. | Накопление сенсорно-двигательного опыта при действиях с предметами разной формы, величины, цвета | Использование дидактических материалов. | Нанизывание колец в пирамидках; складывание 3-х местных матрешек и разборных игрушек разных форм; строительные игры; игры с ленточками разной длины и ширины; игры с разновысокими цилиндрами; чередование бусин по величине (цвету, форме). | Индивидуальная, самостоятельная деятельность |
I ступень
Октябрь – ноябрь
Задачи:
- Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребёнка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию;
- Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;
- Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);
- Развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребёнка.
II ступень
Декабрь – январь
Задачи:
- Выработать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств (ребёнок выполняет инструкции типа: «Дай такую же игрушку». «Найди одинаковые мячики», взрослый комментирует действия ребёнка и подводит итог: «Правильно, это одинаковые мячики, у тебя такой же как мой»);
- Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
- Учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой – маленький);
- Развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребёнку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», - в это время педагог меняет местоположение игрушек. Ребёнок открывает глазки и его просят: «Возьми куклу. Посади её на место»;
- Развивать способность к целостному восприятию объектов, работа с разрезными картинками без фона из двух частей.
III ступень
Февраль – март
Задачи по обучению детей дифференциации предметов по форме и идентификации предмета и формы образца-эталона:
- Учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию, сличению. Взрослый сопровождает действия ребёнка речью, обобщает их, прибегая к «опредмечиванию»: «Молодец, у меня окошко (квадрат) и у тебя, они одинаковые». Для практического ознакомления с формой используются «Доска Сегена», коробка форм («Почтовый ящик»), а затем плоскостные матрицы – трафареты и вкладыши к ним в виде предметных изображений и геометрических фигур;
- Следует учить воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один – много;
- Учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие;
- Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
IV ступень
Апрель – май
Задачи по формированию навыка идентификации предметов по признаку цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный):
- Учить выполнять инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребёнка приёмам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». От ребёнка не требуется названия цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»;
- Учить восприятию предметов по количественным признакам: один – много, один – два. Ребёнок выполняет инструкции: «Дай один, покажи, где много», «Дай столько же (один, два)» и т.п.;
- Упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрёшкой, матрицами;
- Формировать пространственные ориентировки в координатах вверху-внизу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной области «Социальное развитие» для первой младшей группы.
Перспективное планирование образовательной области «Социальное развитие»Вид деятельности – познавательно-исследовательская форма работы - Развитие доброжелательности, эмоц...
Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.
Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи...
Перспективное планирование по художественно- изобразительной деятельности в первой младшей группе
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – ...
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группы
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группыПривет тебе, мой край родной,С твоими тёмными лесами,С твоей великою рекой,И неоглядными полями! Привет ...
Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...
Перспективное планирование работы по коммуникации для детей второй младшей группы
Перспективный план по коммуникации для детей 2 младшей группы....
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
Перспективное планирование работы для детей второй младшей группы "Патриотическое воспитание"...