Учимся играя
статья по математике

Стрельцова Валерия Валентиновна

В статье рассматриваются особенности математического развития дошкольников. Приводятся примеры игр для развития детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия цветные палочки Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya.docx293.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!

В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с палочками, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Примеры игр с палочками Кюизенера

1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п.

2. Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки.

3. Показать не синюю и не оранжевую

4. Игра «Домик для зайки» : собрать палочки одного цвета, построить из них домик.

5. Игра «Построй заборчик» для ежика, для жирафа и т. п. Какой выше – ниже?

6. Найти палочки равные по длине. Сделай коврик для мышки, котика.

7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой для самой длинной и наоборот.

8. Игра «Угадай-ка». Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь.

9. Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа).

10. Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной?

11. Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.

12. Вы называете число, ребенок находит палочку.

13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой. Отнимать – из двух одну забрать.

14. Из каких палочек можно составить оранжевую?

15. Какие три нужно, чтобы получилась черная.

16. Получится ли составить оранжевую из четырех?

17. Из каких палочек можно составить число 10?

18. Выложите две дорожки, желтую и красную – какая дорожка длиннее? Короче?

19. Найди все короче фиолетовой.

20. Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд.

21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда?

22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.

Есть и такой вид игр – альбомы с рисунками, которые нужно выложить палочками, как мозаикой. Задания делятся от самых простых к самым сложным. По выложенным картинкам можно попросить ребенка рассказать сказку.

Дом с колокольчиком. Альбом-игра (Палочки Кюизенера) " Puzka…D:\Валерия_Личные папки\Pictures\Дьенеш\5494043_w640_h640_full1800x800q80v1300368742.jpgD:\Валерия_Личные папки\Pictures\Дьенеш\shop556.jpg

Используя палочки как мозаику или конструктор можно предлагать такие задания: 

-Выложи из любых палочек мебель для куколки.

-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.

-Выложи из палочек любых животных

D:\Валерия_Личные папки\Pictures\задания к палочкам\P1040339.JPG

Палочки очень хорошо помогают для создания симметричных рисунков и узоров. Например, узоры снежинок из палочек.

C:\Users\Public\Pictures\Sample Pictures\1.jpg

В заключении несколько советов:

  • Интересуйтесь тем, как дети играют в группе с цветными палочками.
  • Старайтесь дома повторить проделанную ребенком работу в детском саду.
  • Поощряйте интерес ребенка к занятиям, старайтесь стимулировать его, чаще хвалить за успехи.
  • Не огорчайтесь, если у Вас что-то не получается. Отложите временно упражнение. Пройдет некоторое время, попробуйте снова его выполнить.
  • Используйте принцип наглядности и последовательности. Двигайтесь от простого к сложному. Показывайте ребенку, что необходимо сделать, чтобы добиться успеха. Старайтесь со временем обращаться к прошлым заданиям, не теряйте связь с уже полученным опытом. То, что изучил ребенок не должно стать « мертвым грузом».
  • Используйте палочки Кюизенера в различных видах деятельности ребенка.
  • Придумывайте новые задания самостоятельно. Постепенно к этому творчеству можно подключать детей.
  • Обменивайтесь опытом с другими родителями.
  • Вместе с детьми можно придумывать сказочных персонажей, собрать их из палочек. Можно придумать вместе с ребенком небольшую историю об этих персонажах и записать, а для детей постарше – зарисовать. Работы детей можно разместить в группе.

Литература:

  1. Новикова, Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет"
  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
  3. Логика и математика для дошкольников /Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "СПб, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...