Развитие зрительно-моторной координации как эффективный способ подготовки дошкольников с нарушением зрения к школьному обучению.
статья по математике (старшая группа) на тему
Всем взрослым хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно сложным и ответственным моментом в его жизни.Данный переход будет успешным, если к концу периода дошкольного детства у ребёнка сформированы разнообразные психофизические навыки, способствующие положительным результатам в обучении в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_po_teme.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по теме : «Развитие зрительно-моторной координации как эффективный способ подготовки дошкольников с нарушением зрения к школьному обучению».
Всем взрослым хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Данный переход будет успешным, если к концу периода дошкольного детства у ребёнка сформированы разнообразные психофизические навыки, способствующие положительным результатам в обучении в школе.
Но под влиянием различных причин ( врождённые нарушения, болезни, травмы и т.д. ) у детей могут возникать как нарушения одной функции зрения, так и нарушения нескольких зрительных функций. В связи с этим многие дети к моменту поступления в школу не овладевают зрительно-моторными координациями, зрительно-сенсорными эталонами в соответствии с возрастными требованиями. Нарушения двигательной сферы приводят к нарушениям координации движений, их точности, а также отрицательным образом влияют на развитие зрительно-моторной координации.
Учитывая данные современных отечественных психолого-педагогических исследований, доказавших наличие связи между успешностью подготовки дошкольников к школьному обучению, в частности формирования навыка письма, и уровнем развития зрительно-моторной координации, я пришла к выводу, что именно этому направлению коррекционно-развивающего процесса должно отводиться одно из ведущих мест не только в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, но и в обычных детских садах. Подготовка к школе детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. К тому же, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, также страдающего в условиях нарушения зрительных функций, работа в этом направлении будет способствовать развитию зрительного восприятия. Во время выполнения ребёнком определённых заданий, у него будут совершенствоваться процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формироваться и развиваться такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.
К сожалению, в специальной литературе практически нет описанной системы и методики работы по формированию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения. Имеющиеся технологии, в основном, направлены на коррекцию письменной речи детей уже школьного возраста и в полной мере для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием неприемлемы.
В литературе понятие «зрительно-моторная координация» определяется как такая зрительная координация, для осуществления которой необходимо участие зрительной информации, и рассматривается как соотношение между прослеживающей функцией глаза и движением руки, т.е. зрительный контроль за координированным движением руки. Движения рук связаны с мышечно-двигательными ощущениями, с восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у него формируется зрительно-мышечный образ, представление о нём, и на этой основе строятся исполнительные действия. И.П.Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определённом движении … вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите».
Психофизиологической основой для развития зрительно-моторной координации, как неотъемлемой части всего психического развития ребёнка, являются различные виды детской деятельности. В предметно-практической и в графической (рисование) деятельностях происходит её становление, а в графической деятельности происходит совершенствование за счёт предъявления к действующей руке и контролю глаз жёстких требований, обусловленных содержанием этой деятельности, т.е. в период дошкольного детства должно произойти развитие зрительно– моторной координации, уровень которой позволил бы выполнять эти жёсткие требования.
Систематический педагогический процесс общего психического развития дошкольников с нарушением зрения способен обеспечить такой уровень развития зрительно-моторной координации, который позволит ребёнку успешно обучаться в школе.
По мнению Л.И.Плаксиной развитие у детей с нарушением зрения движения рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрительного анализатора у детей возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-моторных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия в системе «глаз-рука».Всё это определяет замедленность в развитии зрительного анализатора у детей с нарушением зрения.
Анализ имеющейся литературы показал, сто все авторы сходятся во мнении о необходимости работы по формированию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте, до поступления их в школу.
Моя концепция основывается на данных современных отечественных психолого-педагогических исследований, доказавших наличие связи между успешной подготовкой к школьному обучению и уровнем развития зрительно-моторной координации.
Углублённая работа по проблеме формирования зрительно-моторной координации проводилась с 2011 учебного года в группе № 9 ГБДОУ № 36 компенсирующего вида Приморского района Санкт- Петербурга. На фоне таких зрительных диагнозов как сходящееся содружественное косоглазие, расходящееся косоглазие, амблиопия различной степени и других, имелись и различные сопутствующие диагнозы.
В целях более эффективной организации коррекционно-развивающего процесса, при поступлении детей в группу, совместно с дефектологом и психологом, я тщательно изучала диагнозы детей, состояние зрительных функций, определяла уровень усвоения детьми базисной программы по возрасту, а также проводила обследование детей на готовность их к школьному обучению. Одной из его задач являлось изучение сформированности зрительно-моторной координации как необходимого условия готовности их к обучению в школе.
Обобщив результаты диагностики, я получила следующие данные:
* у 72,3 % детей при поступлении в группу имели уровень развития зрительно-моторной координации ниже возрастной нормы;
* у 27,7 % детей этот уровень развития соответствовал возрастным требованиям;
* дети с уровнем развития выше возрастной нормы отсутствовали.
Эти данные ещё раз подтвердили необходимость целенаправленной работы по развитию зрительно-моторной координации и сформулировать её цель:
развитие зрительно-моторной координации детей с нарушением зрения посредством проведения совместных мероприятий по формированию элементарных математических представлений.
Также результаты диагностического обследования позволили сформулировать следующие задачи работы с детьми по развитию зрительно-моторной координации:
1) развивать навыки прослеживания глазами за действиями руки ( система «глаз-рука» );
2) закреплять умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
3) развивать умение пользоваться ручкой и карандашом;
4) обучать умению проводить линии ( прямые, косые, изогнутые ) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
5) развивать умение писать цифры по образцу и самостоятельно;
6) учить выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий;
7) развивать осязание и мелкую мускулатуру пальцев рук;
8) создать развивающую среду, способствующую развитию зрительно-моторной координации.
Перечисленные выше задачи наиболее успешно и результативно были реализованы в организованных формах взаимодействия с детьми, в частности при проведении совместных мероприятий по формированию элементарных математических представлений, т.к.:
- они проводятся систематически по 2 раза в неделю и в старшей, и в подготовительной группах, что позволяет выстроить систему работы ;
- содержание программного материала по ФЭМП созвучно поставленным задачам ;
- фронтальная организация совместных мероприятий приучает детей к работе в коллективе и на более высоком уровне формирует учебные навыки, такие как: умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в общем темпе. Кроме того, дети получают возможность учиться не только у взрослых, но и у сверстников.
Весь материал был разбит по месяцам, что позволило:
*уменьшить объём нового материала на каждом совместном мероприятии;
*отрабатывать понятия, которые трудно усваиваются детьми, на нескольких занятиях;
*разнообразить методы преподнесения материала;
*качественнее реализовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям;
*чаще повторять и закреплять пройденное;
*дополнять каждое совместное мероприятие по ФЭМП коррекционными упражнениями по развитию зрительно-моторной координации.
За основу была взята программа Л.И.Плаксиной «Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения».
Обязательной частью каждого совместного мероприятия по ФЭМП являлись зрительная гимнастика и динамические паузы.
На каждом совместном мероприятии по ФЭМП была предусмотрена специальная работа по развитию зрительно-моторной координации:
-рисование наклонных и изогнутых линий по образцу;
-корректурные пробы;
- «соединялки»;
-раскрашивание;
-дорисовывание;
-обводка, штриховка;
-лабиринты;
-графические диктанты и т.д.
Несмотря на кажущуюся простоту таких коррекционных заданий как «Найди и обведи цифру», «Собери гирлянду», «Проведи Колобка к лесу по короткой дорожке», «Помоги зайчонку найти маму» и др., они позволяют развивать у детей такие зрительно-моторные умения, как умение прослеживать глазами за действиями руки, умение удерживать в поле зрения зрительный стимул, умение выделять зрительным способом пространственное положение в группе предметов.
Выполнение упражнений на обводку, не отрывая карандаш от бумаги, ниткография, пескография позволили развить дополнительно плавность движений и готовность руки к безотрывному письму.
Раскрашивание небольших рисунков, выкладывание мозаики из камешков, пуговиц способствовало развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, укреплению двигательного аппарата пишущей руки, развитию глазомера.
Большое место в работе отводилось знакомству с цифрами, поскольку это имеет важное значение в подготовке детей к школе и выполнении программы по разделу ФЭМП. С этой целью использовались такие коррекционные задания, как «Обведи цифру», «Выложи цифру пуговицами (нитками, бусинками, камешками)», «Раскрась цифру», «Нарисуй цифру нитями» и т.д. Также мы учились находить сходства и различия между двумя цифрами, сначала непохожими ( 2-4, 6-7 ), затем сходными по начертанию ( 6-9, 1-7, 9-2 ) посредством игр «Чем похожи и чем отличаются цифры», «Узнай цифру по описанию», «Шерстяные цифры», «Соедини одинаковые цифры» и др.
Далее действия автоматизировались в различных упражнениях: прорисовывание цифры пальчиком в воздухе, на спине или ладошке товарища, в сухом бассейне с крупами, на влажном песке, в бассейне с водой, на дне которого выложена цифра камешками. Эти упражнения позволяли не только закрепить алгоритм написания цифры, но и решали такие коррекционные задачи, как развитие глазодвигательной функции, прослеживающей функции глаз, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторики руки.
На заключительном этапе работы по моделированию цифр я предлагала детям самостоятельно выбрать материал, с которым они хотят работать, но ориентировала их на материалы, соответствующие их зрительным возможностям (размер мозаики, камешков, бусинок, цвет нитей и т.д.). Здесь дети имели возможность проявить фантазию и творчество. Когда детям предоставлялась свобода выбора, они увлекались процессом, стремились получить наилучшие результаты, чтобы во время анализа их работа была отмечена, понравилась их товарищам. Элемент соревновательности дополнительно стимулировал их в этом стремлении.
Большое внимание уделялось и работе с трафаретами. Упражнения на раскрашивание и штриховку по трафарету при низкой остроте зрения давали возможность детям чувствовать себя более уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут чёткими и в пределах контура. Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствовали регуляции моторики рук, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле. Это приводило к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе.
Поддерживать интерес на совместных мероприятиях по ФЭМП помогали игровые приёмы типа «поиска» предметов в пространстве по схемам и лабиринтам. Дети «учились» схемы, находить все предметы в макропространстве, указанные на микросхеме. Этот навык закреплялся в играх «Найди предмет, указанный на схеме», «Поставь игрушку на место, обозначенное крестиком» и т.д.
По мере того, как у детей формировался навык чтения схем, я предлагала им составлять схемы самостоятельно. Например, мы составляли схемы расположения построек на игровых площадках детского сада, а потом прятали и искали предметы, указанные на схеме.
Огромное удовольствие детям доставляли различные модификации игры «Рыбалка», где необходимо на короткую или длинную удочку поймать рыбку определённого цвета или накинуть петельку на рыбку с определённого расстояния.
Часто и в совместных мероприятиях, и в самостоятельной игровой деятельности мы использовали чудо-ящик «Сейф»,где в определённом порядке необходимо было закрывать, открывать различные замочки, крючки и т.д.
Преследуя решение основных задач, в группе проводилась большая работа пор созданию развивающей среды. Тщательно продумывалось планирование игровых зон. Часто детей встречали сказочные персонажи, у которых для ребят всегда были готовы новые и интересные игры и задания.
* «Заниматика»- где находились игры и увлекательные задания на развитие математических категорий.
* «Умелые ручки»- где находились игры для развития мелкой моторики рук.
* «Почемучка»- детские игры на развитие психических процессов.
* « Сказочные домики»- в которых были расположены игры для развития зрительно-моторной координации «Поймай мышонка», «Клубочки», «Рыбалка» и др.
* уголки «Построй-ка» и «Проверь-ка», где происходили увлекательные знакомства с миром естественно- научных представлений.
Разработанная система коррекционной работы по развитию зрительно-моторной координации на совместных мероприятиях по ФЭМП дала положительные результаты.
Результаты обследования уровня развития зрительно-моторной координации у детей в конце подготовительной группы на момент поступления в школу показали, что произошли значительные изменения:
*у 50% детей уровень развития зрительно моторной координации стал выше возрастной нормы;
*у 38,9% воспитанников этот уровень стал соответствовать возрастной норме;
*у 11,1% детей результаты приблизились к возрастным нормам.
Результаты проведённой работы подтвердили предположения о том, что только при проведении целенаправленной работы у детей старшего и подготовительного возраста формируются прочные навыки зрительно-моторной координации. Это позволяет им в дальнейшем успешно обучаться в школе, а также способствует становлению личности ребёнка в целом.
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
1.Работа по развитию зрительно-моторной координации должна занимать одно из ведущих мест в коррекционно-развивающем и образовательном процессе не только для детей с нарушением зрения, но и для детей, не имеющих зрительных нарушений.
2.При подборе содержания коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности психофизического развития детей и состояние зрительных функций.
3.Развитие зрительно-моторной координации необходимо проводить систематически, используя различные виды детской деятельности.
4.Для осуществления деятельностного подхода и реализации задач по развитию зрительно-моторной координации целесообразно использовать совместные мероприятия по формированию элементарных математических представлений.
5.В целях реализации поставленных задач, оправдано использование в обучении детей старшего дошкольного возраста рабочих тетрадей, которые позволяют эффективно мотивировать детей на получение знаний и разнообразить приёмы обучения, а также оказывают положительное влияние на формирование готовности к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
МАСТЕР – КЛАСС «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».
В ходе мастер-класса вашему вниманию будут предложены варианты простых, но значимых заданий, которые можно проводить как в процессе НОД, так и в свободной и самостоятельной деятельности детей....
Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями зрения
Уважаемые коллеги эт статья будет полезной не только логопедам и конеч же тифлопедагогам....
Консультация для воспитателей: «Развитие зрительно-пространственной ориентировки с помощью схем у дошкольников с нарушением зрения»
В данном материале говорится о развитии зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в процессе обучения зрительно-пространственной ориент...
Методическая разработка к ИОМ Смитюх Н.Н. «Технология работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективный способ подготовки руки у дошкольников к письму»
Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме: с предварите...
Индивидуальный образовательный маршрут "Технологии работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективному способу подготовки руки к письму"
Испытываю трудности в освоении технологии работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективному способу подготовки руки у дошкольников к письму....