Консультация для воспитателей: «Развитие зрительно-пространственной ориентировки с помощью схем у дошкольников с нарушением зрения»
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей
«Развитие зрительно-пространственной ориентировки с помощью схем у дошкольников с нарушением зрения»
Учитель-дефектолог Буздырина О. Б.
г. Калининград
Одной из важных задач коррекционно-педагогической работы дошкольников с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия в процессе обучения их зрительно-пространственной ориентировке.
Обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем строится в несколько этапов:
- Обучение простейшему конструированию и моделированию пространственных признаков и отношений на реальных предметах, игрушках и их заместителях;
- Обучение умению обозначать положение реальных предметов и находить их на простейших схемах;
- Обучение самостоятельно составлять простейшие схемы и проверять правильность отображения в них реального пространства.
Сначала проводится обследование помещений. Например, кабинет тифлопедагога обследуется с точкой отсчета от двери и слева направо. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком, при этом уточняются представления о мебели, ее свойствах, назначении.
Обследование мебели проводится сверху вниз с выделением признаков, с опорой на зрительные, осязательные и другие анализаторы.
Для определения детей правильному определению местоположения мебели кабинета, важно научить их определять местоположение предмета в пространстве в зависимости от точек отсчета.
На первом занятии ребенку предлагают встать посередине кабинета, лицом к окну и показать рукой вперед (назад), направо (налево) от себя. При этом ребенок рассказывал, что находится в данных направлениях. Например: «Эта стена справа. На ней висит доска. Эта стена слева. Там стоит стол с компьютером. Следующие занятия проводились на основе словесных инструкций: «Покажи стену, которая находится справа от тебя (слева, впереди, сзади)». Важно, чтобы дети могли словесно обозначить пространственные отношения.
После того, как дети научились свободно ориентироваться в пространстве, появляется возможность моделирования схем пространства. Для этого используется строительный конструктор. Если у ребенка низкая острота зрения, можно использовать специальные приборы для слепых и слабовидящих детей: «Графика» и «Ориентир». Сначала уточняется форма кабинета (квадратная). Дети рассматривают потолок кабинета и пол, уточняют их форму, определяют, что в кабинете четыре одинаковых стены. С помощью длинных магнитных полос строят на пластине квадрат. С помощью короткой полоски обозначают дверь, а напротив двери, на другой стороне квадрата – окно. Его обозначают голубой короткой палочкой. Вместо мебели используются предметы-заменители. Вместо стола – прямоугольник, вместо стула – квадрат, вместо шкафа соединяют два прямоугольника. Дети быстро поняли игровую ситуацию по замене реальных предметов условными знаками. Очень важно, чтобы дети научились соотносить пространственное расположение реальных предметов и предметов – заменителей. Для этого потребовалось многократное повторение для закрепления навыков анализировать пространство.
Следующий этап работы – ознакомление с простыми картинками-планами. Дети рассматривали планы и рассказывали, что на них расположено. Затем они знакомились с игрушками, называли их и располагали их на поверхности листа или стола, соответственно плану.
Ознакомление с простейшими схемами пространства показало, что дети с нарушением зрения быстро усваивают, что предметы и их пространственное расположение можно изобразить схематично. Контурные изображения формы предметов на схеме позволяют детям воспринимать предметы и их местоположение в пространстве. Например, в подготовительной группе проводятся игры и упражнения, которые развивают зрительно-пространственную ориентировку с использованием схем.
Дидактическая игра «Наша комната»
Задачи: учить ребенка моделировать комнату, используя предметы – заменители, учить обозначать в речи пространственное расположение предметов-заменителей на модели.
Материал: лист бумаги, детали настольного строительного конструктора, счетные палочки для обозначения окон и дверей.
Руководство: предварительно рассмотрите с ребенком мебель и оборудование комнаты, дайте образец ее словесного описания, затем предложите смоделировать комнату из конструктора. Ребенок берет лист бумаги, определяет его форму и соотносит ее с формой кабинета. Затем указывает, где находится он сам с точкой отсчета «от себя. Определяет расположение дверей и окон и обозначает их счетными палочками на листе. С помощью строительного конструктора «расставляет мебель». После окончания моделирования взрослый просит ребенка рассказать, что где расположено.
Дидактическая игра «Найди игрушку»
Задачи: учить детей пользоваться планом и соотносить его с реальным пространством; учить находить игрушку, пользуясь планом.
Материал: план кабинета, условное обозначение игрушки.
Руководство: предварительно познакомьте ребенка с мебелью и оборудованием комнаты, дайте образец ее словесного описания. Предложите рассмотреть план комнаты и соотнести его с реальной комнатой. Спрячьте игрушку и обозначьте ее расположение на плане. Затем предложите ребенку найти ее.
Литература: Е. Н. Подколзина «Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки» Институт коррекционной педагогики РАО Москва, 1980г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: ""Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи."
Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно...
Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"
Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....
Консультация для родителей " Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи".
Работа с родителями....
Консультация "Взаимодействие воспитателя и инструктора по физическому воспитанию на занятиях для детей с нарушением зрения "
Ребенок - это первое лицо, которое проявляет физиологическую потребность в движении. Вторым, наиболее заинтересованным лицом в этой важной работе, чаще всего выступают не родители, и не г...
Консультация для родителей: "Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"
По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторо...
«Развитие зрительно –пространственных представлений у детей с речевой патологией как профилактика нарушения чтения и письма».
Обобщение опыта работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по теме: «Развитие зрительно –пространственных представлений у детей с речевой патологией к...