Доклад на тему: "Значение игр с правилами в подготовке детей к школе"
материал по математике (подготовительная группа) на тему

Галиева Альфира Сафетдиновна

Подготовка к школе не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются прежде всего, условием его личного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 31 «Красная шапочка»

г. Набережные Челны

ДОКЛАД

Тема: «Значение игр с правилами в подготовке детей к школе»

Галиева Альфира Сафетдиновна

Воспитатель первой квалификационной категории

        

2014 год

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Так как наши дети являются будущими первоклассниками, перед нами стоит задачи их подготовки к школе.

В последнее время остро стоит проблема снижения мотивационной готовности у детей, среди которых много детей с высоким уровнем развития, но с незрелостью регуляторных функций, а будущему первокласснику необходимо произвольно управлять своим поведением и познавательной деятельностью. Учебная деятельность требует от будущих первоклассников необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий, владения мыслительными операциями, умения обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умения планировать свою деятельность, осознанности и самоконтроля. Важно положительное отношение ученика к учителю, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых условий для выполнения поставленных задач. Овладение собственным поведением, которое положено в основу развития личности достигается за счет освоения ребенком орудий-средств, знаков (Выготский). Первоначально они имеют чисто внешний социальный характер: взрослые действуют на ребенка с помощью знаков.Наиболее универсальной системой знаковых средств выступает речь, так как с помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект.

Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения. Таким образом, именно слово делает человека свободным, осознанным и произвольным (Выготский). Однако, речь не является единственным средством осознания своего поведения и овладения им. В качестве такого средства могут выступать образцы, способы действия, правила (Эльконин). Становление произвольного поведения есть способность действовать по образцу, заданному в наглядной или идеальной форме, когда впервые для ребенка возникает вопрос о том, «как надо вести себя». Сравнение с образцом и есть осознание своего поведения, личное осознание, формирование которого неразрывно связано со становлением произвольного управления собственным поведением (Эльконин). Образцом поведения служит взрослый, так как ориентация на мнение взрослого, его оценку является для ребенка сильнейшим мотивом поведения. Взрослый транслирует ребенку эмоциональное отношение к действию и направляет его активность

Успешность обучения ребенка к школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.

Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Цели: подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности,снятие трудностей адаптации в новой для них социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Цели: подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности,

Задачи:

1.Формирование навыков учебной деятельности, познавательных интересов, познавательной активности.

2. Развитие произвольного внимания, развитие зрительной, слуховой, тактильной и двигательной памяти, развитие воображения.

3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, наглядно-образного и логического мышления.

4. Развитие у детей способности к самооценке, самоконтролю при выполнении работы.

5. Развитие мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

6. Развитие фонематического слуха, совершенствование всех сторон речи.

7. Развитие математических представлений.

8. Развитие представлений об окружающем мире.

В отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой к другой ведущей в младшем школьном возрасте - учебно-познавательной

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для ребенка, игра вместе с тем является важным средством воспитания и развития.

Старший возраст, как и дошкольный в целом – этап интенсивного психического развития: прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Новый характер приобретают познавательные процессы.

Центральным моментом формирования учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания. Переориентация на способы действия подготавливает ребенка к сознанию своих действий, ведет к развитию произвольности и контроля своей деятельности. У ребенка формируется умение все более полно и точно следовать образцам действий взрослых, заданным в наглядной или словесной форме, при воспроизведении как конечного результата, так и его способа получения. Особое значение при этом имеет выполнение указаний, сформулированных в речевой форме. Развитие умения слушать и выполнять указания взрослого есть основной показатель овладения элементарными формами учебной деятельности в дошкольном детстве.

Указания взрослого, относящиеся к способу действия (как делать?) обычно начинают выполняться детьми позднее и с большим трудом, чем указания, относящиеся к результату (что делать?). Конечно, ребенок не ищет способ действия сам, а получает в готовом виде (правило) и этот способ может быть достаточно конкретным

Таким образом,действие по правилу  в старшем дошкольном возрасте выступает в качестве прямой предпосылки принятия учебной цели, то есть основного элемента учебной деятельности (Выготский).

Овладеть правилом – это значить овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче. (А.Н.Леонтьев). Если первоначально это относится к игровой задаче, то при переходе к учебной ситуации обеспечивает подчинение действий ребенка задаче учебной.

Основные предпосылки к учебной деятельности, которые складываются к концу дошкольного детства (показатели уровня готовности к овладению ею):

-появление произвольности в поведении и познавательных процессах.

-умение слушать и выполнять инструкцию воспитателя.

-способность действовать по образцу.

-умение оценивать свою работу и работу других детей.

-способность к подчинению правилам и требованиям взрослого.

-способность к общему способу действия в условиях решения определенного типа задач.

-способность осуществлять контроль за собственными действиям

Произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой деятельности. Умение управлять своим поведением в игре возникает раньше, чем в условиях прямого задания. Особенно ярко этот факт выступает в поведении детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольников показатели управления своим поведением в игре и в других ситуациях выравниваются

Основа игры - создание мнимых ситуаций, это расхождение видимого и смыслового поля. Разные виды игры - сюжетно-ролевая,театрализованная и игра с правилами - имеют это качество в своей основе и появляются в дошкольном возрасте в строго определенной последовательности. Несмотря на их внешние различия, они имеют строго определенную логику развития воображаемой ситуации – это есть этапы овладения ребенком игровой деятельностью:

-дети принимают созданную взрослым воображаемую ситуацию и продолжают в ней действовать.

-с помощью взрослого выделяют существенные признаки воображаемой ситуации и действуют в ней уже на их основе.

-ребенок научается воссоздавать самостоятельно воображаемую ситуацию по заданным взрослым существенным признакам.

Эти три этапа ребенок проходит при овладении любым видом игр. Обучение с применением игровых приемов возможно лишь тогда, когда ребенок прошел все три этапа в развитии игры. Так, если мы хотим обучать ребенка с помощью сюжетно-ролевой игры, то необходимо сначала научить его этому виду игры, и только тогда, когда ребенок имеет возможность воображать ситуации сюжетно-ролевой игры по сопряженным ролям, можно использовать ее в обучении, и в любой другой деятельности.

Таким образом, заключенное в программе обучения и воспитания в детском саду содержание нужно предлагать дошкольникам не на занятиях, похожих на школьные уроки, а в разных видах игр. Это достигается путем введения в содержание занятий существенных признаков воображаемых ситуаций, свойственных разным видам игр. Такая тактика позволит получить прочные знания и умения, которые школьники могут использовать в их самостоятельной деятельности.

Взаимосвязь игры и обучения, которое появляется к концу дошкольного возраста, имеет непреходящее значение в плане подготовки детей к школе.

Этиособенности касаются игры с правилами – одной из поздних форм игры. Она непосредственно предшествует учебной деятельности и может служить основой для безболезненного перехода от игры к учению. Игра с правилами предполагает особый этап, в течение которого дети осваивают правила последующей игры, то есть осваивают его способ. Деятельность дошкольника на подготовительном этапе игры с правилами очень сходна по своей структуре и задачам с учебной деятельностью младших школьников. Цель учебной деятельности, так же как и цель подготовительного к игре этапа связана с освоением ребенком общего способа правил предстоящей деятельности.

Применение игровых форм деятельности имеют первостепенное значение в повышении результативности обучения.

Любая форма игры имеет специфическое значение, направлена на развитие определенной составляющей психики ребенка, способствующей формированию готовности к школьному обучению. При этом, наибольшее значение для формирования и развития у старшего дошкольника произвольно-контекстной формы общения имеют сюжетно-ролевые и режиссерские игры, а в формировании предпосылок учебной деятельности-игры с правилами.

Ребенок в игре выполняет одновременно две функции: с одной стороны, выполняет свою роль, а с другой-контролирует свое поведение. В формировании произвольного поведения нельзя переоценить значение ролевых игр. Ролевые игры в органичной и естественной форме сочетают в себе два основных условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, сдругой - осознанности поведения.Поэтому ролевые игры выступают наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте. Но в то же время в ролевой игре отсутствует сознательный контроль (Смирнова Е.О.). В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения. В ролевой игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия «чужими» словами и правилами.

Игры подражательно-процессуальные характеризуются тем, что в них роль и воображаемая ситуация открыты, а правило скрыто. Сюжетная игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает трансформации, различают такие ее разновидности: сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация. Однако во всякой ролевой игре заключены определенные правила, которые вытекают из взятой на себя ребенком роли (например: как должна вести себя мама или инспектор Д.П.С., доктор).

Игровая роль создает благоприятные условия для следования правилам, подчинения непосредственных и мимолетных желаний более высоким мотивам, стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.

Требования к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры:

-действие вовнутреннем воображаемом плане-формирование плана-представлений, наличие воображаемой ситуации.

-ориентировка в системе человеческих взаимоотношений, воспроизведение их.

-реальные взаимоотношения между детьми.

Совместная игра невозможна без согласования действий. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которое становится исходной формой в развитии у детей качеств общественности, качеств, обеспечивающих определенный уровень общения. В этом и состоит специфическое значение сюжетно-ролевой игры. Оно реализуется не автоматически, а под влиянием руководства игрой со стороны взрослого.

Сюжетно-ролевая игра позволяет развивать произвольное управление поведением, начальных форм преднамеренного запоминания, многих качеств личности (активности, организованности), о значении игры для усвоения разнообразных знаний (о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых). Но формирует все эти качества и знания не сама игра, а содержание, которое специально вносится в детские игры (игра в «часового», в «посыльного»).

В сюжетно-ролевой игре роль связана с взаимоотношениями людей. Поэтому она всегда содержит в себе отношение и подразумевает, по крайней мере, две взаимосопряженные позиции: мать-ребенок, доктор-пациент, учитель-ученик. Сюжетно-ролевая игра-внутренне коллективная деятельность, даже тогда, когда ребенок играет один. Сюжеты должны быть самыми разнообразными, их источником могут служить целенаправленные наблюдения, рассказы, сказки, диафильмы. Однако,это не означает, что темы и сюжеты всегда будут строго заданы. Пусть старшие дошкольники сами их придумывают, используя свои впечатления. Надо только следить, чтобы они не играли в одну и ту же игру совершенно одинаково. И если сегодня дети продолжают игру в «доктора», которую начали вчера, необходимо педагогу дать ей другое направление, чтобы она не продолжалась стереотипно, поскольку сформировавшийся эталон будет мешать развитию воображения, творческих способностей. Взрослый демонстрирует в игре способы разного поведения персонажа, учит ребенка согласовывать свои действия с партнерами. При проведении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников надо учить согласовывать не только роли с противоположным или одинаковым содержанием, но и роли никак внешне не связанные между собой (врач-шофер). Важно, чтобы дети постоянно меняли роли, а не закрепляли их за собой (один ребенок постоянно врач, другой - пациент), чтобы каждый мог побывать и в главной и во второстепенной роли, независимо от особенностей своего характера и уровня игровых умений. Детям важно показывать образцы взаимодействия участников между собой, учить их слушать друг друга, понимать, подчинять свою, индивидуальную деятельность задачам и целям общей коллективной, что связано с формированием произвольности в общении со сверстниками. Это свойство личности положительно влияет на формирование учебных действий, способствующих усвоению обобщенного способа действования в ситуации решения определенного типа задач.

Для полноценной реализации развивающего значения сюжетно-ролевой игры в практике дошкольного воспитания необходимо дальнейшее углубленное изучение как условий использования самой игры для формирования психических свойств и способностей, так и условий обобщения этих свойств и способностей и их переноса в другие виды деятельности ребенка.

Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Наиболее инициативные дети, являясь ее организаторами и творцами новых сюжетных поворотов, в своей деятельности сочетают исполнение принятой на себя роли и руководство другими ролевыми взаимосвязями, то есть занимается режиссерской деятельностью.

Таким образом, в развитии сюжетно-ролевой игры скрыта особая форма режиссерской игры. Однако режиссерская игра обнаруживается у старших дошкольников не только внутри сюжетно-ролевой игры, но и как самостоятельная деятельность-вид театрализованной игры.

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Режиссерские:  а) настольный театр игрушек, б) настольный театр рисунков, в) теневой театр на фланелеграфе.

2. Игры-драматизации: а) пальчиковый театр, б) театр би-ба-бо, в) кукольный театр, г) игра-драматизация с шапочками на голове, д) импровизация.

Режиссерскую деятельность у старших детей отличает качественное обогащение сюжета. Это происходит за счет включения в игру многих взаимосвязанных персонажей, появления нескольких линий в развитии сюжета, разыгрывания нового содержания, ставшего доступным пониманию детей в этом возрасте. Важнейшая особенность этого уровня режиссерской игры-возможность коллективного действия и сотрудничества в совместной игровой деятельности.Коллективная режиссерская игра зачастую включает в себя элементы продуктивных видов деятельности-конструирования, рисования, изготовления поделок. Режиссерская игра стимулирует воображение, требуя сюжетных построений, распределения ролей, сюжетно-ролевых взаимоотношений. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «Я» множество разных образов и позиций и тем самым разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков. Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, например, мелкие игрушки, с помощью которых ребенок сможет развивать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становится ее зрителем, наблюдателем, который в ходе игры задает вопросы. Они стимулирую режиссерскую игру, направляют.

Один из этапов в обучении режиссерской игре-игра-драматизация. В ней дети разыгрывают самостоятельно или коллективно заранее заданные сюжеты. Как правило, это бывают сказки, рассказы, пьесы, стихотворения. Однако, игра-драматизация и режиссерская игра – это не одно и то же, поэтому надо учить детей играть, сначала в игру-драматизацию, затем, обязательно, в режиссерскую игру.

Игра-драматизация и режиссерская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры (Н.А.Короткова, Н.А.Михайленко). Однако, по мнению других авторов (В.А.Кожевникова, С.А.Козлова), режиссерская игра, обладая такими составляющими, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, одновременно является онтогенетически более ранним видом игры по сравнению ссюжетно-ролевой.

Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету. План игры, последовательность действий определены заранее. Особое значение игры-драматизации в том, что она помогает детям глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, пьесы, почувствовать их художественную ценность, способствует выразительности речи и движений. У детей 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, который показывается для зрителей, в них можно видеть переход от игры к драматическому искусству, хоть и в зачаточной форме. Дети стараются правильно передать образ героя, выразить свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте способность к замыслу получает значительное развитие-от случайно, по ассоциации возникшей цели до сознательно задуманной темы игры, планирование сюжета, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

В связи с развитием игрового замысла чувства становятся более осознанными, сложными. Игра выявляет переживания ребенка и формирует его чувства. Подражая космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же, а при этом возникают новые чувства-ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Для выполнения дети пользуются разными способами: собственными действиями, словом, употребляют разные предметы, сооружают постройки.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции:

-расширяются и углубляются знания об окружающем,

-развиваются психические процессы (внимание, память, восприятие, стимулируются мыслительные операции),

-совершенствуется и активизируется словарный запас, грамматический строй речи,

-совершенствуется моторика, координация,

-развивается эмоционально-волевая сфера,

-происходит коррекция поведения,

-развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения,

-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности,

-участие детей в театрализованных играх дает детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия, облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны,-сама игра развивается под влиянием развития речи. Вначале ребенок словом обозначает свои действия - осмысливает их, затем словом он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли, чувства (шофер как будто неподвижно сидит в своей машине, но прислушайтесь к его словам: он объезжает площадь, проезжает перекресток, останавливается на светофоре).

Особенно велика роль слова в режиссерских играх. В них ребенку иногда приходится выполнять разные роли, но не действовать самому, а заставлять действовать игрушки. Это требует от ребенка умения регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения, поэтому режиссерские игры наблюдаются преимущественно в старшем дошкольном возрасте.

Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумать и показать сказку. Для этого старшему дошкольнику дают набор одномасштабных игрушек, которые он может уместить на плоскости.

Выделять и усваивать обобщенный способ действования старший дошкольник учится в коллективных видах деятельности. Поэтому при подготовке к школе необходимо формировать надлежащий уровень общения со сверстниками. Старший дошкольник, отличающийся высоким уровнем общения, воспринимает ситуацию предложенной задачи в целом, не только со своей позиции, но и с позиции разных людей, участвующих в учебном процессе. Ребенок устанавливает с окружающими определенные отношения, сохраняющиеся на протяжении всей совместной деятельности. Старший дошкольник способен относиться к партнеру как к противнику, с которым у него противоположные позиции и интересы. Очень часто такая деятельность приобретает характер соревнования. Одновременно при выполнении задания дети должны систематически согласовывать свои действия с действиями партнера.

Этому старший дошкольник обучается в игре с правилами. Она появляется лишь к концу дошкольного детства (5-7 лет).

В играх с правилами взрослый должен участвовать на равных, демонстрировать способы согласования действий всех участников игры. Для формирования надлежащего уровня общения со сверстниками необходимо выполнять следующие методическиеские приемы:

-совместная деятельность-игра, где дети должны согласовывать свои действия не по заданным ролям, а по смыслу этой деятельности.

-наблюдение взрослого за совместной игрой детей: он подсказывает им, советует, непосредственно учит взаимодействовать при решении общей задачи.

-введение в игру роли болельщиков, помогающих установить соревновательные отношения.

-введение коллективную игру роли управляющего, который руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал.

-обучение игре одновременно за двух партнеров с взаимно противоположными интересами: это формирует у него двойную позицию, то есть умение рассматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения.

Предлагаемые методы можно отрабатывать с детьми на занятиях, а затем обязательно включать в коллективную игру. Она проходит с разным количеством участников, начиная с двух и кончая целой группой. При этом важно не только формировать отношения между участниками разных команд, но и учить их согласовывать свои действия внутри одной команды.

Воспитатель использует игры с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения, активности, стремления к достижению успеха, самоутверждению через результаты в игре. При организации игры наиболее важной задачей является активизация состязательных отношений между партнерами при достижении конечного результата-выигрыша. Организуя с детьми игры с правилами и включаясь в них как участник, воспитатель уделяет особое внимание предварительному соглашению об условиях определения выигравшего. Продолжает формировать умение распределять различные функции между участниками, подчиняться нормам справедливого распределения функций, взаимно контролировать действия, относящиеся к правилу как обязательному для всех участников.

В обучении детей дошкольного возраста постоянно используются игровые приемы, например в формулировку тех или иных заданий вносятся элементы игрового сюжета, выполнению заданий придается форма игрового действия, предусматривается возможность выигрыша. Это способствует усвоению программного материала и формированию у детей предусмотренных психических качеств. Однако  в подобных случаях имеет место не игра, а привнесение в процесс обучения некоторых ее компонентов, позволяющих использовать игровую мотивацию, имеющую для детей огромное значение, что же касается игровых моментов в обучении, то они жестко регламентированы в соответствии с дидактической задачей.

Наиболее успешно осознание своего поведения осуществляется в играх с правилами, в которых, в отличие от ролевой игры воображаемая ситуация скрыта, скрыта и игровая роль, а правило открыто, то есть адресовано самому ребенку. В игре с зафиксированными правилами внутренне заключена задача, например, в игре «Классики» нужно достичь цель, соблюдая ряд условий, о которых специально договариваются. И поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Правило в сознании ребенка должно не только выделиться, но и усвоиться, оно должно приобрести аффективную значимость. Ребенок должен захотеть действовать «правильно», то есть в соответствии с принятым и понятным правилом. Взрослый в роли участника мотивирует игровые действия детей, задает субъектную значимость правила, в роли организатора он вводит правило в жизнь ребенка, помогает осознать соответствие его поведения правилу, помогает соблюдать принятые правила действия. Открытое правило начинает опосредовать поведение детей только после того, как одни и те же действия проиграны несколько раз.В дошкольном возрасте многократное проигрывание одних и тех же действий с постепенным введением их речевого оформления и осмысления является важнейшим условием формирования произвольного поведения в игреправилам. Систематическая работа по формированию игр с правилами не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где особенно важным становится умение подчиняться обязательным нормам и подготавливает, таким образом, появление обучающей дидактической игры как переходной рубежной формы на пути к сознательному учению.

Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебно-познавательное и игровое-занимательное. Предназначение дидактической игры-смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а так же облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно, через игровую деятельность. Обучающая задача завуалирована, на первом плане для играющего становится естественное желание поиграть, выполнить определенные игровые действия.

Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать следующие элементы:-обучающая задача,

-игровая деятельность,

-правила игры,

-содержание игры,

-ее заключение.

Отбор познавательных задач осуществляется в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей. Без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться – невыполненными.

Обучающие правила направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ  выполнения игровых действий.

-Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений.

-Заканчивая игру, воспитатель повторяет ее название и основные игровые правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность детей.

При повторном проведении игры, ребята усваивают полный порядок, игровые правила, способы действий. Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней положительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются, вводится новый игровой материал, дополнительные роли, наглядно-дидактический материал заменяется словесным.

Игры, направленные на умственное развитие ребенка можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, способствующие развитию  памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей. Все они могут быть использованы при подготовке ребенка к школе.

Игры, направленные на развитие восприятия формируют у ребенка умение анализировать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина): «Назови изображение, которое ты видишь», «Кто летает», «Что лишнее», «Белый лист», «Большой-маленький».

Игры  на развитие внимания формируют умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности: «Что изменилось», «Горячо-холодно», «Съедобное-несъедобное», «Цепочка слов», «Найди различия», «Какой игрушки не хватает», «Путаница», «Исправь ошибку».

Группа игр, направленная на развитие памяти предполагает совершенствование зрительной и слуховой памяти, так как память, так жекак и внимание становится произвольной, то есть ребенок может поставить перед собой цель и запомнить что-либо: «Кто больше запомнит», «Чей предмет», «Двигательная память», «Пересказ», «Цвета», «Форма предметов», «Где спрятана игрушка».

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим: «Кто кем будет», «Какой фигуры не хватает?», «Сложи картину», «Собери цветок», «Универсальное лото», «Что кому нужно?», «Ч то лишнее?», «Сравни предмет».

Важное значение имеет развитие творческих способностей ребенка, что подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Необходимо уметь не только свободно фантазировать, но и направлять фантазию, творческие возможности на решение разных задач: «Сборники», «Газета», «Перекати шар», «На что это похоже?», «Волшебные картинки», «Три краски», «Конструирование фраз», «Неоконченный рассказ», «Закончи рисунок», «Помоги достроить дом».

Педагог организовывает настольные и словесные игры с правилами, принимая в них непосредственное участие; поощряет их самостоятельную организацию детьми в небольших подгруппах из 2-5 человек.

Учит детей играм с правилами, требующими умственной компетенции и внимательности (шашки, шахматы, точечное домино, «Да и нет не говорите», «Краски», «Нагружаем пароход»). Предлагает разнообразные игры на удачу, с более формализованным содержанием, чем ранее (типа цифрового и буквенного лото), стимулирует их к придумыванию новых правил на основе знакомых настольных игр (лото, гусек).

Педагог воспитывает у детей в игре с правилами выдержку и настойчивость, честность и сдержанную реакцию на собственный проигрыш в игре, а также умение ободрить, поддержать потерпевшего неудачу сверстника.

Игры, развивающие элементарные математические представления, знакомящие со звуковым анализом слова, подготавливающие руку к овладению письмом. Однако каждая из таких игр ставит своей задачей развитие мышления, речи, памяти, воображения.

Игра с правилами у детей 7-го года жизни занимает не меньшее место, чем сюжетная игра. Воспитатель использует игру с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения, активности, стремления к достижению успеха, самоутверждению через результаты в игре.

При организации игры наиболее важной задачей является активизация состязательных отношений между партнерами при достижении конечного результата-выигрыша.

Организуя с детьми игры с правилами и включаясь в них как участник, воспитатель уделяет особое внимание предварительному соглашению об условиях определения выигравшего. Продолжает формировать умение распределять различные функции между участниками, подчиняться нормам справедливого распределения функций, взаимно контролировать действия, относиться к правилу как обязательному для всех участников.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать правила.

Подвижная игра с правилами вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Воспитатель организовывает сдетьми подвижные игры разной сложности: с личным соревнованием в ловкости, быстроте (кегли, серсо, салки, жмурки, прятки, «Школа мяча», городки, «Штандр», классики, бадминтон, совместные игры со скакалкой).По мере освоения детьми правил поощряет самостоятельную организацию этих игр детьми в небольшой группе (3-6 человек). Стимулирует детей к индивидуальным упражнениям по обработке необходимых для совместной игры двигательных умений.

Воспитатель так же организовывает с детьми игры командного характера (традиционные народные и эстафетные, спортивного типа). Эти игры требуют постоянного присутствия взрослого: на этапе освоения как организатора и непосредственного участника, в дальнейшем - как не включенного в игровые действия судьи.

Занятия в детском саду часто носят учебный характер, особенно познавательный блок, у детей с речевыми нарушениями познавательная сфера особенно страдает, поэтому в своей работе мы стараемся использовать разные методы работы. Это обязательное включение дидактических игр с речевым наполнением на занятиях, которыеобеспечивают позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии неречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание память).

Загадки,считалки, скороговорки, ребусы, грамматические примеры, анаграммы, кроссворды, магические квадраты, стихи, перевертыши и другие занимательные игры со словами, помогают раскрыть перед ребенком сложный и многообразный мир русского языка, расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, стимулировать умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.

Такие дидактические игры: “Скажем ласково”, “Одни – много”, “Скажем наоборот”, “Большие – маленькие”, “Скажи какая” позволяют формировать умение выделять части предмета, группировать предметы по признакам, уточняют значения слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать множественные числа существительных, согласовывать существительные в числе, роде, подбирать к ним прилагательные, подбирать антонимы к словам.

Упражнения по закреплению звука, подбору антонимов, согласовании в роде, числе и падеже существительных с числительными (одна чашка, пять чашек), словообразовании в соответствии с заданной тематикой решаем и на других занятиях: по математике, ИЗО деятельности, конструированию, во внеучебной деятельности – режимных моментах.

Первоначально ведущими в нашей работе являются такие виды деятельности как рассказывание и чтение, рассматривание картин, беседы, дидактические игры. Например: перед занятием на тему “Перелетные птицы” мы планируем наблюдения на прогулке, чтение рассказов В. Бианки “Все самые”, “Лесная газета”, И. Соколова-Микитова “Скворцы”. Дидактические игры “Один – много”, “Посмотри и назови”, “Какой птицы не стало” способствуют запоминанию названий птиц, закреплению отличительных признаков, помогают в составлении описательных рассказов. Разучиваем пальчиковую гимнастику “Десять птичек – стайка”, с последующим использованием на занятиях.

). Загадываем загадки:“Черный, проворный, кричит КРАК, червячкам враг (Грач)”, “На шесте дворец, во дворце певец, и зовут его (Скворец)”, “Еще на свет не появился, в чужом гнезде он очутился (Кукушонок)”, “Он соло пел среди ветвей, его назвали… (Соловей)”. Используем физкультминутку (речевая подвижная игра “Птички”) “Птички летели, крыльями махали, на дерево сели и вместе отдыхали”. Также включаем психогимнастику “Гадкий утенок” (игра на выражение различных эмоций – голова вниз, плечи сведены вперед, глаза опущены).

На прогулке продолжаем наблюдение за птицами, опираясь на полученные знания, составляем описательный рассказ наблюдаемой птицы. Организуем подвижную игру “Птицы” (на закрепление названий птиц). По считалочке:

                        Начинается считалка,

                        На дубу скворец и галка.

                        Улетел домой скворец

                        И считалочке конец.

Выбираем хозяйку и ястреба. Хозяйка втайне от ястреба дает название каждой птице. Прилетает ястреб, спрашивает:

– зачем пришел?

– за птицей.

– за какой?

Например, по теме: “Перелетные птицы” – это такие упражнения “Скажем наоборот” (на подбор антонимов), “Скажем одним словом” (у аиста ноги длинные, его называют длинноногим – словообразование), “Подбирай и называй” (на подбор слов – признаков), “Нарисовать три, нарисовать пять” (закончить предложения по образцу: Дети увидели три скворечника, а не заметили пять скворечников).

Предлагаем детям индивидуальные пальчиковые игры: “Выкладывание из семечек силуэта журавля” с проговариванием:

                        Семечек белых от тыквы я взял,

                        На птицу похожа, да только бела.

                        Краску возьму и журавль настоящий.

“Выкладывание из палочек силуэта цапли” с проговариванием:

                        На одной ноге стоит,

                        На лягушек все глядит.

                        На одной ноге весь день

                        Ей стоять совсем не лень.

В течение дня, во время режимных моментов, учим скороговорку:

                        Уточка – вострохвосточка ныряла, выныривала,

                        Выныривала и ныряла.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развита память, мышление, внимание, координацию, воображение, наблюдательность. Развитие мелкой моторики также напрямую связано с полноценным развитием речи, так как, центры мозга, отвечающие за моторику и речь находятся рядом.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

При наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает затруднительный характер, развитие моторных функций тоже будет страдать. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Дети, имеющие отклонения в речевом развитии оказываются неподготовленными к школьному обучению. Поэтому необходимо оказывать ребенку соответствующую коррекционную помощь, развивать моторику пальцев рук для того, чтобы ликвидировать трудности, возникающие при нарушении произношения у детей.

Методы коррекции нарушения мелкой моторики у детей:

-пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами),

-использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ежики, семена),

-игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки),

-завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц,

-игры с нитками (наматывание, плетение),

-работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание),

-работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, графические задания, диктанты),

-игра в сухом бассейне,

-использование методики «Су-джок»,

-сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь

Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Они развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер.

Использование компьютерных игр в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает интерес ребенка всесторонне.

-Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей программой,

начинает сначала думать, а потом действовать.

-Другой ценный аспект подготовки ребенка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

-Немаловажный аспект – социальная адаптация ребенка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус.

Подготовка к школе не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются прежде всего, условием его личного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Речевая подготовка детей к школе»

доклад для воспитателей подготовительной к школе группы...

Задачи по подготовке детей к школе (из доклада на пед.совет)

Материал о задачах подготовительной группы которые идут в школу ...

"Совместная работа учителей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе" (доклад)

Выступление на секционном занятии на августовской конференции...

Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."

В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...

Доклад на тему: Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"

Доклад содержит понятия что такое вообще здоровье, и виды используемых мной здоровье сберегающих технологий в детском саду....

Доклад на тему: "Нравственно - волевая подготовка детей к школе"

Доклад к родительскому собранию в подготовительной к школе группе....