Занимательный материал и дидактические игры,как средствоформирования ЭМП у детей старшего возраста
проект (математика, средняя группа) по теме
Занимаительный материал не только увлекает ребенка,носпособствуетразвитию внимания памяти мышления и речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_proekt_srednyaya_gr.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект ( 2013-2014уч.год)
Тема: «Занимательный материал и дидактические игры, как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Разработчик проекта: Суравнева М.А.
Тип проекта: познавательно исследовательский
Вид проекта: долгосрочный (1.09.2013-31.05.2014)
Участники: дети старшей группы , воспитатели, родители
Актуальность темы
Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Постановка проблемы
На занятиях по ФЭМП у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определен уровень сформированности математических представлений каждого ребенка. Выявлены дети, у которых слабо развиты внимание, мышление, активность.
Из 8 обследованных детей
высокий уровень имеют – 0 чел.
средний уровень – 2 чел.
низкий уровень – 12 чел.
Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты .
Новизна проекта
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста через занимательный материал.
Задачи:
- Развивать интерес к математике у детей среднего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
- Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
- Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.
Предполагаемые результаты проекта
− положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;
− формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
− применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
− осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;
− развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.
План реализации проекта
I этап – подготовительный (сентябрь)
Оснащение образовательного процесса, педагоги | Дети | Родители | Сроки |
Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала | Проведение первичной диагностики | Сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе» на род. собрании. Индивидуальные беседы о результатах диагностики | Сентябрь |
II этап - основной | |||
Подбор занимательного материала. | Проведение занятий, индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП с использованием занимательного материала. | Октябрь – апрель | |
Подбор настольно-печатных игр | Чтение математической сказки «В стране математики в пластелиновом районе» | Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» | Октябрь |
Оформление уголка занимательной математики | Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей. Математическое развлечение «Математика-страна чудес» | Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице» | Ноябрь |
Изготовление дидактической игры «Составь предмет из счетных палочек»,"Составь ряд из елочек" и др. | Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек. Самостоятельная деятельность в математическом уголке | Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук» | Декабрь Декабрь - Май |
Подбор сюжетно-дидактических игр | Чтение математических сказок | Консультация «Использование игровых шуток в свободное время» | Январь |
Обновление содержания уголка занимательной математики | Математический КВН | Папка-передвижка «Математика - это интересно» | Февраль |
Изготовление дидактической игры по математике «Найди нужный предмет» | Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр | Выставка «Математические игры для дошкольников» | Март |
Презентация проекта в форме открытого занятия для родителей | Итоговое занятие «Математическое королевство» | Открытое итоговое занятие «Математическое королевство» на родительском собрании | Апрель |
III этап – заключительный | |||
Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности | Итоговая диагностика | Индивидуальные беседы и консультации | Май |
1 этап (сентябрь)
Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.
II этап – основной (октябрь-апрель)
1.Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2.Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП для родителей.
III этап – итоговый (май)
Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Анализ результативности проекта
• Положительная динамика роста математического развития детей. Результаты итоговой диагностики:
Высокий уровень –0 чел.
Средний уровень –1 2 чел.
Низкий уровень – 2 чел.
• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.
• Оформлен уголок занимательной математики.
• Изготовлены дидактические игры по математике: «Найди нужный предмет», «Составь предмет из счетных палочек». "Составь ряд из елочек"."Лесенка для медвежонка","Веселый клоун" и др.
• Проведено итоговое занятие «Математическое королевство» для родителей.
Библиографический список:
• Л. Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников»
• Позднякова «Игровые комплексы», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2 1996г.
• А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М.; Просвещение 1987г.
• Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 1992г.
• З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
•Н.А. Арапова-Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.
•В. Волчкова Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.
•З.А. Михайлова « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
•З.А. Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.
• И. Морозова « Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.
•В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
• Под ред. А.А. Столяра «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М., 1988.
•К.В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделька (дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего возраста) (авторская разработка) выполнила Кузьмина Анна Семеновна
· Игра способствует развитию познавательного интереса;· Расширяет кругозор детей;·...
Сюжетно – дидактическая игра «Прогулка с Буратино» для детей старшего возраста с ОВЗ
Сюжетно – дидактическая игра «Прогулка с Буратино» для детей старшего возраста с ОВЗЦель: проверить и закрепить представления о времени, о временном отрезке – неделе...
Конспект дидактической игры «Поговорим по телефону» для детей старшего возраста. Область: речевое развитие.
Дидактическая игра для детей старшего возраста. "Поговорим по телефону". Область речевое развитие....
Дидактическая игра "Как вырастить подсолнух" (для детей старшего возраста)
Дидактическая игра"Как вырастить подсолнух" (для детей старшего возраста) Цель: Привлечь детей к познавательно - исследовательским наблюдениям за ростом, развитием культурных растений. Задач...
Дидактические игры по духовно - нравственному воспитанию детей старшего возраста.
Гармоничное развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач,среди которых особое место занимают вопросы духовно - нравственного воспитания. На эт...
Конспект дидактической игры "Поговорим по телефону" для детей старшего возраста. Область: речевое развитие.
Конспект дидактической игры "Поговорим по телефону" для детей старшего возраста. Область: речевое развитие....
Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» разработана для детей старшего возраста.
Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» разработана для детей старшего возраста.Актуальность.Специалисты отмечают, что игра в определённой мере является одн...