Игры для развития логического мышления.
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа) на тему
Игра «Узнай меня»
Игра «Раньше – позже»
Игра «На что похоже»
Игра «Хорошо – плохо»
Игра «Гирлянда»
Игра « Маша-Растеряша»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_logicheskogo_myshleniya.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития логического мышления.
Игра «Узнай меня»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например: – Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)
- Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
Далее я познакомила детей с играми, которые нацелены на определение линии развития объекта и на выявление его связей. Это такие игры как: «Раньше – позже», «Чем был – чем стал», «Где живет?», «Кто кем будет?» и др.
Игра «Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Или, Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
Игры на сравнение помогают детям выделять общие признаки объектов: «На что похоже», «Давай поменяемся», «Теремок», «Найди друзей» и др.
«На что похоже»
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игры: «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры» и др. помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества и познакомить их с противоречиями.
«Хорошо – плохо»
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» – идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры, развивающие ассоциативное мышление, учат устанавливать связи между объектами: «Гирлянда», «Цепочки ассоциаций», «Поезд» и др.
Игра «Гирлянда»
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: – Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: – Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
И т.д.
Игра « Маша-Растеряша»
Цель: тренировать внимательность, учить решать проблемы.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...
Консультация для родителей "Играем дома.Развивающие игры на логическое мышление детей 6-7 лет""
Предлагаю вашему вниманию подборку игр на развитие логического мышления детей старшего возраста. В настоящее время, когда по стране идет волна заболеваемости, многи рподителя не водят детей в дет...
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. КартотекаИгры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет...
Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления
Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...
Консультация для родителей «Учимся, играя: игры на развитие мышления»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Развиваем мышление дошкольников ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Консультация для родителейРазвиваем мышление дошкольниковИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, нераз...
Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет
Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет...