Конспект НОД "Путешествие в математическую страну"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Закрепить полученные знания в области "Познание" (ФЭМП). Упражнять детей в составлении и решении арифметических задач, умении ориентироваться в пространстве и на плоскости. Развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_matematicheskuyu_stranu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 с детьми подготовительной  к школе группы

 «Путешествие в Математическую страну»

Выполнила

Китова Елена Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ №146

г.о. Самара

Цель:

 Закрепить ранее полученные знания в образовательной области «Познание»                             (ФЭМП). Упражнять детей в составлении и решении арифметических задач,    умении ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Задачи:

          образовательные

  • продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня и числа;

     развивающие

  • развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве.

     воспитательные

  • воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь;

Интеграция областей:

          познание, коммуникация, социализация, здоровье.

Виды детской деятельности:

          игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Оборудование и материалы:

2 письма (и посылка) Царицы Математики; модель недели (цветные карточки); геометрические фигуры разных цветов и размеров; два листа формата А3; клеящие карандаши; числовые карточки от 1 до 10 ; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач;  буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.

Предварительная работа:

Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец»,  дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Кто внимательный».

Работа с родителями:

        Провести беседу с родителями о значении математики в умственном развитии        ребенка.

        Подготовить памятку родителям о составлении и решении арифметических задач.

Предполагаемые и ожидаемые результаты:

        Научили детей составлять и решать простые арифметические задачи.

        Закреплен счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

        Закреплено умение называть дни недели и соседей дня недели и соседей числа.

        Развивается и совершенствуется логическое мышление детей.

Логика проведения:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем дворце, совершенно не знает цифр, не знает, как образуется число 10. Он так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица Математика».

«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

  1. Прохождение пароля.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки».

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

Материал: семь цветных картонных листов размером А5.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – фиолетовый,

вторник – синий,

среда – голубая,

четверг – зеленый,

пятница – желтая,

суббота – оранжевая,

воскресенье – красное.

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас вам предстоит стать строителями. Разрушился дворец Царицы Математики, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте подумаем, из чего может состоять дворец.

Дети: «Из стены, крыша, окна, двери, ворота, забор, могут расти деревья». Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? А сейчас для вас очередное задание.

Задание «Построй город из геометрических фигур»

Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм.

Материал: Два листа формата А3, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Ход: дети выполняют аппликацию из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный дворец.  Работа проходит в быстром темпе.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».

Дидактические игры «Ручеек», «Покажи соседей»

«Ручеек»

Цель: закреплять знания детей о составе числа 10.

Материал: числовые карточки от 1 до 10 в двух экземплярах.

Ход: двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9;

«Покажи соседей»

Цель: закреплять умение детей называть «соседей» числа.

Материал: числовые карточки от 1 до 10.

Ход: воспитатель говорит: «Цифра «5», покажи своих «соседей». Ребенок с цифрой  5 находит «соседей» и они встают по порядку.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вспомнили, из каких чисел состоит число 10, немного поиграли, а теперь пора за дело приниматься. На этот раз нам надо привести в порядок счетные палочки».

Игровое задание со счетными палочками

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте четырехугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!

А сейчас для того , чтобы снять усталость, мы проведем с вами физкультминутку:

 Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл, (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал, (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь снова в путь. Нам предстоит решить арифметические задачи. Проверим, как вы умеете составлять и решать задачи. Для этого нам необходимо вспомнить, из каких частей состоит задача?

Ребята, сейчас я вам раздам материал, а вы попробуете составить арифметическую задачу. Работать вы будете парами. (музыка)

Составление и решение арифметических задач.

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).

Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине.

Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (мячи, яблоки, морковки и т.д.).

3+3 – в море плавало 3 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

5+5 (мячи) – в детском саду было 5мячей, купили еще 5 мячей. Сколько стало мячей?

8-6 (яблоки) – в вазе было 8 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?

4+5 (цветы) – на полянке было 4 цветка, после дождя распустились еще 5.Сколько стало цветов?

7-5 (морковки) – на грядке росло 7 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием!

 Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам.

Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы.

Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.

Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Воспитатель: Что вам понравилось?

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику».

2. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный дворец из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и сюрпризы! Надеюсь, они вам понравятся».

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям».

Звучит фонограмма песни «Сюрприз, сюрприз до здравствует сюрприз!».

Воспитатель вручает детям медали и сюрпризы.

А теперь нам пора прощаться с нашими гостями.

До свидания!

Используемая литература:

В. П. Новикова «Математика в детском саду» (Подготовительная группа) – М. Мозаика–Синтез, 2003 г.

Л. С. Метлина «Занятие по математике в детском саду», изд-во Просвещение, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развлечение (план-конспект). «Путешествие в математическую страну»

Цель: закрепить уже имеющиеся знания детей в области математики; воспитывать любовь к математике в занимательных играх и задачах; воспитывать коллективизм....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»

Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)

Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...