Обобщение опыта по теме "Использование дидактических игр в математическом развитии детей средней группы детского сада"
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

использование авторской дидактической игры " Математический квадрат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_matematicheskiy_kvadrat.doc645.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Верещагинского муниципального района

Обобщение опыта по использованию

дидактической игры для дошкольников

«Математический квадрат»

Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»

                                                                           

                                                                    Авторы: Азанова Марина Анатольевна,

                                                                    воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                    Носкова Надежда Увенальевна,

                                                                    воспитатель 2 квалификационной категории

                                                                    МБДОУ «Детский сад №8»

                                 

г. Верещагино, 2014г.

Пояснительная записка

«Математика - это цепь понятий:

                                                                                                    выпадает одно зёрнышко –

                                                                                                          и непонятно будет дальнейшее»

Н. К. Крупская   

 Математическое развитие воспитанников осуществляется в активных практических действиях сравнения, упорядочивания, обобщения, распределения, счета предметов, как совместно со взрослыми, так и самостоятельных. Игры и игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и соотношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных представлений.           

Предлагаемая игра «Математический квадрат»  актуальна в настоящее время по ряду причин:

1. Дети поступают в детский сад с четырех лет и у них упущен период освоения основной образовательной программы с 2 до 4 лет, в том числе испытывают трудности в развитии математических представлений.

2. В образовательном процессе дети получают знание о цифре в виде словесной и наглядной информации, при этом они мало включаются в активную познавательную деятельность и поэтому не понимают смысла полученных знаний.

3. По результатам мониторинга  детей средней группы за три учебных года  было выявлено, что количественный счет дети осваивают быстрее, сложность возникает при соотнесении числа с цифрой.

4. Обучающие и развивающие игры являются основой организации практической детской деятельности, где ребенок легко усваивает полученный  материал и надолго сохраняет его в памяти.

5. Опираясь на исследования ученых Бабаевой Т.И., Поляковой М.Н. и др. и опыт нашей работы показывает, что в средней группе более ярко проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. Одни дети дольше сохраняют особенности, характерные для младшего возраста, другие, напротив, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени. В связи с этим, игру «Математический квадрат»  можно использовать, учитывая реальный уровень возможностей ребенка.

Кубики являются замечательной игрушкой для ребенка любого возраста. Это и строительный материал для организации совместной деятельности детей, и предмет для обучения ребенка счету, и предмет для воссоздания целого из частей. Разнообразие функций кубиков в игровых ситуациях позволяет педагогам использовать их в образовательном процессе. Опираясь на принцип игры «Флегстогоны», «Паззлы»  и интерес детей к игре с кубиками  мы разработали  игру «Математический квадрат» для детей от четырех лет.

Изюминкой игры является то, что в комплексе реализуются поставленные перед нами цели и задачи.

Цель: Формирование у дошкольников знаний о цифрах  от 1 до 6 посредством игры.

Задачи:

1.Развивать умение складывать цифру из частей с последующим узнаванием         цифры в предметном мире.

2. Развивать пространственное и логическое мышление, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать самостоятельность и стремление к успешности и          результативности действий ребенка.

Методика использования игры

Описание:  Игра представляет собой набор из двух квадратов (белого и цветного), каждая сторона которого имеет четыре маленьких квадрата, на которых изображены элементы цифр.

Перегибая маленькие квадраты по сплошным линиям, пробуя различные комбинации, нужно складывать изображения так, чтобы они оказались в центре лишние сегменты подогнуть, чтобы их не было видно. Итогом игры является картинка с изображением цифры, сложенная из 4-х маленьких квадратов.

Сначала детям предлагаются более легкие варианты игры.

Вариант 1 «Прятки»

На цветной карте ребенку предлагается собрать заданную цифру, добавив недостающий («спрятавшийся») элемент.

Вариант 2 «Собери цифру»

а) Ребенку предлагается собрать заданную цифру с опорой на цвет и количество кружков на маленьких квадратах.

б) Ребенку предлагается собрать заданную цифру с опорой на  количество кружков на маленьких квадратах.

Вариант 3 «Отгадал загадку - собери отгадку»

Ребенку предлагается собрать упомянутую в загадке цифру.

Например: Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается.(гриб)

Зимой и летом одним цветом. (елка)

У кого днем один глаз, а ночью много? (у неба)

Два братца в воду глядятся - никогда не сойдутся.(берега)

Вот это случай очень редкий- на голове растут две ветки.(оленьи рога)

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(ножницы)

У него глаза цветные, не глаза, а три огня. Он по очереди ими сверху смотрит на меня. (светофор)

Треугольная доска, а на ней –три волоска. Волосок- тонкий, голосок -звонкий. (балалайка)

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок)

Живет между камнями голова с четырьмя ногами(черепаха)

На пяти проводах отдыхает стая птах.(ноты)

Пять ступенек -лесенка. На ступеньках - песенка.(ноты)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят.(рука в варежке)

На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Инна, у нее теперь ангина.(град)

Дом без окон без дверей, как зеленый сундучок, в нем шесть кругленьких детей. Называется…(стручок).

Вариант 4 «Реши задачу»

Ребенку предлагается собрать  цифру, обозначающую ответ в задаче.

Например: Сколько ушей у трех мышей? (6)

В снег упал Сережка, а за ним - Алешка, а за ним - Иринка, а за ней - Маринка, а потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5)

У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

На качели, на качели в зоопарке звери сели. Два пятнистых леопарда солнцу улыбаются и со старым добрым львом весело качаются.(сколько всего зверей?) (3)

Карандаш один у Миши, карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей у обоих малышей? (2)

Сколько бубликов в мешок положил ты, Петушок?

-Два, но дедушке дадим , и останется …(1)

Вариант 5 «Парочки»

Ребенку предлагается собрать одновременно с одной и другой стороны квадрата на выбранной по желанию карте (белой или цветной) заданную пару цифр: 1-2; 3-4; 5-6.

Опыт работы

Игру «Математический квадрат» используем в работе с  2010-2011учебного года. На занятиях по математическому развитию мы столкнулись с тем, что дети с трудом запоминают и находят заданную цифру. Для более легкого освоения цифр мы начали использовать игру «Математический квадрат» в индивидуальной работе. Вначале детям предлагали наиболее легкий вариант игры «Прятки». Затем детям были предложены более сложные варианты игры. К концу подготовительной группы  дети  освоили  знание цифр в пределах возрастной нормы.

 Игру «Математический квадрат» мы используем и сейчас. Уже видны положительные результаты (см. результаты мониторинга). Данная игра вызвала большой интерес у детей к цифрам, они с удовольствием в нее играют вместе с родителями.

Результаты мониторинга по игре «Математический квадрат»

Критерии оценки  

2010-2011гг

средняя группа 24 чел.

2011-2012

ст.гр. 24чел.

2012-2013

подг. гр. 24 чел.

2013-2014

средняя группа 25 чел.

Сентябрь

Май

Май

Май

Сентябрь

январь

Узнавание и называние цифр от 1 до 6

16,6%

66,6%

100%

100%

12%

24%

Соотнесение  числа с цифрой

0%

66,6%

87,5%

100%

8%

24%

Складывает цифру из частей

0%

58,3%

75%

100%

0%

16%

Мы предполагаем, что использование игры «Математический квадрат» и в дальнейшем, позволит сформировать знание цифр в пределах возрастной нормы, дети научатся соотносить количество предметов и цифру, у детей хорошо разовьется пространственное и логическое мышление, мелкая моторика рук; они самостоятельно смогут добиваться поставленных перед ними задач.

Перспектива

1.Ознакомление с опытом работы педагогов ДОУ и района.

2.Публикация в методических сборниках, на сайте ДОУ, на интернет сайтах.

3.Разработка новых вариантов игры с усложнением (цифры от 7 до 10 и 0; изменение формы – круг, треугольник).

Квадрат №1

C:\Users\садик\Desktop\сканирование азанова (2)\скан3.jpeg

C:\Users\садик\Desktop\сканирование азанова (2)\скан4.jpeg

Квадрат №2

C:\Users\садик\Desktop\сканирование азанова (2)\скан2.jpeg

C:\Users\садик\Desktop\сканирование азанова (2)\скан 1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности возраста и развития детей средней группы детского сада

Материал для первого родительского собрания .Будет очень хорошо,если дополнить его слайд-шоу из фотографий о жизни детей в группе....

Дидактические игры по математическому развитию в подготовительной группе детского сада

Математическое развитие детей - это неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому мной было подобран материал по данным дидактическим играм, составлена картотека, а также перспективный план на год. Надеюсь,...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...

Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада

Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...

Занятие по математическому развитию в средней группе детского сада

Интересная форма занятия по математике по закреплению геометрических фигур и счёта в пределах 5...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе детского сада

Представляю вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию, разработанную в соответствии с лексическими темами...

Теремок". Конспект занятия по математическому развитию в средней группе детского сада.

ЗАДАЧИ: Формировать умение сравнивать предметы по величине. Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник) . Закрепить умение сравнивать количество предме...