Обобщение опыта по теме "Использование дидактических игр в математическом развитии детей средней группы детского сада"
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме
использование авторской дидактической игры " Математический квадрат"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_matematicheskiy_kvadrat.doc | 645.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Верещагинского муниципального района
Обобщение опыта по использованию
дидактической игры для дошкольников
«Математический квадрат»
Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»
Авторы: Азанова Марина Анатольевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Носкова Надежда Увенальевна,
воспитатель 2 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №8»
г. Верещагино, 2014г.
Пояснительная записка
«Математика - это цепь понятий:
выпадает одно зёрнышко –
и непонятно будет дальнейшее»
Н. К. Крупская
Математическое развитие воспитанников осуществляется в активных практических действиях сравнения, упорядочивания, обобщения, распределения, счета предметов, как совместно со взрослыми, так и самостоятельных. Игры и игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и соотношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных представлений.
Предлагаемая игра «Математический квадрат» актуальна в настоящее время по ряду причин:
1. Дети поступают в детский сад с четырех лет и у них упущен период освоения основной образовательной программы с 2 до 4 лет, в том числе испытывают трудности в развитии математических представлений.
2. В образовательном процессе дети получают знание о цифре в виде словесной и наглядной информации, при этом они мало включаются в активную познавательную деятельность и поэтому не понимают смысла полученных знаний.
3. По результатам мониторинга детей средней группы за три учебных года было выявлено, что количественный счет дети осваивают быстрее, сложность возникает при соотнесении числа с цифрой.
4. Обучающие и развивающие игры являются основой организации практической детской деятельности, где ребенок легко усваивает полученный материал и надолго сохраняет его в памяти.
5. Опираясь на исследования ученых Бабаевой Т.И., Поляковой М.Н. и др. и опыт нашей работы показывает, что в средней группе более ярко проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. Одни дети дольше сохраняют особенности, характерные для младшего возраста, другие, напротив, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени. В связи с этим, игру «Математический квадрат» можно использовать, учитывая реальный уровень возможностей ребенка.
Кубики являются замечательной игрушкой для ребенка любого возраста. Это и строительный материал для организации совместной деятельности детей, и предмет для обучения ребенка счету, и предмет для воссоздания целого из частей. Разнообразие функций кубиков в игровых ситуациях позволяет педагогам использовать их в образовательном процессе. Опираясь на принцип игры «Флегстогоны», «Паззлы» и интерес детей к игре с кубиками мы разработали игру «Математический квадрат» для детей от четырех лет.
Изюминкой игры является то, что в комплексе реализуются поставленные перед нами цели и задачи.
Цель: Формирование у дошкольников знаний о цифрах от 1 до 6 посредством игры.
Задачи:
1.Развивать умение складывать цифру из частей с последующим узнаванием цифры в предметном мире.
2. Развивать пространственное и логическое мышление, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать самостоятельность и стремление к успешности и результативности действий ребенка.
Методика использования игры
Описание: Игра представляет собой набор из двух квадратов (белого и цветного), каждая сторона которого имеет четыре маленьких квадрата, на которых изображены элементы цифр.
Перегибая маленькие квадраты по сплошным линиям, пробуя различные комбинации, нужно складывать изображения так, чтобы они оказались в центре лишние сегменты подогнуть, чтобы их не было видно. Итогом игры является картинка с изображением цифры, сложенная из 4-х маленьких квадратов.
Сначала детям предлагаются более легкие варианты игры.
Вариант 1 «Прятки»
На цветной карте ребенку предлагается собрать заданную цифру, добавив недостающий («спрятавшийся») элемент.
Вариант 2 «Собери цифру»
а) Ребенку предлагается собрать заданную цифру с опорой на цвет и количество кружков на маленьких квадратах.
б) Ребенку предлагается собрать заданную цифру с опорой на количество кружков на маленьких квадратах.
Вариант 3 «Отгадал загадку - собери отгадку»
Ребенку предлагается собрать упомянутую в загадке цифру.
Например: Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается.(гриб)
Зимой и летом одним цветом. (елка)
У кого днем один глаз, а ночью много? (у неба)
Два братца в воду глядятся - никогда не сойдутся.(берега)
Вот это случай очень редкий- на голове растут две ветки.(оленьи рога)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(ножницы)
У него глаза цветные, не глаза, а три огня. Он по очереди ими сверху смотрит на меня. (светофор)
Треугольная доска, а на ней –три волоска. Волосок- тонкий, голосок -звонкий. (балалайка)
Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок)
Живет между камнями голова с четырьмя ногами(черепаха)
На пяти проводах отдыхает стая птах.(ноты)
Пять ступенек -лесенка. На ступеньках - песенка.(ноты)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят.(рука в варежке)
На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Инна, у нее теперь ангина.(град)
Дом без окон без дверей, как зеленый сундучок, в нем шесть кругленьких детей. Называется…(стручок).
Вариант 4 «Реши задачу»
Ребенку предлагается собрать цифру, обозначающую ответ в задаче.
Например: Сколько ушей у трех мышей? (6)
В снег упал Сережка, а за ним - Алешка, а за ним - Иринка, а за ней - Маринка, а потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5)
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
На качели, на качели в зоопарке звери сели. Два пятнистых леопарда солнцу улыбаются и со старым добрым львом весело качаются.(сколько всего зверей?) (3)
Карандаш один у Миши, карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей у обоих малышей? (2)
Сколько бубликов в мешок положил ты, Петушок?
-Два, но дедушке дадим , и останется …(1)
Вариант 5 «Парочки»
Ребенку предлагается собрать одновременно с одной и другой стороны квадрата на выбранной по желанию карте (белой или цветной) заданную пару цифр: 1-2; 3-4; 5-6.
Опыт работы
Игру «Математический квадрат» используем в работе с 2010-2011учебного года. На занятиях по математическому развитию мы столкнулись с тем, что дети с трудом запоминают и находят заданную цифру. Для более легкого освоения цифр мы начали использовать игру «Математический квадрат» в индивидуальной работе. Вначале детям предлагали наиболее легкий вариант игры «Прятки». Затем детям были предложены более сложные варианты игры. К концу подготовительной группы дети освоили знание цифр в пределах возрастной нормы.
Игру «Математический квадрат» мы используем и сейчас. Уже видны положительные результаты (см. результаты мониторинга). Данная игра вызвала большой интерес у детей к цифрам, они с удовольствием в нее играют вместе с родителями.
Результаты мониторинга по игре «Математический квадрат»
Критерии оценки | 2010-2011гг средняя группа 24 чел. | 2011-2012 ст.гр. 24чел. | 2012-2013 подг. гр. 24 чел. | 2013-2014 средняя группа 25 чел. | ||
Сентябрь | Май | Май | Май | Сентябрь | январь | |
Узнавание и называние цифр от 1 до 6 | 16,6% | 66,6% | 100% | 100% | 12% | 24% |
Соотнесение числа с цифрой | 0% | 66,6% | 87,5% | 100% | 8% | 24% |
Складывает цифру из частей | 0% | 58,3% | 75% | 100% | 0% | 16% |
Мы предполагаем, что использование игры «Математический квадрат» и в дальнейшем, позволит сформировать знание цифр в пределах возрастной нормы, дети научатся соотносить количество предметов и цифру, у детей хорошо разовьется пространственное и логическое мышление, мелкая моторика рук; они самостоятельно смогут добиваться поставленных перед ними задач.
Перспектива
1.Ознакомление с опытом работы педагогов ДОУ и района.
2.Публикация в методических сборниках, на сайте ДОУ, на интернет сайтах.
3.Разработка новых вариантов игры с усложнением (цифры от 7 до 10 и 0; изменение формы – круг, треугольник).
Квадрат №1
Квадрат №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности возраста и развития детей средней группы детского сада
Материал для первого родительского собрания .Будет очень хорошо,если дополнить его слайд-шоу из фотографий о жизни детей в группе....
Дидактические игры по математическому развитию в подготовительной группе детского сада
Математическое развитие детей - это неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому мной было подобран материал по данным дидактическим играм, составлена картотека, а также перспективный план на год. Надеюсь,...
Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...
Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада
Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...
Занятие по математическому развитию в средней группе детского сада
Интересная форма занятия по математике по закреплению геометрических фигур и счёта в пределах 5...
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе детского сада
Представляю вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию, разработанную в соответствии с лексическими темами...
Теремок". Конспект занятия по математическому развитию в средней группе детского сада.
ЗАДАЧИ: Формировать умение сравнивать предметы по величине. Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник) . Закрепить умение сравнивать количество предме...