«ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО КВАДРАТА»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с возможностью квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз; закрепить понятие «диагональ»; развивать фантазию, воображение; упражнять кисти рук с целью развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ. | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО КВАДРАТА»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с возможностью квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз; закрепить понятие «диагональ»; развивать фантазию, воображение; упражнять кисти рук с целью развития мелкой моторики.
МАТЕРИАЛ: разноцветные плоские геометрические фигуры для ковролина: прямоугольник, трапеция, квадрат, четырехугольник; игра «Волшебный квадрат» воспитателю и каждому ребенку; рыбка-помогалочка; ворон Метр.
СОДЕРЖАНИЕ
Действия воспитателя | Действия детей |
Воспитатель напоминает детям о знакомом воро-не Метре: «Ворон Метр решил рассказать вам новую сказку, но у ворона просьба к вам: чтобы сказка получилась интересной, вы должны ему помогать. Договорились? Так вот, в самом обык-новенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обыкновенная семья: мама Трапе-ция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. У Квадрата был дедушка Четырехугольник (по ходу рассказа воспитатель прикрепляет на ковролин соответствующие геометрические фигуры). Дедушка жил далеко, в другом городе, и часто писал письма. Вот однажды он прислал письмо, в котором спрашивает: кем его любимый внук Квадрат мечтает стать? Мама и папа ушли на работу, а Квадрат остался один, подошёл к зеркалу, посмотрел на себя и сказал: «Интересно, а кем я могу стать?» На него смотрел обыкновен-ный квадрат с равными сторонами и равными углами. «Всюду одинаковый и ничем не примеча-тельный», - с грустью подумал Квадрат. - Дети, действительно ли это так? А сможем мы ему помочь измениться? Возможно,это необыкно-венный квадрат и мы сможем превратить его в какой-нибудь предмет? - Посмотрите, у меня в руках тот самый квадрат. Он пришел к нам не один: перед вами на столах лежат такие же близнецы-квадратики, наши помощники. Возьмите их, положите аккуратно перед собой зеленой стороной. Внимательно рассмотрите свой квадрат: из каких геометриче-ских фигур он состоит? - Правильно, из треугольников, разделенных равными дорожками. Как называются две самые длинные из них? - Одна диагональ начинается в левом верхнем углу и заканчивается в правом нижнем, а другая в правом верхнем начинается и заканчивается в левом нижнем. Найдите их и проведите по ним пальчиком. Посмотрите дети, уголки моего квадрата пришли в движение, и он сложился. Что это получилось? Такой стройный, такой нарядный. Давайте сделаем вместе с вами Домик: верхний правый и левый угол загните на квадрат – что получилось? Какого цвета домик? Какая крыша? - А теперь разогните углы, и загните верхние угол-ки за квадрат. Какой домик теперь получился? А какая крыша? Молодцы. - Слушайте сказку дальше, Квадрат решил отве-тить на дедушкино письмо. Однажды он уже на-писал на новогодней открытке поздравление де-душке. Тут Квадрат вспомнил ёлочку и большую конфету на ней. Она висела на ниточке среди красивых игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой», - подумал Квадрат, и уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела Конфета. Квадрат не удивился, а задумался. - Давайте сделаем из Квадрата конфету. Как вы думаете, как это можно сделать? - «Что же это получается? – размышлял Квадрат. - захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотел стать конфетой, и стал ей. А если я захочу стать, например, летучей мышью, тоже ею стану? – и из зеркала на него смотрела Летучая мышь. Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит только Квадрату захотеть, и он может превратиться в кого угодно. -Ребята, давайте поможем Квадрату стать летучей мышью. Как это можно сделать? Теперь ему было, о чём писать дедушке в письме. Квадрат радостный ходил по комнате. - «Дедушка, как и папа, каждый день заглядывает в почтовый ящик. И очень скоро, наступит день, когда он получит письмо и узнает о моём замечательном открытии». Квадрат сам написал письмо дедушке, превратился в конверт и заду-мался , как отправить письмо. Ребята, давайте вместе с вами сделаем Конверт. Кто придумает как это сделать? - Молодцы! Вам интересно, что было с Квадрати-ком дальше? Слушайте. Во дворе мальчишки играли в паровозики. Одним из «паровозиков» был его сосед. Квадрат схватил письмо и побежал во двор. - Слышь,Паровозик,надо отвезти письмо дедушке. - Не могу, - ответил Паровозик,- паровозиков много, а семафором быть никто не хочет. Вот и сталкиваемся все время. - Давай, я буду Семафором, - сказал Квадрат. - Ну, тогда другое дело – паровозик схватил письмо и помчался в конец двора. Давайте вместе с вами сделаем Семафор. Сложите ваш квадрат направо пополам, сторона к стороне. Что получилось? - А теперь загните верхний правый угол на квадрат? Что получилось? Вдруг Паровозик резко затормозил. - Всё, дальше не могу, дальше – ремень. - Какой ремень? – не понял Квадрат. - Мама так говорит,- пояснил Паровозик, - со двора убежишь – ремня получишь. – Он вернул Квадрату письмо, выпустил пар и – «чух-чух-чух» - побежал обратно во двор. Вообще-то Квадрату мама тоже не разрешала уходить со двора. За двором начинался колючий кустарник,а ещё дальше рос густой лес.Но сегодня был совсем необычный день, и Квадрату хотелось доставить письмо дедушке как можно быстрее. - Превращусь-ка я в мышку,- решил Квадрат и превратился в мышку. Она схватила письмо в зубки и побежала. Давайте сделаем мышку. - Согните квадрат пополам, сторона к стороне, что получилось? Правильно. А теперь, вправьте верхний угол внутрь квадрата, и Мышка побежала. Она действительно ловко пробиралась сквозь кустарник, но вдруг у неё зачесались зубки. Мышка остановилась, чтобы их немножко почесать о письмо, но Квадрат вовремя спохватился. – Ну нет, я писал, старался, а она – грызть. Квадрат опять стал самим собой. Он сидел среди колючего кустарника, и не знал, как оттуда выбраться. Особенно опасной казалась ему колючая веточка, что раскачивалась перед ним. Так и хотелось ему от её колючек защититься своими колючками. Но где их взять? – А вот где, - догадался Квадрат и превратился в Ёжика. Он наколол письмо на иголки и побежал быстро дальше. Давайте сделаем ёжика – сложим квадрат пополам с угла на угол, что получилось? А теперь поставьте квадрат горочкой, и верхний уголок вправьте внутрь. Посмотрите, как похожи получились мышка и ёжик, а сделаны они совсем по-разному. Ёжик вдруг повёл себя очень странно, забрался в самые колючие кусты и лёг спать. Квадрат сидел в кустах и подумал, что мышка и ёжик оказались не такими уж хорошими почтальонами. - Башмачок был бы лучше, он бы точно шагал по тропинке, а не бегал по зарослям. И Квадрат превратился в Башмачок. Давайте сделаем все вместе: возьмите ёжика, нижний прямой угол загните наверх, на квадрат. Тук-тук-тук – бодро и весело шагал Башмачок к домику дедушки. Но остановился на берегу реки. Теперь ему нужно было переправиться через реку. Квадрат превратился в Лодку. А как ему удалось это сделать? Квадрат превратился в лодку и поплыл. Вдруг лягушки стали прыгать в лодку и раскачивать её Квадрат решил их проучить и превратился в рыбку. Возьмите мышку, загните нижний уголок наверх, на квадрат. Теперь верхний уголок вправьте внутрь фигурки. Что получилось?
Лодочки не стало,и всё что было в ней, оказалось в воде. И если для Лягушек такое купание было очередной забавой, то для дедушкиного письма оно действительно могло оказаться последним. Но Квадрат решил во что бы то ни стало спасти письмо. Рыбка старалась изо всех сил: то плавником его подденет, то носом протащит, то хвостом подтолкнёт. В конце концов старания Рыбки увенчались успехом: письмо было спасено. Квадрат и письмо лежали на берегу рядышком. Пока письмо подсыхало на солнышке, Квадрат внимательно изучал небо. Когда идёт дождь или низко висят тучи, папа говорит, что погода нелёт-ная. Но сегодня было наоборот: ярко светило солнышко, и туч совсем не было. Стало быть, и погода сегодня самая что ни на есть лётная. - Значит полетим, - решил Квадратик. Он взял письмо, прижал его к себе и превратился в Самолётик. Ребята, попробуйте сделать самолётик сами из башмачка. Поворачивайте его в разные стороны, пока он не превратится в самолётик. У кого получилось? - Молодцы, продолжаем сказку дальше. Самолётик поднимался всё выше и выше, Квадрат наслаждался полётом. Он увидел птичек, которые пролетали мимо. «А не стать ли мне какой-нибудь птичкой?»– подумал Квадрат. Превращение в птичку произошло прямо в воздухе. Птичка подхватила клювом письмо и полетела в сторону больших домов. Город, к которому подлетала Птичка, и был тем самым городом, где жил де-душка. Квадрат был в этом уверен, и это придава-ло ему сил. Но всё равно лететь было нелегко.Всё время приходилось махать крыльями, и он так устал, что мысли о еде стали приходить сами собой. Квадрат знал, что Птицы живут либо в гнёздах, либо в маленьких домиках. Квадрату хотелось бы жить в маленьком домике. Ему хотелось, чтобы его маленький домик был похож на тот, что стоит у них во дворе и виден из окошка. В его маленьком домике стояла бы маленькая кроватка, маленький столик и … Квадрат так увлекся, что неожиданно для себя превратился в Маленький Домик на огромной высоте и камнем полетел вниз. - Давайте и мы сделаем маленький домик. Положите свои квадратики красной стороной наверх. Верхний левый уголок загните на квадратик. Теперь согните по диагонали квадрат, и вправьте внутрь фигуры нижний правый угол. Что у вас получилось? Правильно, маленький домик. - Он летел на огромной скорости и приближался к земле. Квадрат очень испугался и не знал, что делать. Деревья, машины, дома становились всё больше и больше. Ещё несколько мгновений и … даже страшно представить, что бы могло произой-ти. И тут Квадрат вспомнил мамины рассказы про кошек. Кошки при падении всегда приземляются на лапы. «Хочу стать котенком», - в последний момент успел подумать Квадрат и приземлился в рыхлый песок на все четыре лапы. Давайте сделаем Котёнка: возьмём наш маленький домик, повернём его в правую сторону. Разогнём верхний правый уголок на квадрат. Что у вас полу-чилось? Правильно, молодцы! - Всё окончилось благополучно. Котёнок угодил в песочницу одного из дворов, и теперь он сидел по уши в песке, что неудивительно, если лететь с такой высоты. Котенок ходил из одного двора в другой, подолгу смотрел на окна домов, даже лазал по деревьям, но всё было напрасно. Дедуш-ки нигде не было видно. «Вот если б посмотреть на город сверху», - подумал Квадрат. Но превра-щаться в птичку или самолётик ему больше не хотелось,и Квадрат превратился в огромный подъ-ёмный кран. Давайте с вами вместе сделаем его. Сначала сделайте ёжика: помните как? Дальше – верхний правый уголок загните вниз на квадрат, теперь поверните фигуру в правую сторону вниз, правый нижний уголок загните вверх на квадрат, и поверните фигуру ещё вправо вниз. Что получилось? Правильно, зелёный кран на красных ножках. - Кран возвышался над домами, и теперь Квадрат мог внимательно осмотреть весь город. Но дедуш-ки всё равно нигде не было видно. И вдруг… вы не поверите, что увидел Квадрат. - Кран увидел свой двор. Он увидел свою маму, Она стояла возле того самого кустарника, куда он юркнул Мышкой, и о чем-то разговаривала с его приятелем. Квадрат всё понял, и слёзы хлынули из его глаз. Он снова стал самим собой и медленно побрёл к дому. Когда Квадрат появился в своём дворе, мама увидела его первой и побежала к нему. Ему было жаль и себя, и маму, и папу, и де-душку. И ещё ему хотелось забраться под какой-то панцирь, как, например, у черепахи, чтобы немно-го отсидеться там. И прямо на глазах у мамы Квадрат превратился в Черепаху. Давайте вместе сделаем её. Положите квадрат красной стороной наверх, загните правый верхний угол на квадрат, теперь соедините соседние уголки вместе и получится панцирь черепашки. - Мама схватила Черепаху, прижала к себе и понесла домой. Она понимала, что с её сыном что-то происходит, и поэтому не стала ругать его. Просто накормила и положила спать. А вечером , когда пришел папа, Квадрат сам рассказал и о своём открытии, и о письме к дедушке, и обо всех-всех-всех своих приключениях-превращениях. Он даже побегал по комнате Мышкой, чем напугал маму, и полетел Самолетиком, чем вызвал восторг у папы. И пока папа с мамой слушали о путешествии их сына, они думали об одном и том же: их Квадрат – необыкновенный. - А теперь отгадайте, кто я такой, - сказал Квадрат, совершив очередное превращение. - Ну, наверное, просто маленький Квадратик, - произнес папа. - А вот и нет, - сказал Квадрат - сейчас идёт дождь, а я – Маленький Человечек в плаще, но скоро дождь кончится, я скину плащ, - и пойду гулять по лужам. И Квадрат смешно прошелся по комнате. Да,Квадрат действительно был необыкновенным, так много удивительных превращений с ним произошло. Это квадрат-трансформер. Неожиданно Ворон Метр замолчал. - А потом, что было потом? – спросил малыш Гео. - Потом Мама читала Квадрату сказки Фиолетово-го Леса, - ответил Ворон и снова замолчал. И Гео сразу обо всём догадался. - Я понял, - сказал он. – Квадрат – это ты. - Да, - сказал Ворон, - я представил себя Вороном и оказался в Фиолетовом лесу, и мама с папой даже не знают, где я. - А почему ты не вернёшься домой? – спросил Гео. - Я пытался, но Фиолетовый лес не отпускает меня, - ответил Ворон. - Я помогу тебе, - решительно сказал Малыш Гео. – Я найду выход из Фиолетового леса. - Это будет нелегко, и в пути тебе понадобится помощь, - сказал Ворон и протянул Малышу прозрачные квадраты – это нетающие льдинки озера Айс. Но это уже совсем другая история. А пока давайте ещё поиграем с нашими квадрати-ками. Ещё раз посмотрите внимательно на него. В нём как в матрешке прячется ещё один квадрат, только поменьше, найдите его и выложите. Что для этого нужно сделать? - А сколько квадратов меньшего размера спрята-лось в этом квадрате? - А сколько треугольников? - А сколько треугольников входит в каждый маленький квадрат? - А сколько треугольников входит в квадрат побольше? - А теперь сосчитайте все квадраты Сколько у вас получилось? 5 – хорошо, 6 – замечательно, 10 – великолепно. - А теперь попробуйте сложить квадрат пополам. Это можно сделать разными способами – делайте. Какие фигуры у вас получились? - Внимательно рассмотрите большой треугольник, сколько в нём прячется квадратов? - Сколько в нём спрятано треугольников? Подсказка – обведи пальчиком 2 самых маленьких треугольника, и у тебя получится средний треугольник. - В этом загадочном большом треугольнике прячется ещё одна фигура. Вы догадались, какая? - Вы любите чудесные превращения? А знаете, они очень часто начинают происходить, когда мы по-разному смотрим на один и тот же предмет. Посмотрите, что это? (воспитатель делает башмачок, затем переворачивает его) А это кто? - А это? (переворачивает ещё раз) Возьмите свои квадратики и попробуйте из них что-нибудь сделать ещё. Молодцы. | - да, поможем. - из треугольников. - диагонали. - домик. - зеленый домик с красной крышей. - красный домик с красной крышей. - положить квадрат как ромбик и загнуть боковые уголки на квадрат. - сложить квадрат по диагонали, получится треугольник. И загнуть прямой угол наверх. - положить квадрат как ромбик,загнуть боковые и нижний угол на квадрат к центру. - получился прямоугольник зеленого или красного цвета. - прямоугольник разноцветный, наверху – один цвет, внизу – другой. - прямоугольник. - треугольник. - мышка получилась из прямоугольника, а ёжик – из треугольника. (дети делают вместе с воспитателем) - сложить квадрат пополам в треугольник, загнуть свободные углы внутрь, или конфету согнуть пополам и повернуть. - рыбка, у неё красный хвост и зеленый нос. - у меня, и у меня. (дети делают домик) - маленький зелёный домик. (дети делают фигуру котёнка) - красная головка, и зелёный хвостик. - согнуть квадрат по диагонали, верхний угол вправить внутрь фигуры. - зелёный кран на красных ножках. (дети делают черепаху) - загнуть все уголки на большой квадрат или за квадрат. - 4. - 8. - 2. - 4. - 5, 6. - 4 разных способа, 2 прямоугольника и 2 треугольника. - 3. - 8, 10, 16. - прямоугольник. - башмачок, Птица – ворон Кран. (дети сами конструируют разные фигуры) |
Сказку рассказывают за несколько занятий. После первого ознакомления дети могут сами делать фигуры, а в дальнейшем и придумывают свои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Волшебный квадрат".
Творческий проект "Волшебный квадрат"- использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи....
Кружок "Волшебный квадрат"
Кружок "Волшебный квадрат" предусмотрен для детей старшей и подготовительной группы. Целью которого является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе при...
конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие с Волшебным квадратом"
Данный конспект был проведен на районном конкурсе "Воспитатель года - 2012". Главный герой - Волшебный квадрат - простой лист бумаги, который приглашает детей в путешествие по стране Оригами. Детей жд...
Дидактическая игра "Волшебные квадраты"
Дидактическая игра "Волшебные квадраты" для детей разного возраста, каждый ребенок найдет то, что ему по душе.Вид игры: настольно-печатная, логико-математическая.Цель- вызвать интереск свободному прос...
«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
Дополнительная образовательная программа оригами...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Превращение белого квадрата»
Цель: продолжать учить детей делать различные поделки из бумаги, развивать игровой замысел и творческое воображение. Задачи: познакомить детей с профессией клоуна; учить создавать образ портрета к...
"Превращение волшебного квадрата"
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с возможностью квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз; закрепить понятие «диагональ»; развивать фантазию, воображение; упражнять кисти рук с целью развития мел...