Познаем величину
статья по математике (младшая группа) на тему

Минасян Белла Наримановна

Рекомендации для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznaem_velichinu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Познаём величину

Рекомендации для воспитателей и родителей младшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель ГБДОУ №141 Невского района города Санкт-Петербурга Минасян Белла Наримановна

      Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, в частности – к величине. А ведь умение правильно определять и соотносить величину предметов является фундаментальным для дальнейшего математического развития. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» рекомендует учить детей сравнивать два предмета, резко отличающихся по длине, ширине, высоте, величине в целом. Используя приемы приложения и наложения и  обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, «одинаковые (равные) по длине»; «широкий – узкий», «одинаковые (равные) по ширине»; «высокий – низкий», «одинаковые (равные) по высоте»; «большой – маленький», «одинаковые (равные) по величине».

      Обучение детей второй младшей группы сравнению предметов по их размерам следует вести постепенно. Прежде всего, нужно научить их показывать в плоских предметах длину. Сравнивать предметы по длине и давать соответствующие определения их величины (длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине). Почему именно с длины надо начинать? Потому, что длину ребенок выделяет более правильно, чем другие измерения.

    Далее проводятся занятия, целью которых является научить выделять в предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины. При сравнении предметов по размеру  дети чаще всего путают ширину с толщиной:  широкие предметы называют толстыми, узкие – тонкими и наоборот.

    Следующая задача – научить младших дошкольников показывать в предметах высоту, сравнивать предметы по высоте, отражать выделенные размеры в речи.

   Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на трех – четырех занятиях. На практике положительно зарекомендовали себя такие приемы,  показ длины, ширины, высоты (провести пальцем по указанной протяженности, «измерить» разведенными пальцами или руками). Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо вдоль предмета; высоту показывают сверху вниз или снизу вверх. Показ обследуемого размера повторяется 2 -3 раза, при этом каждый раз несколько смещается линия движения, чтобы дети не соотнесли данный размер с какой-либо одной линией или стороной предмета. Действие всегда нужно сопровождать словом, называя обследуемые размеры предмета. Первоначально это делает воспитатель, затем, он требует осмысленного употребления слов «длина, ширина, высота» от детей. Выделению размеров способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности данного признака. Например, воспитатель предлагает ребенку провести лодочку по широкой и узкой синей полоске, и задает вопрос: «Почему по реке лодочка проплывет, а по ручейку нет?» или «В какие ворота машина пройдет, а в какие нет? Почему?».

      После усвоения этих понятий, детей знакомят со способами сравнения предметов по длине, ширине, высоте – приемами приложения и наложения. Сначала, для сравнения даются предметы, отличающиеся друг от друга только по одному признаку величины: это могут быть две полоски одного цвета, одинаковые по ширине, сделанные из одного материала, но разные по длине; при этом одна полоска  должна быть намного длиннее (короче) другой – это поможет ребенку выявить признак длины.

    Начинать надо с приложения, так как предметы одного цвета при наложении сливаются. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используют предметы разного цвета. При этом нужно показать детям, как сравнивая длину: предметы кладут рядом и подравнивают их концы с одной стороны (левой), а пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние края. При сравнении по ширине совмещают верхние и нижние края, а сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость. Воспитатель показывает детям, как правильно пользоваться этими приемами, объясняет свои действия словами, учит детей обозначать выделенный признак словом. Какая ленточка длиннее (короче, шире, уже)? - спрашивает воспитатель, побуждая детей к употреблению слов, обозначающих сравнительную величину предметов. Разъясняя их значение, воспитатель говорит – «Видите, дети, часть этой дощечки выступает, значит, она шире, а у этой дощечки не хватает кусочка, значит, она уже». Незнакомые слова необходимо выделять интонацией, дети хором их повторяют.

      Умения пользоваться способами наложения и приложения тщательно отрабатываются. Детям задаются вопросы: «Что надо сделать, чтобы узнать? Как прикладывать?»

    Также во второй младшей группе проводится большое количество дидактических игр и упражнений, основанных на самостоятельных действиях детей с предметами разных размеров: «Построим из кубиков большую и маленькую башенку», «Соберем матрешку», «Найдем одинаковые», «Найдем ленточку такой же длины (елочку такой же высоты)» и др. В таких играх и упражнениях зрительно – тактильное восприятие закрепляется словами, обозначающими величину предметов.

    Необходимо активно формировать у детей представление о свойствах предметов ближайшего окружения; с ними организовывать разнообразные игры – упражнения на группировку предметов, объединять предметы в группы и характеризовать конкретные признаки предметов этих групп.

    Данные задачи реализуются в непосредственно организуемой деятельности и носят наглядно – действенный характер. Дети усваивают знания на основе  действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом. Особое значение уделяется формированию математических представлений у детей с помощью логических игр (Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).  

      Во второй младшей группе осваивается лишь попарное сравнение предметов по длине, ширине, высоте. В дальнейшем, к 4-м годам, дети начинают сопоставлять по размеру несколько предметов (3-4), находят среди них одинаковые (равные) по высоте (ширине, длине) и объединяют (группируют). Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них, как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Величины. Способы сравнения и оценки величин. Свойства однородных величин»

Консультация для воспитателей  «Величины. Способы сравнения и оценки величин. Свойства однородных величин»...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....

Семинар по ФЭМП "Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин"

Направлен на уточнение  знаний педагогов методики знакомства дошкольников с величиной...

Развлекательно- образовательный терренкур для детей подготовительной группы «Познаем и играем, играем и познаем».

Все чаще перед воспитателями встают вопросы: Как обогатить прогулку? Как вынести часть образовательной детельности на улицу? Решать все эти вопросы призваны образовательные терренкуры- специально разр...

Коррекционная работа по овладению сенсорных эталонов величины и измерения величины с детьми с нарушением зрения

    Коррекционная   работа, направленная на обучение восприятию величины, не только развивает сенсорную сферу, но и учит ребёнка с нарушенным зрением видеть объёмность окруж...