Диагностика
методическая разработка (математика) по теме

Диагностика по ФЭМП в разных возрастных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:


ДИАГНОСТИКА

выявления знаний и умений детей пятого года жизни (средняя группа)

по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Составила: воспитатель 1 категории МБДОУ №105 г. Владимира  

 Завьялова Татьяна Борисовна

  1. Счёт в пределах 5 (количественный). Отвечать на вопросы «Сколько всего?»

Материал.  

Карточки с предметами от 1до 5.

Проведение.  

Воспитатель показывает карточку, ребёнок считает изображенные на ней предметы.

(Предполагаемый ответ: одно яблоко, два яблока...Всего пять яблок)

  1. Порядковый счёт в пределах 5. Отвечать на вопрос «Который по счету?»

Материал.

Плакат с 5 изображёнными на нём игрушками (расположены в ряд).

Проведение.

Вопросы:

  • Сосчитай по-порядку.
  • Какая по счёту матрёшка?
  • Какая игрушка вторая по счёту? (стоит на втором месте?)

  1. Сравнивать две группы предметов, раскладывая их в возрастающем порядке по длине и высоте.

а) Материал.

Пять полосок разной длины и цвета.

Проведение.

Воспитатель предлагает ребёнку разложить полоски по порядку от самой короткой до самой длинной. Затем сказать, какие они по длине.

(Предполагаемый ответ: самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее, самая длинная)

б) Материал.

Пять пирамидок разной высоты.

Проведение.

Предложить расставить пирамидки по порядку от самой высокой до самой низкой. Сказать, какие они по высоте.

(Ответ: самая высокая, пониже, ещё ниже, ещё ниже, самая низкая)

  1. Различать и называть треугольник, круг, квадрат, шар, куб, цилиндр

Материал.

  1. Д/и «Что лежит в мешочке?» (мешочек, указанные геометрические фигуры)
  2. Предметные картинки, формой похожие на указанные фигуры.

Проведение.

а) Ребёнок на ощупь определяет фигуру называет её, вынимает из мешочка.

б) Называет показанную картинку, говорит на какую фигуру похожа.

(Например: это стакан. Он похож на цилиндр).

  1. Определять части суток

Материал.

Тематический набор картинок (с изображением разных частей суток).

Проведение.

Вопросы:

  • Что нарисовано на картинке?
  • Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, подсказать так, чтобы он сам выбрал ответ, например: «Когда это бывает, днём или ночью?»
  • Почему ты так думаешь? (Как ты узнал, что наступила ночь (день)?)
  • Какое сейчас время суток?

  1. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз)

Материал.  

Сюжетная картинка.(См. Приложение)

Проведение.

а) Вопросы:

  • Что находится справа (слева, впереди, сзади, вверху, внизу) от тебя?

б) По сюжетной картинке

  • Расскажи, как катился колобок. Используй слова прямо, вперед, вправо, влево.

7.   Игра на внимание «Найди отличия»

Материал.                               Плакат с 2 картинками

…ююю

Проведение.

Предложить ребёнку найти 5 отличий между картинками.

  1. Игра на развитие памяти:

а) «Что появилось в ряду»

б) Материал.                                 2 карточки с предметами

1.                                                                    2.

яблоко

груша

апельсин

лимон

банан

груша

яблоко

лимон

виноград

апельсин

банан

 

На второй карточке к предметам с 1 карточки

появляется ещё один

Проведение.

Ребёнок внимательно смотрит на 1 карточку, называет предметы. Затем воспитатель показывает вторую карточку. Ребёнок должен ответить на вопрос «Что появилось на карточке?»

б) «Что исчезло в ряду?»

Материал.  2 карточки с предметами (по аналогии с а)): на первой — на один предмет больше, на второй — его нет.

1.                                                                    2.

чашка

тарелка

кастрюля

сковородка

нож

чашка

тарелка

сковородка

нож

Проведение.

Предложить ребёнку внимательно посмотреть на 1 карточку, назвать предметы. Затем, посмотрев на вторую, ответить на вопрос: «Чего на карточке не хватает?».

9. Игра на развитие логического мышления «Четвёртый лишний»

Материал.

Д/и «Четвёртый лишний» (На карточках — геометрические фигуры разной формы, цвета, размера).

Проведение.

Указать ту геометрическую фигуру, которая не подходит к остальным. Объяснить свой выбор.

Оценка  результатов

1 балл — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;

0,5 балла — ребёнок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки;

0 баллов — ребёнок не справляется с заданием.

Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.

Приложение.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


ДИАГНОСТИКА

выявления знаний и умений

по формированию элементарных математических представлений

у детей четвертого года жизни (II младшая группа)

Составила: воспитатель 1 категории МБДОУ №105 г. Владимира    

Завьялова Татьяна Борисовна

  1. Находить в окружающей обстановке много предметов и один

Материал.

5 пар картинок с одинаковыми предметами

(Например: 1 грибок и много грибков; 1 ёлка и много ёлок;

1 кукла и много кукол, 1 птица и много птиц, 1 пирамидка и много пирамид)

Много  - 5 штук.

Проведение.

Попросить ребёнка выбрать и дать вам карточку с, например: 1 ёлкой, карточку, где нарисовано много кукол и т. д.

Если ребёнок умеет считать, предложить ему сосчитать предметы.

  1. Сравнивать группы предметов, используя приёмы наложения и приложения. Определять, каких предметов больше (меньше).

Материал.

4 блюдца и 6 чашек (из кукольной посуды)

Проведение.

Задать вопросы:

  • Сколько блюдец?
  • Их больше или меньше, чем чашек?
  • Может быть, столько же?
  • Как это проверить?

(Предполагаемые ответы: больше, меньше, поровну). Обратить внимание на умение детей пользоваться приёмом наложения. Если у ребёнка возникают затруднения, предложить ему поставить чашки на блюдца и опять задать вопросы.

3. Сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте). Определять, какой предмет больше, (меньше), длиннее (короче), выше (ниже)

ДЛИНА

     

Материал.

Мелкий конструктор (кирпичики), медвежонок, зайчик

Проведение.

Предложить ребёнку сделать из деталей конструктора дорожку любой длины. Затем попросить сделать ещё одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания попросить на длинную дорожку поставить медвежонка, а на короткую — зайчика.

Вопросы:

  • По какой дорожке идёт медвежонок?
  • А по какой зайчик?
  • Какая дорожка длиннее (короче)?

(Предполагаемые ответы: длинная, короткая, длиннее, короче).

ВЫСОТА

Материал.  

Два игрушечных домика разной высоты, две разные по высоте ёлочки.

Проведение.

Предложить ребёнку рядом с высоким домом поставить высокую ёлку, а рядом с низким — низкую.

Вопросы:

  • Какие по высоте дома?
  • Ёлки?

(Предполагаемые ответы: высокая, низкая)

4. Понимать слова: верхняя - нижняя, слева-налево, справа-направо

Материал.

Сюжетная картина (доступная детям). См. Приложение. Игрушки — кукла, медведь.

Проведение.

а) Дети должны рассказать, что изображено вверху, что внизу, что слева, а что справа.

б) Выполнить задания

  • Посади куклы на верхнюю полку.
  • Посади медведя на нижнюю полку.

  1. Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник

Материал.

а) Набор геометрических фигур, из которых можно составить дом, птичку.

б) Картинки с изображением дома и птички из геометрических фигур.

Проведение.

Предложить ребёнку сделать из геометрических фигур птичку, потом дом.

Вопрос:

  • Из каких фигур сделана птичка (дом)? Назвать их.

Если ребёнок затрудняется сделать, то показать ему картинку.

Вопросы:

  • Кто (что ) это?
  • Из каких фигур он (она) составлена?

  1. Игра на развитие внимания «Что изменилось?»

Материал.

5-7 игрушек.

Проведение.

По команде ребёнок закрывает глаза, в это время воспитатель убирает одну игрушку. Открыв глаза, ребёнок должен угадать, какая игрушка спрятана.

  1. Игра на развитие памяти «Найди картинку»

Материал.

Набор картинок (можно использовать картинки с обобщающими словами, например, набор картинок «Посуда» или «Одежда»)

Проведение.

На короткое время, (считая до 5) показать ребёнку картинку, затем из набора похожих картинок предложить выбрать ту, которую ему показали.

  1. Игра на развитие логического мышления. Упрощенный вариант игры, четвертый лишний»

Материал.

Карточки игры «Четвертый лишний» (на обобщающие слова)

(Например: цветок, цветок, яблоко, цветок;

                     бокал, стакан, чашка, часы;

                     цветок, пирамидка, шарик, мячик)

Проведение.

Предложить ребёнку перечислить все предметы, изображённые на карточке. Ребёнок должен назвать один неподходящий предмет.

Оценка  результатов

1 балл — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;

0,5 балла — ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;

0 баллов — ребёнок не справляется с заданием.

Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.

Приложение.



Предварительный просмотр:


ДИАГНОСТИКА

выявления знаний и умений

по формированию элементарных математических представлений

у детей шестого года жизни

(старшая группа)

Составила: воспитатель 1 категории МБДОУ №105 г. Владимира    

                      Завьялова Татьяна Борисовна

1.    Считать (отсчитывать) в пределах 10 (количественный счет)

Материал.  

Коробка карандашей — 12 шт.

Проведение.

 а) Отсчитать 5, 8, 10 карандашей

б) Сосчитай                                

 от 1 до 6,

 от 5 до 9,

   от 2 до 10.

2.      Порядковый счет

Материал.

Плакат с 10, нарисованными на нём предметами (разными)

Проведение.

Вопросы:

  • Сосчитай по порядку
  • Какая по счету кукла?
  • Что нарисовано на третьем месте?

(Какая игрушка третья по счету?)

  1. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов.

Материал.

Фланелеграф, два набора предметов по 10 штук для фланелеграфа (например: ёлочки и грибочки).

На фланелеграфе выложены 10 ёлочек и 9 грибков.

Проведение.

а) Сравнение чисел.

Вопросы:

  • Чего больше? Чего меньше?
  • Сколько ёлочек? Грибочков?
  • Какое число меньше? (9 меньше 10)
  • Какое число больше? (10 больше 9)

б) Уравнивание количества предметов.

  • Как сделать грибочков и ёлочек поровну?

(1 способ — убрать одну ёлочку, 2 способ -добавить один гриб)

  1. Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты

а) Материал.

10 полосок разной длины и цвета.

Проведение.

Воспитатель предлагает ребенку разложить полоски по порядку от самой короткой до самой длинной. Объяснить, в каком порядке расположены полоски.

б) Материал.  

10 берёзок разной высоты.

Проведение.

Разложить берёзки по порядку от самой высокой до самой низкой. Объяснить, в каком порядке расположены берёзки.

  1. Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную

Материал.

Д/и «На что похоже?» (набор картинок с предметами различной формы)

Проведение.

Воспитатель показывает картинку. Ребёнок называет, что на ней изображено и на какую фигуру похоже?

(Ответ: это мячик, он похож на шар; это обруч, он похож на круг и т. д.)

  1. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

а) Материал.

 4-5 игрушек

Проведение.

Разместить вокруг ребенка игрушки. Загадать одну из них сообщить о ней только то, где она расположена, справа или слева от ребенка, впереди или сзади.

б) Материал.                                 Картинки типа

кубик

девочка

Мячик

яблоко

мальчик

груша

Проведение.

Попросить ребёнка внимательно посмотреть на картинки и ответить на вопросы:

  • Назови игрушку, которая лежит справа от девочки.
  • Назови фрукт, который находится слева от мальчика.

  1. Называть дни недели

а) Назвать дни недели по порядку

б) Ответить на вопросы:

  • Какой день недели сегодня?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой будет завтра?

  1. Последовательность частей суток

Материал.

4 картинки, на которых изображены части суток (утро, день, вечер, ночь).

Проведение.

а) Беседа:

  • Что нарисовано на (на каждой) картинке?
  • Когда это бывает?

б) Разложить картинки по порядку, начиная с утра.

в) Назови последовательно части суток.

9.Ориентировка на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине)

а) Материал.            Карточки с узором типа

Проведение.               Игра «Расскажи про свой узор»

(Ответы: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат и т. д.)

б) Материал.  

½ альбомного листа, карандаш.

Проведение.                 Выполнить задания воспитателя:

  • Нарисуй в нижнем левом углу треугольник, в верхнем левом — прямоугольник и т. д.

  1. Развитие внимания

а) Материал.                          Плакат

Проведение.

Ответить на вопрос: «Сколько треугольников изображено на картинке?

б) Материал.

Карточки типа (см. Приложение).

Проведение.

«Найди на каждой карточке такой же предмет, как тот, что изображен слева».

  1. Развитие памяти

Материал.                         Карточка типа  

1/4 альбомного листа, карандаш

Проведение.

В течении 10 секунд дать детям посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил.

  1. Развитие мышления

Материл.

Карточки для игры «четвертый — лишний» (усложненный вариант)

(например: 3-наземный транспорт; 1-воздушный; 3-домашние животные; 1-дикое животное; 3-летают, 1-ползает и т. д.)

Проведение.

В каждой группе найти лишний предмет. Объяснить свой выбор.

Оценка  результатов

1 балл — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;

0,5 балла — ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;

0 баллов — ребёнок не справился с заданием.

Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...