Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (подготовительная группа) по теме
Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математические представления у детей дошкольного возраста, зависит успешность их дальнейшего математического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_tekstovykh_zadach.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
При формировании математических представлений у дошкольников и при обучении математике используются текстовые задачи. Решение и составление задач способствует развитию математического мышления, формированию некоторых математических умений (вычислительной деятельности, умения моделировать и др.) применению математических знаний в жизненных ситуациях.
Текстовой задачей является описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
В процессе работы с дошкольниками используются разные виды задач. Можно выделить две классификации: по характеру используемого наглядного материала и по содержанию задачи.
По содержанию задачи различают:
-на нахождение суммы и разности;
- на нахождение неизвестных компонентов;
- на установление разностных отношений.
По характеру используемого материала различают:
- Задачи – драматизации (дети составляют задачу о своих действиях или действия других детей) на примере таких задач дети лучше понимают ее структуру.
- Задачи – иллюстрации (в качестве иллюстрации используется фланелеграф и изображения предметов, где ярко выражении сюжет и числовые данные) эти задачи развивают воображение и тем самым подводят детей к составлению устных задач.
- Устные задачи развивают память, воображение, речь, наглядность не используется.
При решении и составлении задач важно научить детей выделять условие и требование задачи. В начале обучения детям обычно предлагаются простые задачи (решаемые в одно действие), в которых сначала сформулировано условие, потом требование. Затем полезно рассматривать задачи, сформулированные иначе. Примером таких задач являются задачи в стихотворной форме.
Решить задачу - это значит через логически верную последовательность действий и операций с объектами, числами. Величинами, отношениями выполнить требование задачи т.е. ответить на ее вопрос.
Существуют различные методы решения текстовых задач:
- практический (действия с конкретными предметами или их заместителями);
- алгебраический (ответ находится в результате выполнения арифметических действий над числами)
- геометрический (метод, при котором ответ находится в результате геометрических построений, использования свойств геометрических фигур)
- логический (метод, при котором ответ находится в результате логических рассуждений, вычисления как правило не используются)
- комбинированный (использование при решении задач нескольких методов)
Решение задачи – сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, ее степени сложности, умений ребенка и его индивидуальных особенностей. Для успешного обучения дошкольника и младшего школьника решению задач, важно его по всем этапам решения задачи.
Процесс решения задачи можно разделить на несколько этапов:
- Восприятие и анализ задачи;
- Поиск и составление плана решения;
- Выполнение плана решения;
- Проверка решения задачи.
В реальном процессе решения задачи эти этапы не имеют четких границ и не всегда выполняются в полной мере из-за чего дети допускают ошибки в процессе решения задач.
Часто дети не осознают структуру задачи т.е. ее условие и вопрос, а воспринимают ее содержание как рассказ или загадку.
Так же иногда вопрос заменяется ответом-решением. Бывают случаи. Когда у детей отсутствует фиксация двух числовых данных в условии.
Чтобы при обучении дошкольников решению задач не возникало ошибок необходимо проводить работу состоящую из нескольких этапов.
1 Этап – организация системы упражнений по выполнению операций над множеством. В качестве демонстрационного материала могут прекрасно подойти диаграммы Эйлера-Венна (графическое изображение).
2 Этап – обучение составлению анализа, решению задач. Познакомить с арифметической задачей.
3 Этап- учить формулировать арифметическое действие, записывать его с помощью знака +,= и цифр. Так же можно предложить составить детям задачу (или задачу-драматизацию или задачу - иллюстрацию)
4 Этап – обучение приемам вычисления (отсчитывания, присчитывания)
Таким образом, при соблюдении данной последовательности педагогом ведется работа по обучению решению текстовых задач с постепенным усложнением.
Решение текстовых задач у ребенка совершенствуются мыслительные операции (анализ и синтез), дети обобщают, выделяют главное в тексте задачи. В процессе работы над задачей развивается логическое мышление, смекалка сообразительность.
Из выше сказанного можно сделать вывод, о том, что работа с дошкольниками над текстовыми задачами является основой для успешного обучения решению задач в школьном возрасте т.к. способствует развитию математического мышления.
Приложение 1
Примеры текстовых задач
для детей старшего дошкольного возраста
Задача 1.
Цель: формирование умения решать задачи, пользоваться математическими знаками «-» и «+», выделять их структурные части (условие, вопрос, решение и ответ).
Демонстрационный материал: изображения 6 насекомых, контейнер с цифрами и математическими знаками.
- На полянке было шесть насекомых, два насекомых улетело. Сколько насекомых осталось?
(Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях)
Задача 2.
Цель: формировать умения решать задачу, пользоваться математическими знаками «-» и «+», развитие математического мышления.
Демонстрационный материал: изображения селезня и шести утят, утки и четырех утят за ней, контейнер с цифрами и математическими знаками.
- За селезнем плывет шесть утят, а за уткой – четыре утенка.
На сколько больше утят плывет за селезнем, чем за уткой?
(Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Вопрос о готовности детей к обучению в школе входит в число наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. От того, насколько осознанно и прочно формируются первые элементарные математически...
Развитие математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги! На протяжении десяти лет я работала над темой: «Развитие математического мышления у детей старшего дошкольного возраста». Буду рада поделиться с вами своими наработками, накопленным...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...
Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....
Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна
Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...